Проект "Такой разный транспорт"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Актуальность

Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного опыта, от восприятия ребенком окружающего мира. Дошкольник, познавая окружающий мир, познает многообразие его предметов и явлений, делая на своем пути удивительные открытия, получает первые впечатления, делает первые наблюдения и делает определенные выводы. При этом неоценима роль взрослого, в общении с взрослыми и сверстниками активно развивается словарь, грамматический строй, связная речь. При наличии речевой патологии развитие ребенка протекает в стесненных условиях, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Для детей с ОНР характерно нарушение формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи). При этом понимание речи окружающих приближено к нормальному, а собственная речь представлена ограниченным кругом слов, в словаре детей преобладают слова обиходно-бытовой тематики. Дети не знают наименований многих предметов, частей предметов, делают замены названий по внешнему сходству предметов и видовым признакам. В речи детей значительное затруднение вызывает употребление прилагательных, глаголов, наречий.

Вне зависимости от уровня речевого недоразвития ребенка необходимой является логопедическая работа по коррекции словарного запаса, расширению объема словаря, уточнению значений слов, развитию структуры значения слова, формированию семантических полей, связи слов в лексиконе.

Данный проект направлен на формирование объема словаря, формирование структуры значения слова, представлений о конкретных и существенных признаках предметов, развитие лексической системности у детей с общим недоразвитием речи II и III уровней речи на материале темы «Транспорт».

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, подгрупповой, среднесрочный.

Объект исследования: транспорт.

Проблема: недостаточный уровень знаний детей о транспорте, несформированность лексико-грамматического строя по теме.

Время реализации проекта: ноябрь, 2013 г.

Принципы реализации проекта:

  • принцип системности (процесс развития и коррекции речевых нарушений проводится через воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы);
  • принцип комплексности (формирование лексических компонентов формируются в процессе воспитательно-образовательного сопровождения воспитанников в разнообразных видах деятельности);
  • принцип развития (в процессе логопедической работы выделяются те задачи, трудности, этапы, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка);
  • принцип учета возрастных и психофизических особенностей воспитанников;
  • принцип единства обучения и воспитания.
  • Участники проекта:

  • воспитанники старшего дошкольного возраста;
  • родители;
  • учитель-логопед Самойленко Л.В.
  • Обеспечение проекта:

  • методическое: программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», «Подготовка к школе детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»; рабочая программа «Логопедическая коррекция детей дошкольного возраста в условиях МБОУ ЦПМСС», автор-составитель Тузовская М.П.;
  • материально-техническое: наглядный (иллюстративный) и речевой материал, натуральные объекты, аудио- и видеоматериалы.
  • Цель: развитие познавательных способностей, расширение представлений о транспорте, как части окружающего предметного мира.

    Задачи.

    1. Активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей.
    2. Расширять, активизировать и актуализировать словарь.
    3. Формировать, развивать грамматический строй речи, связную речь, коммуникативные навыки.
    4. Развивать внимание, восприятие, память, мышление – умение обобщать, анализировать.
    5. Развивать умение сотрудничать с детьми и взрослыми в предложенных формах.

    План реализации проекта

    Этапы

    Деятельность педагогов

    Деятельность детей

    I этап.

    Целеполагание, выявление проблемы

    Выявление знаний детей по теме проекта – анкетирование по теме «Транспорт».

    Формулировка проблемы, введение в проблемную ситуацию: «Хотите узнать больше о транспорте?»

    Формулировка задачи.

    Постановка детей в определенные условия – вхождение в проблему. Вживание в проблемную ситуацию. Принятие задачи.

    II этап.

    Подгото-
    вительный

    Подбор литературы, речевого, иллюстративного материала, видео- и аудиоматериалов. Создание условий для проведения наблюдений за транспортом.

    Систематизация деятельности.

    Объединение детей в рабочую группу.

    III этап.

    Практический

    Направление и контроль за осуществлением проекта:

    1. Организация экскурсий, наблюдений за транспортом.

    2. Чтение произведений о транспорте (Сегал, «Машины на нашей улице», «Большое путешествие»), заучивание стихов, просмотр видеоматериалов, телепередач.

    3. Организация продуктивно-практической деятельности.

