Урок литературного чтения. Г.Паустовский "Растрепанный воробей". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Задачи урока:

  • образовательные: продолжить знакомство с произведением К.Паустовского “Растрёпанный воробей”, обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации: пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи;
  • развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;
  • воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.

Оборудование и ресурсное обеспечение:

  • портрет К.Г. Паустовского, выставка книг К.Г. Паустовского, иллюстрации вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, изображения брошек – букетов цветов; цв. карандаши;
  • видеозапись фрагмента из м/ф “Растрепанный воробей” по мотивам произведения К.Г. Паустовского, словарь С.И.Ожегова; учебник “Литературное чтение” ч.2 ав. Климанова Л.Ф.
  • компьютер, экран, проектор, программные средства: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок

Презентация.

Учитель: На уроке наши глаза внимательно смотрят

И всё....... (видят)
Уши внимательно слушают
И всё......(слышат)
Голова хорошо......(работает)

2. Дыхательная гимнастика. (Слайд 2)

Вдох через нос – выдох через нос;
Вдох через нос – выдох через нос; (частями)
Вдох через рот – выдох через рот;
Вдох через рот – выдох через рот; (частями)

3. Артикуляционная гимнастика, массаж

Массаж висков, ушки, крылья носа (круговые движения)

Заводим моторчики (р-р-р-р), темп постепенно ускоряется.

4. Речевая разминка. (Слайд 3)

Прочитайте гласные И А У Э Ы О

Произнесите их на одном дыхании. Попробуем произнести на одном дыхании две строчки подряд.

Прочитайте эти гласные так, как будто вы очень устали и кое-как идёте.

А теперь так, как будто вы скачете в припрыжку.

Добавим слог. Прочитайте его (БИПТ).

  • Прочитаем этот слог, добавляя гласные (бипти, бипта, бипту ит.д)
  • Прочитаем слоги с ласковой, нежной интонацией, ставя ударение на последнем гласном.
  • Прочитаем так, как будто вы очень рассердились, ставя ударение на первом гласном.

Развитие техники чтения, внимания, памяти (Слайд 4-6)

Выразительное чтение стихотворения. О ком это стихотворение? Докажите.

Игра “День-ночь”

  • “ночь” - закрываются некоторые слова; “день” – прочитать стихотворение, восстановив все слова
  • “ночь” - еще закрываются слова; “день” - опять прочитать стихотворение, назвав правильно слова

5. Работа со скороговоркой. (Слайд 7-8)

Ворона влетела в веранду и выхватила у воробья вареник.

Чтение про себя, вслух, по рядам с увеличением темпа. Работа в парах, какая пара быстрее и дружнее расскажет скороговорку.

Значение слов: ВЕРАНДА и ВАРЕНИК. (словарь)

6. Работа со слоговыми таблицами (Слайд 9 - 10)

- орфографически, с ударением, орфоэпически

- Что обозначают эти слова?

- Кто выполнял все эти действия?

- Какой вы представляете себе ворону? Опишите. Выберите подходящую картинку.

Попробуйте объяснить свой выбор.

- Подумайте, в той же последовательности ворона выполняла эти действия?

7. Актуализация знаний (слайды 11-13). Постановка цели урока

- Почему мы читаем о воробье?

- Да, действительно, сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение К.Г.Паустовского “ Растрёпанный воробей”.

- В какой из сборников вы бы поместили текст этого произведения? Почему?

Эпиграф: - “Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости”.

- Как понимаете?

(Этот текст нужно не просто читать, а вчитываться, всматриваться, т.е. быть очень внимательными, и тогда мы увидим что-то новое для себя).

Молодцы. Постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий. Я предлагаю Вам в конце урока составить характеристику главного героя произведения – воробья.

8. Работа над произведением Г. Паустовский “Растрёпанный воробей”

Стр. 12

Чтение “Буксир” (Начинает читать учитель, дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова начинает читать вслух. Ребята, которые сумели “поймать” темп чтения, встретятся с учителем на одном слове.)

- Кому удалось встретиться со мной на одном слове? Молодцы.

Стр. 13-14

“Бросок - засечка” (Исходное положение – руки на коленях, спина ровная. Следить за текстом ребёнок должен только глазами. При слове “бросок” дети начинают читать про себя. При слове “засечка” - дети поднимают головы, отрывают глаза от текста и некоторое время отдыхают. Затем снова при слове “бросок” ребята начинают читать. Они должны постараться как можно быстрее найти то слово, на котором остановились. И так несколько раз.)

- Кто сразу же находил то слово, на котором остановился?

