Программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика для детей-инофонов"

Разделы: Математика


I. Пояснительная записка

Учащиеся-инофоны – это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали со своими детьми на родном языке.

При обучении математике желательно включать в урок занимательные игры, которые   оживляют урок, делают его более интересным и разнообразным. Учебная задача, поставленная перед учащимися  в игровой форме, становится для них более понятной, а словесный материал легче и быстрее запоминается. Закрепление старых и приобретение новых навыков и умений в игровой форме также происходит  более активно. В процессе игры дети усваивают  новую математическую терминологию, тренируются  в произношении и закреплении в речи определённых слов, словосочетаний, целых предложений.

В работе по обучению детей-инофонов математике нужно чаще использовать коллективную форму работы. Достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает объём речевой деятельности на уроках: ведь хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками. Эта работа удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать что-либо на русском языке. Они помогли создать у детей запас наиболее употребительных русских слов и фраз для использования их в разговорной речи.

Работа в парах  позволяет исправлять речевые ошибки учеников путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывают друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи.

При обучении математики активно используются правила-инструкции, разъясняющие закономерности математического языка и помогающие формировать языковую компетенцию школьников.

У детей-мигрантов есть одна особенность, которую необходимо обязательно учитывать учителю: закономерности математической терминологии они воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто и приводит к ошибкам. Такой перенос называется интерференцией. Задача учителя – преодолеть влияние родного языка, предупредить интерференционные ошибки в русской речи. Все упражнения по предупреждению и снятию интерференции можно подразделить на:

  • упражнения на снятие интерференции на разных уровнях языковой системы. Это   упражнения на наблюдение и анализ отобранных языковых явлений, вызывающих наибольшие трудности,  упражнения на тренировку (имитативные, подстановочные, вопросно-ответные, трансформационные, упражнения по образцу и т.п.), упражнения на перевод.
  • упражнения на снятие интерференции в речи, то есть  репродуктивные упражнения (пересказ, пересказ с элементами трансформации), репродуктивно-продуктивные (составление диалогов, коротких текстов по образцам), продуктивные (ситуативные, коммуникативные).

Таким образом,  цель обучения математики детей мигрантов — изучение живой речи для успешной социализации учащихся. Основными задачами преподавания математики являются предупреждение ошибок в математической терминологии русской речи, овладение основными нормами математического языка, приоритет поликультурного образования.

Среди методов, используемых при обучении  математики детей — инофонов, можно выделить объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский. Для объяснительно-иллюстративного метода обучения характерны такие приемы, как сообщение учителем фактов, чтение учащимися материала учебника или дополнительной литературы по математике, сопоставление фактов русского и родного языков, разбор готовой инструкции, коллективное составление схем, решение задач и примеров по образцу и др.

Для репродуктивного метода важна система воспроизведения и повторения способа действия по заданиям учителя. Частично-поисковый метод предполагает разнообразие вопросов и заданий поискового характера на определенных этапах обучения.

Программа внеурочной деятельности “Занимательная математика для детей – инофонов” относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что дети-инофоны должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности, внимание и память, не быть отстающими по предмету.

Научность заключается в том, что математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить у всех детей, в том числе и у детей-инофонов, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Новизна данной программы определена тем, что она направлена на работу только с детьми-инофонами, т.е. на тех учащихся, которые не только плохо говорят на русском языке, но и не понимают его.

Цель обучения математики детей-инофонов — изучение живой речи для успешной социализации учащихся.

Основными задачами преподавания математики являются:

  • предупреждение ошибок в математической терминологии русской речи;
  • овладение основными нормами математического языка;
  • приоритет поликультурного образования;
  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности

Дополнительная образовательная программа “Занимательная математика для детей-инофонов” рассчитана на один год обучения, на 34 учебных часа.

Практическая направленность

Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю по 40 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические конкурсы, игры.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
  • коллективная (выполнение работы для подготовки к играм, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных и логических задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математических конкурсах и играх;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах и в мини-группах;
  • творческие работы.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем курса

Всего часов

Виды деятельности

Форма контроля

1

Вводное занятие
Значение математики в жизни человека

1

Определение интересов, склонностей учащихся.

 

2

Удивительный мир чисел. Как люди научились считать.

1

Выполнение заданий презентации “удивительный мир чисел. Как люди научились считать.”

Игра – соревнование “веселый счёт”

3

Интересные приемы устного счёта.

1

Устный счёт

Математический диктант

4

Решение занимательных задач в стихах.

1

Работа в группах: решение задач

Тестирование

5

Волшебная линейка

1

Выполнение заданий презентации “волшебная линейка”

Тестирование

6

Учимся отгадывать ребусы.

1

Составление математических ребусов

Конкурс на лучший математический ребус

7

Решение ребусов и логических задач.

2

Работа в группах: решение задач;
Самостоятельная работа

Взаимный контроль

8

Числа-великаны. Коллективный счёт. Веселый счет.

1

Работа в группах: решение задач

Проверочный тест;
Игра “что происходит?”

9

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

Работа в группах: решение задач;
Самостоятельная работа

Взаимный контроль

10

Игры с кубиками.

1

Работа с алгоритмом,
Самостоятельная работа

Взаимный контроль

11

ЛЕГО– конструкторы.