    4. Проведение дидактических игр и упражнений для развития словаря, грамматического строя, восприятия, внимания, памяти, мышления.

    Формирование специфических знаний, умений, навыков – выполнение детьми проекта; решение творческих споров, достижение договоренности; взаимопомощь друг другу.

    Продуктивная деятельность – конструирование, оригами, рисование, обведение шаблонов, трафаретов транспорта, раскрашивание, штриховка; вырезывание, изготовление макетов «Такой разный транспорт», «Машины спешат на помощь»; рисование недостающих деталей, изготовление объемных картин-аппликаций о транспорте.

    Дидактические игры и упражнения: «Один – много», «Большие – маленькие», «Раскрась машины в таблице», «Проведи дорожки», «Четвертый лишний», «Отгадай загадку и найди отгадку», «Найди два одинаковых самолета», «Найди пять отличий», «Назови воздушный транспорт», «Скажи наоборот», «Составь предложение из слов», «Закончи предложение».

    IV этап. Подготовка к презентации.

    Презентация в форме занятия-путешествия.

    Занятие-путешествие «Мы поедем, мы помчимся»

    Представление зрителям продукта деятельности.

    Итог

    Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

    Анализ результатов проведения проекта

    Положительная самооценка.

    Предполагаемый результат

    Предполагается, что поисковая познавательная активность воспитанников, базирующаяся на внутренней познавательной потребности, способствует эффективному усвоению нового знания, качественному творческому преобразованию ранее полученных знаний, является положительным психологическим фундаментом процесса познания и саморазвития (самовоспитания) личности. Полученные знания, умения и навыки в ходе проектной деятельности будут более стойкими, у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья более успешно актуализируется словарь, сформируется лексическая системность по теме «Транспорт».

    Схема реализации проекта. (Приложение 1)

    Вывод

    Анализируя результаты проведенной в рамках проекта логопедической работы, следует отметить, что у детей появились значительные сдвиги в структуре лексико-грамматического строя речи.

    На этапе целеполагания проекта проводилось выявление знаний детей по теме проекта в форме анкетирования, где было выявлено, что часть детей не используют обобщающее понятие «транспорт», не знают виды транспорта, недостаточно представляют, для чего нужны определенные виды транспорта, какое значение имеют части транспорта, их функциональное назначение. В лексико-грамматическом строе детей отмечалось недостаточное употребление прилагательных, глаголов, неспособность некоторых видов словоизменения, словообразования, подбора слов с противоположным значением и т.п.

    При осуществлении проекта была организована насыщенная работа по формированию представлений, знаний, умений у детей подгруппы – проводились наблюдения, экскурсии, различная практическая деятельность, дидактические игры в индивидуальной и подгрупповой форме, было проведено три подгрупповых занятия: «Какой бывает транспорт», «Машины спешат на помощь», итоговое занятие-путешествие «Мы поедем, мы помчимся». По окончании проекта было проведено повторное анкетирование, что позволяет отметить значительное продвижение детей: умение подбирать нужные слова, называть части предметов, использовать обобщающие понятия, дети научились согласовывать слова, словоизменению и словообразованию, т. е., научились использовать знания, полученные в рамках проекта.

    Таким образом, использование метода проектирования в логопедической практике позволяет сформировать прочные знания о выбранном объекте, организует лексическую системность у детей, значительно способствует развитию лексико-грамматического строя речи.

    Литература

    1. Игнатьева С.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб. пособие / С.А. Игнатьева. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С. 121-132.
    2. Лалаев Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст]: кн. для логопеда / Р.И. Лалаева. М.: Изд-во ВЛАДОС, 2004. – 312 с.
    3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
    4. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх [Текст]: пособие для логопедов, воспитателей и родителей/ О.Ю Филимонова. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 127 с., илл.
    5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательного рассказа // Дошкольное воспитание. 1990. №10
    6. Евдокимова Е.Н. Проект как мотивация к познанию. // Дошкольное воспитание. 2003. №3.
    7. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения – М.: Изд. Аркти 2003.
    8. Меркулова Т.В. Дубинина Е.А. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика [Текст]: учеб. пособие / Меркулова Т.В. Дубинина Е.А. М.: Изд. Школьная Пресса, 2010.