I. Пояснительная записка
Учащиеся-инофоны – это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали со своими детьми на родном языке.
При обучении математике желательно включать в урок занимательные игры, которые оживляют урок, делают его более интересным и разнообразным. Учебная задача, поставленная перед учащимися в игровой форме, становится для них более понятной, а словесный материал легче и быстрее запоминается. Закрепление старых и приобретение новых навыков и умений в игровой форме также происходит более активно. В процессе игры дети усваивают новую математическую терминологию, тренируются в произношении и закреплении в речи определённых слов, словосочетаний, целых предложений.
В работе по обучению детей-инофонов математике нужно чаще использовать коллективную форму работы. Достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает объём речевой деятельности на уроках: ведь хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками. Эта работа удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать что-либо на русском языке. Они помогли создать у детей запас наиболее употребительных русских слов и фраз для использования их в разговорной речи.
Работа в парах позволяет исправлять речевые ошибки учеников путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывают друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи.
При обучении математики активно используются правила-инструкции, разъясняющие закономерности математического языка и помогающие формировать языковую компетенцию школьников.
У детей-мигрантов есть одна особенность, которую необходимо обязательно учитывать учителю: закономерности математической терминологии они воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто и приводит к ошибкам. Такой перенос называется интерференцией. Задача учителя – преодолеть влияние родного языка, предупредить интерференционные ошибки в русской речи. Все упражнения по предупреждению и снятию интерференции можно подразделить на:
- упражнения на снятие интерференции на разных уровнях языковой системы. Это упражнения на наблюдение и анализ отобранных языковых явлений, вызывающих наибольшие трудности, упражнения на тренировку (имитативные, подстановочные, вопросно-ответные, трансформационные, упражнения по образцу и т.п.), упражнения на перевод.
- упражнения на снятие интерференции в речи, то есть репродуктивные упражнения (пересказ, пересказ с элементами трансформации), репродуктивно-продуктивные (составление диалогов, коротких текстов по образцам), продуктивные (ситуативные, коммуникативные).
Таким образом, цель обучения математики детей мигрантов — изучение живой речи для успешной социализации учащихся. Основными задачами преподавания математики являются предупреждение ошибок в математической терминологии русской речи, овладение основными нормами математического языка, приоритет поликультурного образования.
Среди методов, используемых при обучении математики детей — инофонов, можно выделить объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский. Для объяснительно-иллюстративного метода обучения характерны такие приемы, как сообщение учителем фактов, чтение учащимися материала учебника или дополнительной литературы по математике, сопоставление фактов русского и родного языков, разбор готовой инструкции, коллективное составление схем, решение задач и примеров по образцу и др.
Для репродуктивного метода важна система воспроизведения и повторения способа действия по заданиям учителя. Частично-поисковый метод предполагает разнообразие вопросов и заданий поискового характера на определенных этапах обучения.
Программа внеурочной деятельности “Занимательная математика для детей – инофонов” относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что дети-инофоны должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности, внимание и память, не быть отстающими по предмету.
Научность заключается в том, что математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить у всех детей, в том числе и у детей-инофонов, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Новизна данной программы определена тем, что она направлена на работу только с детьми-инофонами, т.е. на тех учащихся, которые не только плохо говорят на русском языке, но и не понимают его.
Цель обучения математики детей-инофонов — изучение живой речи для успешной социализации учащихся.
Основными задачами преподавания математики являются:
- предупреждение ошибок в математической терминологии русской речи;
- овладение основными нормами математического языка;
- приоритет поликультурного образования;
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности
Дополнительная образовательная программа “Занимательная математика для детей-инофонов” рассчитана на один год обучения, на 34 учебных часа.
Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю по 40 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические конкурсы, игры.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к играм, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных и логических задач;
- оформление математических газет;
- участие в математических конкурсах и играх;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- самостоятельная работа;
- работа в парах и в мини-группах;
- творческие работы.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование тем курса |
Всего часов |
Виды деятельности |
Форма контроля |
1 |
Вводное занятие |
1 |
Определение интересов, склонностей учащихся. |
|
2 |
Удивительный мир чисел. Как люди научились считать. |
1 |
Выполнение заданий презентации “удивительный мир чисел. Как люди научились считать.” |
Игра – соревнование “веселый счёт” |
3 |
Интересные приемы устного счёта. |
1 |
Устный счёт |
Математический диктант |
4 |
Решение занимательных задач в стихах. |
1 |
Работа в группах: решение задач |
Тестирование |
5 |
Волшебная линейка |
1 |
Выполнение заданий презентации “волшебная линейка” |
Тестирование |
6 |
Учимся отгадывать ребусы. |
1 |
Составление математических ребусов |
Конкурс на лучший математический ребус |
7 |
Решение ребусов и логических задач. |
2 |
Работа в группах: решение
задач; |
Взаимный контроль |
8 |
Числа-великаны. Коллективный счёт. Веселый счет. |
1 |
Работа в группах: решение задач |
Проверочный тест; |
9 |
Танграм: древняя китайская головоломка. |
1 |
Работа в группах: решение
задач; |
Взаимный контроль |
10 |
Игры с кубиками. |
1 |
Работа с алгоритмом, |
Взаимный контроль |
11 |
ЛЕГО– конструкторы. |
1 |
