Цель урока: практическое пользование изученными буквами, полученными умениями.
Предметные задачи:
- освоить понятия “парные – непарные согласные”;
- иметь представление о понятиях: “единственное и множественное число”, “слова – предметы”, “слова – признаки”, “слова – действия”.
В ходе работы по данной теме формируются следующие универсальные учебные действия.
Личностные УУД:
- формировать интерес к занятиям по Азбуке;
- способствовать формированию интереса к предметно-исследовательской деятельности;
- уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям;
- формировать навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий;
- контролировать и самостоятельно адекватно оценивать свои действия при работе с рисунками, словесно-логическим материалом.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
- ориентироваться в информационном материале учебника;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, приведёнными в учебной литературе;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- принимать участие в работе группы;
- делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях.
Оборудование: учебник “Азбука” – авторы Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец, электронный учебник, презентация (физкультминутка), мультимедиа: демоверсия мультимедийных материалов “Проверь себя”
Ход урока
I. Организационный момент
Урок обучения грамоте.
Тема урока: используя имеющиеся знания, будем приобретать новые.
II. Актуализация знаний учащихся
1. У. – На какие группы можно разбить буквы: б, п, в, ф, г, к, ж, ш, з, с, т, д.
(По звонкости – глухости, мягкости – твёрдости).
У. – Какая пара букв “лишняя”.
Д. – Ж-Ш, т. к. всегда обозначают только твёрдые звуки.
2. Работа по учебнику. Стр. 70. “Кто так говорит?”
Инсценирование.
3. Работа для девочек – мальчиков в отдельных тетрадях, на доске с помощью специальных квадратиков.
У. – Составить схемы к словам шары, глазки.
У. – Рассказать про согласные звуки.
III. Постановка и решение проблемы
Работа по электронному учебнику. С. 70.
1. У. – Что нарисовал художник. Назовите. Это что?
Д. – Луна, снежный ком, воздушный шар, шарики, одуванчики, ракетка, теннисный шарик, земной шар.
У. – Почему вы сказали не просто шар, а воздушный шар, земной шар; не просто шарик, а теннисный ит. д.
Д. – Чтобы было понятнее.
У. – Поставьте вопросы к словам теннисный, и т.д.
У. – Про слова, которые отвечают на вопросы какой?, какие?, какое?, какая?, говорят, что они обозначают признак предмета.
2. У. – Что можете сказать про слова шар, шары, шарики?
Д. – Родственные, однокоренные.
Д. – Единственное, множественное число.
Д. – Предметы отличаются по размеру.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
1. У. – Вставьте пропущенные буквы. Маша машет. Маша мажет.
– Задайте вопрос.
У. – Про слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делают? говорят, что обозначают действия предмета.
2. У. – Какие действия совершают ученики в классе, учитель?
Д. – Пишут, играют, отвечают, ит. д.
V. Физминутка
VI. Первичное закрепление знаний
1. У. – Решите кроссворд, и узнаете, как называется мышеловка из пяти букв. (По рисункам учебника).
2. У. – Составьте предложения (по вариантам) по схеме __ __ __ __ со словами: шуба, каша.
Д. – Старая шуба висела в шкафу. Горячая каша стояла на столе.
У. – Назовите действия предмета.
3. Чтение текста с. 71.
Света шила рубашку брату. Скроила, вшила рукава, пришила воротник. Подшила низ и вышила кораблик. Вот рубашка и готова!
– Носи, Максимка, рубашку!
Подарок удивил брата.
– Ты сшила рубашку или распашонку?
У. – Отметьте слова, которые обозначают действия предмета.
У. – Сколько человек нужно для чтения текста.
У. – Объясни пословицы. Выбери пословицы к тексту.
Поспешишь – людей насмешишь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Дело мастера боится.
У. – Найди пословицу по предложенной схеме.
VII. Проверка знаний
Мультимедиа. Демоверсия “Проверь себя”. (Сказочный герой Ёжик).
У. – Интересно, будет ли доволен нами Ёжик?
№6. Лексическое и грамматическое значение слова.
А) Найди в каждом ряду букв по два слова.
Б) Раздели слова на три группы: что?, какой?, что делать?
В) Замени первую букву в каждом слове так, чтобы получились названия животных.
№8. Предложение и текст.
А) Найди три предложения.
VIII. Рефлексия
Использованная литература
- Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. 1 класс, Издательский дом “Фёдоров”, издательство “Учебная литература”, 2012 год.
- Демоверсия программы “Проверь себя” www.media.zankov.ru