Работа с текстом на уроках окружающего мира. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Одним из важнейших учебных умений, которые мы формируем у младших школьников, является работа с текстом. На это указывают новые образовательные стандарты. Младший школьник должен учиться осмысленно воспринимать прочитанную информацию, использовать её для выполнения заданий, применять в учебных ситуациях. В первую очередь эта задача реализуется на уроках литературного чтения. Методика преподавания литературного чтения богата различными видами заданий по работе с художественными текстами. В начальной школе есть ещё один предмет, на котором ученики получают информацию, читая текст. Это окружающий мир. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй надо начинать формировать в начальной школе. Надо учить детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал.

Предлагаю вашему вниманию один из видов организации работы на уроке окружающего мира, направленный на осознанное, внимательное, ответственное восприятие текстового материала научной статьи учебника. Это работа по тестам к статьям учебника. Тесты я составляю сама. Цель такой работы – воспитание в понимании учащихся того, как важно внимательное прочтение учебного материала для осмысленного выполнения учебных заданий, направленных, прежде всего, на повышение собственного образовательного уровня; а также помочь детям методично усваивать материал, применяя навыки научной организации умственного труда. Всё это в конечном итоге способствует осмысленному и прочному усвоению знаний. Вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия; направлены на чёткое, логичное и последовательное восприятие статьи, на аккуратное отношение к каждому слову, несущему информацию или являющемуся связующим звеном между информационными блоками. А также на обобщение, выборочный поиск ответов.

Приведу несколько примеров тестов (учебник “Окружающий мир. 4 класс”, автор А. А. Плешаков, ОС “Школа России”). Тест выполняется на уроке после объяснения учителя, является самостоятельной работой учеников. Выполнив данный тест, ребёнку легче выполнить пересказ статьи, составить план, ответить на вопросы. Как один из вариантов можно организовать работу в парах по выполнению теста, в зависимости от особенностей класса. В результате получается план-конспект статьи. По аналогии можно составить подобные тесты к любой статье учебника.

В заключение необходимо отметить, что наряду с данной формой работы, где ученики читают про себя и письменно отвечают на вопросы, надо активно использовать на уроках устные задания, способствующие развитию устной грамотной монологической речи, обогащающие словарный запас, повышающие общий уровень воспитания и образования младших школьников.

Тест по статье “Когда и где? История – путешествие в глубь времён”.

1. Какими словами мы пользуемся, говоря о событиях, произошедших в недавнем прошлом? _____________________________________________

А какими – о событиях, которые случились сотни и тысячи лет назад? ______________________________________

2. Сколько это лет: век _________, тысячелетие _____________________

3. Какими цифрами в истории принято отмечать века? ______________ , а какими – годы? ______________________

4. Запиши римскими цифрами: 8 ____ , 12 ____ , 18 _____

5. Что считали первым годом своей истории жители Древнего Рима? ________________________________________________________________

6. Объясните, какие события мы относим к нашей эре.

________________________________________________________________

Объясните, о чём мы говорим “Это случилось до нашей эры”.

________________________________________________________________

7. Кто установил в нашей стране счёт времени от Рождества Христова? ________________________________________________________________

8. Пользуясь лентой времени, определите, к какому веку относится следующий год:

356 год - _________ век

1356 год - __________ век

1205 год - __________ век

1570 год - __________ век

1812 год - __________ век

1950 год - __________ век

2012 год - __________ век

9. Рассмотри карту на странице 45 в учебнике “Взятие крепости Измаил”. Определи по карте:

1) Кто командовал русскими войсками? ______________

2) На какой реке стоит крепость Измаил? ___________________

3) Каким цветом показаны атакующие русские колонны? ______________________

4) Какие рода войск участвовали во взятии крепости?

________________________________________________________________

Тест по статье “Мир глазами историка”

1. Найди два значения слова “история”

  1. ___________________________________________________________
  2. ___________________________________________________________

2. С чем образно сравнивается история? ____________________________________________

3. Что такое архивы? _____________________________________________________________

4. Где учёные-историки получают информацию о минувших эпохах?

_____________________________________________________________

5. Что такое исторические источники? ____________________________________________________________

6. Приведи несколько примеров исторических источников: ___________________________________________

7. Как назывался первый музей в России? __________________________________________________________

8. Кто его основал и когда? ______________________________________________

9. Что такое археология? _____________________________________________________________

10. Откуда учёные-археологи добывают исторические находки? __________________________________________

11. О чём помогают узнать находки археологов? ________________________________________________________

Тест по статье “Мир древности: далёкий и близкий”

1. Когда примерно возникло Египетское царство? _______________________

2. На берегах какой реки возникло Египетское царство? ________________

3. Как назывались цари Египта? _______________________

4. Как назывались особые знаки, которыми писали египтяне? __________________

5. Назови самые знаменитые города Древней Греции и Древнего Рима: _________________________________

