Информационный проект "Вспомним и поклонимся" (светлой памяти Александра Рябова посвящается)

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Работа с родителями, Социальная педагогика


Введение

Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений при защите нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской войн и теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле.
Наш долг – чтить память тех, кто не вернулся с полей сражений, помнить о героях войны.
В средствах массовой информации часто освещается проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Наша школа уделяет этому вопросу большое внимание. Памятью о героях войны в нашей школе являются военно-исторический музей, библиотека. В системе воспитательной работы школы является работа клуба “Гражданин”, в рамках которого проводится большое количество мероприятий гражданско-патриотического содержания.

ЦЕЛЬ: Изучить жизненный путь Рябова Александра Николаевича, погибшего при исполнении военных обязанностей в республике Чечня в рамках акции, посвященной 65-летию победы в Великой Отечественной войне.

ЗАДАЧИ:

- оживить творческую и поисково-исследовательскую активность учащихся через проектную деятельность;
- обработать и систематизировать полученный материал о Рябове А.Н. по соответствующим разделам проекта.
- организовать проведение мероприятий духовно-нравственной направленности;
-  увековечить память моего дяди, брата, сына Рябова Александра.
-  Чтобы знал  и гордился народ  своими сынами, исполняющими свой долг  в рядах  Российской армии.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:  Учащиеся 2 класса, родные, близкие.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ: (сбор информации)

1. Анализ материалов  СМИ.
2. Социологический опрос, мониторинг.
3. Встречи, интервью с родителями.

1. Основная часть.

Летопись Войн XX – XXI веков: (Беседа-рассказ)

- Великая Отечественная война 1941 - 1945гг;
- Афганская война 1979 – 1989гг;
- Чеченская война 1994 – 1996гг, 1999 – 2000гг;

Приложение 1. Летопись войн.

29 июня 1980 в городе Ташкент  Республики Узбекистан родились Рябовы Александр Николаевич и Надежда Николаевна (двойняшки).

Приложение 2 (Рис.1) Двойняшки.

В 1984 году семья Рябовых переехала на Родину родителей в г. Менделеевск. Этот город стал родным для него и его сестер.  Здесь они оба посещали  детский сад N 9 “Теремок”.     

Приложение 2 (Рис.3) Маленький защитник.

Приложение 2 (Рис.2) Всегда вместе.
                                                  
В 1987 году 1 сентября пошли в первый класс Менделеевской средней школы N 3. Его первой учительницей была Бобовкина Валентина Алексеевна - педагог по призванию.

Приложение 3. Первая учительница.

Она учила не только читать и писать, но и помогала адаптироваться в жизни, благодаря чему им было легко учиться в старших классах.
Учились они хорошо, Саша занимался спортом, рос физически крепким мальчиком, был активным участником всех школьных мероприятий. Главным его увлечением было коллекционирование марок.

Школу окончил в 1997 году на “хорошо” и “отлично”. По окончании школы они решили продолжить образование. Саша поступал на физмат Елабужского педагогического института. Не добрав двух баллов Саша не огорчился сказал, что “все еще впереди, буду поступать после армии” Устроился на химзавод им Л.Я.Карпова. Проработал там до призыва в армию. Осенью 1998года 20 ноября был призван на военную службу военным комиссариатом Менделеевского р-на. Саша был уверен с детства, что настоящий мужчина должен отдать долг по защите своей Родины.

Приложение 4. Проводы на срочную службу.

Приложение 5. (Рис.1)  Принятие присяги 20 декабря 1998 год.

Приложение 5 (Рис.2) Друзья-однополчане.

Службу проходил в Миротворческих силах  506 полка 27 мотострелковой дивизии - в/ч 21617 в должности гранатометчика в пос.Тоцкое Оренбургской области Вместе с ним проходил службу  с г.Нижнекамска  Галялетдинов Денис Камильевич. Служба шла своим чередом, пока в сентябре 1999 года не начались волнения в Чеченской республике

Приложение 6. Перед отправкой в Чечню.

18 сентября 1999 года в составе 2-ой роты  506 полка мотострелковой дивизии ‘’Миротворческие силы ‘’ направили принимать участия в боевых действиях Республики Чечня.