Работа в группах |
Конкурс на лучшую конструкцию |
12 |
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
1 |
Составление схем, диаграмм |
Тестирование |
13 |
Загадки– смекалки. |
1 |
Составление загадок, требующих математического решения |
Конкурс на лучшую загадку-смекалку |
14 |
“Спичечный” конструктор |
1 |
Построение конструкции по заданному образцу |
Конкурс на лучшую конструкцию |
15 |
Обратные задачи. |
1 |
Работа в группах “найди пару” |
Познавательная игра “где твоя пара?” |
16 |
Аппликация из геометрических фигур. |
1 |
Самостоятельная работа; работа в парах |
Конкурс на лучшую аппликацию |
17 |
Оригами |
2 |
Самостоятельная работа; работа в парах |
Конкурс на лучшую поделку |
18 |
Задачи с изменением вопроса. |
1 |
Инсценирования задач |
Конкурс на лучшее инсценирование математической задачи |
19 |
|
1 |
Работа в группах |
Взаимный контроль |
20 |
“Газета любознательных”. |
1 |
Проектная деятельность |
Конкурс на лучшую математическую газету |
21 |
Решение нестандартных задач. |
1 |
Решение задач на установление причинно-следственных отношений |
Тестирование |
22 |
Решение задач-шуток. |
1 |
Решение математических загадок, требующих от обучающихся логических рассуждений |
Взаимный контроль |
23 |
Весёлая геометрия |
2 |
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
Тестирование |
24 |
Игра “Работа над ошибками” |
1 |
Работа над ошибками в задачах |
Тестирование |
25 |
Кодирование информации. Шифры. |
1 |
Составление знаковых систем |
Взаимный контроль |
26 |
Решение логических задач. |
1 |
Схематическое изображение задач |
Тестирование |
27 |
Игра “У кого какая цифра” |
1 |
Творческая работа |
Тестирование |
28 |
Знакомьтесь: Архимед! |
1 |
Работа с энциклопедиями и справочной литературой |
Создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации |
29 |
Задачи с многовариантными решениями. |
1 |
Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения |
Взаимный контроль |
30 |
Знакомьтесь: Пифагор! |
1 |
Работа с информацией презентации: “знакомьтесь: пифагор!” |
Викторина |
31 |
Круглый стол “Подведем итоги” |
1 |
Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе |
Анкетирование |
Содержание программы
1. Вводное занятие. Значение математики в жизни человека – 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. Определение интересов, склонностей учащихся.
2. Удивительный мир чисел. Как люди научились считать – 1 час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанных со счётом предметов, выполнение заданий презентации “Удивительный мир чисел. Как люди научились считать”. Игра-соревнование “Веселый счёт”.
3. Интересные приемы устного счёта – 1 час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах – 1 час
Решение занимательных задач в стихах по теме “Арифметические действия с натуральными числами”.
5. Волшебная линейка – 1 час
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Выполнение заданий презентации “Волшебная линейка”.
6. Учимся отгадывать ребусы – 1 час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Решение ребусов и логических задач – 2 часа
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
8. Числа-великаны. Коллективный счёт. Веселый счет – 1 час
Выполнение арифметических действий с числами. Игра “Что происходит?”.
9. Танграм: древняя китайская головоломка – 1 час
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
10. Игры с кубиками – 1 час
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
11. ЛЕГО-конструкторы – 1 час
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу
12. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
13. Загадки– смекалки – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
14. “Спичечный” конструктор – 1 час
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.
15. Обратные задачи – 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему. Познавательная игра “Где твоя пара?”
16. Аппликация из геометрических фигур – 1 час
Знакомство с геометрическими фигурами, составление из геометрических фигур смысловые картинки.
17. Оригами – 2 часа
Знакомство с техников оригами. Складывание простых фигур.
18. Задачи с изменением вопроса. – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
19. Практикум “Подумай и реши” – 1 час
Решение математических задач, требующих от обучающихся логических рассуждений.
20. “Газета любознательных” – 1 час
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты, оформление газеты.
21. Решение нестандартных задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
22. Решение задач – шуток – 1 час
Решение математических задач, требующих от обучающихся логических рассуждений.
23. Весёлая геометрия – 2 часа
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
24. Игра “Работа над ошибками” – 1 час
Работа над ошибками в задачах, математических примерах.
25. Кодирование информации. Шифры – 1 час
С помощью способов кодирования информации зашифровывать различные послания.
26. Решение логических задач – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
27. Игра “У кого какая цифра”. – 1 час
Закрепление знаний нумерации чисел, действий с числами.
28. Знакомьтесь: Архимед! – 1 час
Исторические сведения:
– кто такой Архимед
– открытия Архимеда
– вклад в науку
29. Задачи с многовариантными решениями – 1час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
30. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Работа с информацией презентации: “Знакомьтесь: Пифагор!” Работа с энциклопедиями и справочной литературой. Исторические сведения:
– кто такой Пифагор;
– открытия Пифагор;
– вклад в науку.
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем – 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Круглый стол “Подведем итоги” – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
Список литературы
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. Занимательная математика. Волгоград: “Учитель”, 2007.
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 5 – 6 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Васильева И. “Графические диктанты. Нарисуй по клеточкам”, Москва, 2010.
- Докучаева Н.Н. “Головоломки своими руками”, Санкт Петербург, 1997.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: “Лицей”, 2002.
- Надеждина В. “Книга танграм. 1000+1 фигура”, Минск , 2007.
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.
- Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.– Пб.: “Лань”, 1995.
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: “Грамотей”, 2004.
- Интернет.