6. Что такое Акрополь? ____________________________________________________________

7. В честь какой богини проводился праздник на Акрополе? ______________________

8. Назови дату основания Рима: _____________________________

9. Какой древний римский город был в древности погребён под слоем пепла вулкана Везувий и открыт современными археологами? ________________________

10. Когда закончилась история Древнего мира? _________________________________________________

Тест по статье “Трудные времена на русской земле”

Часть 1

1. Кто такие монголо-татары? __________________________________

2. Какой монгольский правитель возглавил первый поход на Русь? ________________________________________

3. В каком году состоялся этот поход? __________________

4. Какой русский город первым принял на себя полчища врагов? ___________________

5. Сколько дней продолжалась оборона этого города? _________________

6. Какой следующий крупный город разгромили монголо-татары? Когда это произошло? _________________________

7. Какой русский город оказал упорное сопротивление врагу и держал оборону семь недель? ______________________

8. Захватили ли монголо-татары тогдашнюю столицу Руси Киев? _____________

9. Захватили ли монголо-татары богатый Новгород? _____________

10. Как называлось государство монголо-татар? ____________________________

11. В чём заключалось порабощение Руси? __________________________

Часть 2

1. Откуда родом был князь Александр, прозванный Невским? ________________________

2. Кто угрожал Руси с севера-запада? _____________________________

3. Когда произошла Невская битва и с кем? ________________________

4. Когда произошло Ледовое побоище? ________________________

5. Как называлось озеро, где состоялось Ледовое побоище? __________________________________

6. Против кого сражалась дружина князя Александра? _______________________________________

7. Опиши тактический приём, каким пользовались рыцари во время битвы.

________________________________________________________________

8. Что придумал князь Александр, чтобы победить рыцарей? Удалась ли его военная хитрость? Опиши своими словами.

________________________________________________________________

9. Как ты думаешь, почему Русь стала лёгкой добычей для врагов? Напиши своё мнение._____________________________

Тест по статье “Пётр Великий”

1. Какое прозвище получил Пётр I в истории России? _________________________

2. Во сколько лет Пётр был провозглашён царём? ____________________________

3. Какое любимое увлечение было у Петра? _________________________________

4. Как назывался его полк? ________________________________________________

5. Какое значение имела эта игра для будущего Петра? __________________________________

6. В каких странах Пётр постигал премудрости корабельного дела? ___________________________________________________________________

7. Какие науки хорошо знал Пётр? ____________________________________________________

8. Много нового появилось в России при Петре I. Это:

  1. __________________________________________________
  2. __________________________________________________
  3. __________________________________________________
  4. __________________________________________________
  5. __________________________________________________
  6. __________________________________________________
  7. __________________________________________________

9. Как стала называться Россия с 1721 года? _________________________________

10. Назовите дату основания города Санкт-Петербурга ________________________

11. Назовите главную улицу Санкт-Петербурга _______________________________

Тест по статье “Равнины и горы России”

1. Найди на физической карте России (стр. 64) Уральские горы. Допиши предложение:

“С запада от Уральских гор лежит ____________________________________ равнина, к востоку от Уральских гор лежит ___________________________________ равнина”.

2. Почему Восточно-Европейскую равнину называют холмистой? __________________________________________________________________________

3. Западно-Сибирская равнина – самая плоская и низкая равнина на Земле, поэтому здесь так много ________________ .

4. Как в старину величали Уральские горы? _________________________________________ .

Почему? ____________________________________________________________________________

5. Уральские горы высокие или низкие? ___________________ .

Назови самые высокие горы России _______________________________ .

Как называется высочайшая гора в России? _____________________ .

6. Назови горы, расположенные на юге Сибири: ______________________________ .

Как переводится название одних из этих гор? ___________________________ .

7. Пользуясь картой на странице 64, ответь на следующие вопросы:

А) Какие полезные ископаемые добывают в Западно-Сибирской равнине?

Б) Какие полезные ископаемые добывают на Кавказе?

В) Какие полезные ископаемые добывают в Уральских горах?

Г) Назови самую высокую гору Алтая.

Какова её высота?

Тест по статье “У Чёрного моря”

1. Как называется зона, расположенная узкой полосой по побережью Чёрного моря? ___________________________________________________

2. Какое лето в субтропической зоне? _____________________

Какая зима в субтропической зоне? _____________________

3. Благодаря чему в субтропической зоне тёплые зимы? Поясни.

_______________________________________________________

4. Какие леса на Черноморском побережье Кавказа?

А) смешанные; Б) широколиственные; В) хвойные.

5. Приведи примеры деревьев, которые круглый год остаются зелёными: _____________________________________________________________

6. В переводе с латинского языка “суб” означает

А) “из”; Б) “под”; В) “через”.

7. Чем питаются цикады?

А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.

8. Чем питается богомол?

А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.

9. Чем питается жужелица кавказская?

А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.