Урок русского языка по теме "Парные звонкие и глухие согласные. Признак предмета. Действие предмета. Понимание текста"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: практическое пользование изученными буквами, полученными умениями.

Предметные задачи:

  • освоить понятия “парные – непарные согласные”;
  • иметь представление о понятиях: “единственное и множественное число”, “слова – предметы”, “слова – признаки”, “слова – действия”.

В ходе работы по данной теме формируются следующие универсальные учебные действия.

Личностные УУД:

  • формировать интерес к занятиям по Азбуке;
  • способствовать формированию интереса к предметно-исследовательской деятельности;
  • уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям;
  • формировать навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия;
  • оценивать совместно с учителем результат своих действий;
  • контролировать и самостоятельно адекватно оценивать свои действия при работе с рисунками, словесно-логическим материалом.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
  • ориентироваться в информационном материале учебника;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, приведёнными в учебной литературе;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • принимать участие в работе группы;
  • делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях.

Оборудование: учебник “Азбука” – авторы Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец, электронный учебник, презентация (физкультминутка), мультимедиа: демоверсия мультимедийных материалов “Проверь себя”

Ход урока

I. Организационный момент

Урок обучения грамоте.

Тема урока: используя имеющиеся знания, будем приобретать новые.

II. Актуализация знаний учащихся

1. У. – На какие группы можно разбить буквы: б, п, в, ф, г, к, ж, ш, з, с, т, д.

(По звонкости – глухости, мягкости – твёрдости).

У. – Какая пара букв “лишняя”.

Д. – Ж-Ш, т. к. всегда обозначают только твёрдые звуки.

2. Работа по учебнику. Стр. 70. “Кто так говорит?”

Инсценирование.

3. Работа для девочек – мальчиков в отдельных тетрадях, на доске с помощью специальных квадратиков.

У. – Составить схемы к словам шары, глазки.

У. – Рассказать про согласные звуки.

III. Постановка и решение проблемы

Работа по электронному учебнику. С. 70.

1. У. – Что нарисовал художник. Назовите. Это что?

Д. – Луна, снежный ком, воздушный шар, шарики, одуванчики, ракетка, теннисный шарик, земной шар.

У. – Почему вы сказали не просто шар, а воздушный шар, земной шар; не просто шарик, а теннисный ит. д.

Д. – Чтобы было понятнее.

У. – Поставьте вопросы к словам теннисный, и т.д.

У. – Про слова, которые отвечают на вопросы какой?, какие?, какое?, какая?, говорят, что они обозначают признак предмета.

2. У. – Что можете сказать про слова шар, шары, шарики?

Д. – Родственные, однокоренные.

Д. – Единственное, множественное число.

Д. – Предметы отличаются по размеру.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

1. У. – Вставьте пропущенные буквы. Маша машет. Маша мажет.

Задайте вопрос.

У. – Про слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делают? говорят, что обозначают действия предмета.

2. У. – Какие действия совершают ученики в классе, учитель?

Д. – Пишут, играют, отвечают, ит. д.

V. Физминутка

VI. Первичное закрепление знаний

1. У. – Решите кроссворд, и узнаете, как называется мышеловка из пяти букв. (По рисункам учебника).

2. У. – Составьте предложения (по вариантам) по схеме __ __ __ __ со словами: шуба, каша.

Д. – Старая шуба висела в шкафу. Горячая каша стояла на столе.

У. – Назовите действия предмета.

3. Чтение текста с. 71.

Света шила рубашку брату. Скроила, вшила рукава, пришила воротник. Подшила низ и вышила кораблик. Вот рубашка и готова!

– Носи, Максимка, рубашку!

Подарок удивил брата.

– Ты сшила рубашку или распашонку?

У. – Отметьте слова, которые обозначают действия предмета.

У. – Сколько человек нужно для чтения текста.

У. – Объясни пословицы. Выбери пословицы к тексту.

Поспешишь людей насмешишь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Дело мастера боится.

У. – Найди пословицу по предложенной схеме.

VII. Проверка знаний

Мультимедиа. Демоверсия “Проверь себя”. (Сказочный герой Ёжик).

У. – Интересно, будет ли доволен нами Ёжик?

№6. Лексическое и грамматическое значение слова.

А) Найди в каждом ряду букв по два слова.

Б) Раздели слова на три группы: что?, какой?, что делать?

В) Замени первую букву в каждом слове так, чтобы получились названия животных.

№8. Предложение и текст.

А) Найди три предложения.

VIII. Рефлексия

  • Что на уроке вам показалось особенно интересным?
  • Довольны ли вы своей работой на уроке?
  • Что бы вы ещё хотели узнать по теме урока?
  • О чём хотелось бы рассказать своим родителям?

Использованная литература

  1. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. 1 класс, Издательский дом “Фёдоров”, издательство “Учебная литература”, 2012 год.
  2. Демоверсия программы “Проверь себя” www.media.zankov.ru