1

Работа в группах

Конкурс на лучшую конструкцию

12

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

Составление схем, диаграмм

Тестирование

13

Загадки– смекалки.

1

Составление загадок, требующих математического решения

Конкурс на лучшую загадку-смекалку

14

“Спичечный” конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу

Конкурс на лучшую конструкцию

15

Обратные задачи.

1

Работа в группах “найди пару”

Познавательная игра “где твоя пара?”

16

Аппликация из геометрических фигур.

1

Самостоятельная работа; работа в парах

Конкурс на лучшую аппликацию

17

Оригами

2

Самостоятельная работа; работа в парах

Конкурс на лучшую поделку

18

Задачи с изменением вопроса.

1

Инсценирования задач

Конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

19

Практикум “Подумай и реши”.

1

Работа в группах

Взаимный контроль

20

“Газета любознательных”.

1

Проектная деятельность

Конкурс на лучшую математическую газету

21

Решение нестандартных задач.

1

Решение задач на установление причинно-следственных отношений

Тестирование

22

Решение задач-шуток.

1

Решение математических загадок, требующих от обучающихся логических рассуждений

Взаимный контроль

23

Весёлая геометрия

2

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Тестирование

24

Игра “Работа над ошибками”

1

Работа над ошибками в задачах

Тестирование

25

Кодирование информации. Шифры.

1

Составление знаковых систем

Взаимный контроль

26

Решение логических задач.

1

Схематическое изображение задач

Тестирование

27

Игра “У кого какая цифра”

1

Творческая работа

Тестирование

28

Знакомьтесь: Архимед!

1

Работа с энциклопедиями и справочной литературой

Создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

29

Задачи с многовариантными решениями.

1

Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

Взаимный контроль

30

Знакомьтесь: Пифагор!

1

Работа с информацией презентации: “знакомьтесь: пифагор!”

Викторина

31

Круглый стол “Подведем итоги”

1

Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

Анкетирование

Содержание программы

1. Вводное занятие. Значение математики в жизни человека – 1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. Определение интересов, склонностей учащихся.

2. Удивительный мир чисел. Как люди научились считать1 час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанных со счётом предметов, выполнение заданий презентации “Удивительный мир чисел. Как люди научились считать”. Игра-соревнование “Веселый счёт”.

3. Интересные приемы устного счёта – 1 час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах – 1 час

Решение занимательных задач в стихах по теме “Арифметические действия с натуральными числами”.

5. Волшебная линейка – 1 час

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Выполнение заданий презентации “Волшебная линейка”.

6. Учимся отгадывать ребусы – 1 час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Решение ребусов и логических задач – 2 часа

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

8. Числа-великаны. Коллективный счёт. Веселый счет – 1 час

Выполнение арифметических действий с числами. Игра “Что происходит?”.

9. Танграм: древняя китайская головоломка – 1 час

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

10. Игры с кубиками – 1 час

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

11. ЛЕГО-конструкторы – 1 час

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу

12. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными – 1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

13. Загадки– смекалки – 1 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

14. Спичечный” конструктор – 1 час

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

15. Обратные задачи – 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему. Познавательная игра “Где твоя пара?”

16. Аппликация из геометрических фигур – 1 час

Знакомство с геометрическими фигурами, составление из геометрических фигур смысловые картинки.

17. Оригами – 2 часа

Знакомство с техников оригами. Складывание простых фигур.

18. Задачи с изменением вопроса. – 1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

19. Практикум “Подумай и реши” – 1 час

Решение математических задач, требующих от обучающихся логических рассуждений.

20. “Газета любознательных” – 1 час

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты, оформление газеты.

21. Решение нестандартных задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

22. Решение задач – шуток – 1 час

Решение математических задач, требующих от обучающихся логических рассуждений.

23. Весёлая геометрия – 2 часа

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

24. Игра “Работа над ошибками” – 1 час

Работа над ошибками в задачах, математических примерах.

25. Кодирование информации. Шифры – 1 час

С помощью способов кодирования информации зашифровывать различные послания.

26. Решение логических задач – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

27. Игра “У кого какая цифра”. – 1 час

Закрепление знаний нумерации чисел, действий с числами.

28. Знакомьтесь: Архимед! – 1 час

Исторические сведения:

– кто такой Архимед
– открытия Архимеда
– вклад в науку

29. Задачи с многовариантными решениями – 1час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

30. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час

Работа с информацией презентации: “Знакомьтесь: Пифагор!” Работа с энциклопедиями и справочной литературой. Исторические сведения:

– кто такой Пифагор;
– открытия Пифагор;
– вклад в науку.

27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем – 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

28. Круглый стол “Подведем итоги” – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

Список литературы

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. Занимательная математика. Волгоград: “Учитель”, 2007.
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
  3. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 5 – 6 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Васильева И. “Графические диктанты. Нарисуй по клеточкам”, Москва, 2010.
  5. Докучаева Н.Н. “Головоломки своими руками”, Санкт Петербург, 1997.
  6. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: “Лицей”, 2002.
  7. Надеждина В. “Книга танграм. 1000+1 фигура”, Минск , 2007.
  8. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.
  9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.– Пб.: “Лань”, 1995.
  10. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: “Грамотей”, 2004.
  11. Интернет.