- А кому для этого нужно было начать читать весь текст сначала?

(Слайды 14-15)

 - Кто из героев предстает перед нами первым?

- С кем жила Маша?

- Внимательно посмотрите на вопросы. Найдите те, которые не относятся к

произведению. Расставьте оставшиеся вопросы в порядке следования эпизодов текста.

Ответьте на вопросы.

9. Физминутка (снятие зрительного утомления) (Слайды 16-18)

 

10. Работа по содержанию текста. (Слайды 19 - 21)

Перед вами иллюстрация к тексту. Что вы видите на ней? Перед вами на партах лежат небольшие отрывки из этой части. Ваша задача найти в учебнике нужный отрывок, прочитать его и вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа в парах)

 Проверка.

11. Составление характеристика главного героя

Воробей Пашка – сказочный персонаж (слайд 22)

- Просмотр видеозаписи фрагмента из м/ф “Растрепанный воробей” по мотивам произведения К.Г. Паустовского

Цель: составить характеристику главного героя; создать диафильм “В чем счастье Пашки”.

Вспомните слова, которые характеризуют Пашку, его образ жизни, эмоциональное состояние (маленький растрёпанный, жизнь трудная, не везло, прикинулся мёртвым, боль в голове) (слайд 23)

Сцена “Пашка и милиционер” (слайды 24-25)

- Чтение текста. Как называет милиционер Пашку? Как вы понимаете значение этого слова? (беспризорник)

- Что значит “невесёлой жизни ты воробей”?

- Что чувствовал воробей в кармане милиционера? (плакал от обиды и голода)

Как Пашка попал в дом к Маше (слайд 26)

- Послушайте отрывок в исполнении ребят ( чтение наизусть по ролям: милиционер и Маша).

- Смогли ли ребята передать интонацию, эмоциональное состояние героев?

- Зачем Маше нужен был воробей?

- Пытался ли Пашка отблагодарить Машу?

- Посмотрите, какая у нас получилась таблица (Слайд 27)

Физминутка (динамическая пауза)

Диафильм “В чём счастье Пашки” (слайды 29-31)

- В каком порядке, основываясь на содержание произведения вы бы расставили эти кадры?

- Фильм получился незаконченный. Какой фрагмент необходимо вставить в наш диафильм?

- Просмотр видеозаписи фрагмента из м/ф “Растрепанный воробей” по мотивам произведения К.Г. Паустовского.

- Подберите слова, которые характеризуют Пашку. Из предложенных характеристик выберите только те, которые можно отнести к Пашке. (слайд 32)

решительный, коварный, наблюдательный, смелый, настоящий друг, весёлый, рассудительный, внимательный, хитрый)

 Посмотрите, какая у нас получилась таблица (Слайд 33)

Слайд 34

Перед вами на парте текст с пропущенными характеристиками главного героя.

Ваша задача вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа по рядам)

1 ряд

На той же улице жил (маленький растрёпанный) воробей, по имени (Пашка). Зимой жизнь для воробьёв пришла (трудная). Всё замело снегом. И Пашка целыми днями шнырял по улице в поиске еды. Вороний ларёк со спрятанными в нём богатствами давно манил Пашку. И до чего же Пашке всегда (не везло). Ворона застала Пашку в ларьке. Он даже не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза, (прикинулся мёртвым). Пашка лежал на снегу: умирал (от боли в голове) и тихонько (открывал клюв).

2 ряд

Пашку подобрал (милиционер). “Эх ты (беспризорник). (Невесёлой жизни ты) воробей. С этими словами положил Пашку в карман. Воробей лежал в кармане и плакал от (обиды и голода). Хоть бы клюнуть какую ни на есть крошку! Милиционер предложил взять воробья (Маше) на воспитание. И Маша ответила, что воробей ей (требуется и даже очень). Пашка был спасён. Он жил у Маши (целые сутки). Был очень ей (благодарен).

3 ряд

Пашка каждый день прилетал к машиному окну и соображал, (чем бы отблагодарить) Машу. Один раз он принёс её замёрзшую (рогатую гусеницу). А потом, назло вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше. В эпизоде “букетик мамы” Пашка маленький, но (великодушный). Способен сострадать, способен подарить (большую радость).

- Составление целостной характеристики. Чтение. (слайд 34)

12. Итог. Работа с пословицами. (Слайд 35)

Из предложенных пословиц выберите ту, которая характеризует нашего героя. (На добрый привет – добрый ответ)

13. Домашнее задание. (Слайд 36)

- Спасибо за урок! (Слайд 37)