Началась вторая Чеченская война

Втора́я чече́нская война́ (официально называлась контртеррористической операцией (КТО) — боевые действия на территории Чеченской Республики и приграничных регионов Северного Кавказа. Началась 30 сентября 1999 года (дата ввода российских войск в Чечню). Активная фаза боевых действий продолжалась с 1999 по 2000 год, затем, по мере установления контроля Вооружёнными силами России над территорией Чечни, переросла в тлеющий конфликт.
Российские политики и военные лидеры утверждали, что это будет “умная” война, с минимальными потерями; но вскоре конфликт перерос в “войну на истощение”, напоминавшую первую чеченскую кампанию. За стремительным продвижением российских войск по северу Чечни последовала тяжелейшая битва за Грозный — бесконечная череда наступлений россиян на хорошо укрепленные позиции чеченцев среди городских руин. Кровопролитие в Грозном продолжалось несколько месяцев, и лишь потом непокорные повстанцы оставили город и ушли на ЮГ, в горы. С обеих сторон погибли тысячи, но война продолжалась. Вторая чеченская война только укрепила ненависть, которая жила в сердцах многих чеченцев по отношению к русским.

Приложение 7. Решимость идти вперёд.

     Их полк в ходе боевых действий овладел Терским хребтом, захватил Ханкалу. Штурм Грозного начал 506 мсп. 17 января 2000 г. силами 2-х мотострелковых бригад со стороны Ханкалы. Плотный огонь прижимал пехоту к земле, приходилось, обкидавшись дымовыми шашками, отступать, вытаскивать на себе убитых и раненых. Преодолевая упорное сопротивление боевиков, продвигались к площади Минутка, что в центре города Грозный. Штурм площади закончился большими потерями. В дальнейшем 506 полк остался только на штабных бумагах. За неделю городских боев из строя выбыла почти треть его личного состава. Люди были измотаны,  ни жалоб, ни просьб о замене не было, только угрюмая решимость идти вперед.

Приложение 8. После боевых действий.

25 января 2000 года, выполняя задачу в условиях вооруженного конфликта при зачистке площади Минутка, что в центре г. Грозный Саша погиб.
Родители получили извещение о гибели сына 27 января.

 Приложение 9. Извещение.

При штурме г. Грозный  погибло много Сашиных сослуживцев и близких ему друзей.
7 января 2000 г.погиб  лучший друг- Галялетдинов Денис, они с ним сдружились с первых дней службы в пос. Тоцкое.
Родителей семьи Рябовых и семьи Галялетдиновых сблизило одно горе – потеря сыновей. Как матерям стерпеть то горе, что нанесла им война. По сей день эти две семьи поддерживают друг друга.
5 февраля 2000г. со всеми подабающими случаю почестями Менделеевцы, родные и близкие проводили Сашу в последний путь. У памятника неизвестному солдату прошел митинг. Со словами соболезнования  высказывались: председатель совета ветеранов В.Георгиевский, председатель союза воинов Афганистана С. Поспелов, зам. Военкома А.Беспалов.
На городском кладбище как последняя дань прогремел воинский залп.
Указом Президента РФ от 14.03.2000 г. он награжден  “Орденом Мужества” посмертно.

Приложение 10. (Рис.1) Награды.

17.05.2000г. в администрации города состоялось вручение ордена Мужества родителям  Александра Рябова, погибшего при исполнении воинского долга на территории Чечни. Правительственную награду матери солдата вручил глава администрации Р.И. Гафаров, поблагодарив родителей за достойное воспитание сына.                                                               

Приложение10. (Рис.2)Вручение награды матери.

27 сентября 2007 года в Менделеевске состоялось торжественное открытие мемориала памяти погибшим в Афганистане и Чечне.

Приложение 11. Открытие Мемориала погибшим в Афганистане и Чечне.

Возложение цветов главой администрации Гафаровым Р.И.

Не вернувшимся с этой войны, память вечная ВАМ – герои.

Часто семья Рябовых посещает  мемориал, возлагает цветы - дань скорби о сыне.

Приложение 12.Возложение цветов. Скорбь матерей.

Возложение цветов делегацией Химзавода им. Л.Я.Карпова, во главе - генеральный директор Шамсин Д.Р.

Приложение 13. Вечная память солдатам.

Вечная память нашим сыновьям.

В ходе работы над социальным проектом проведено анкетирование  второго класса о знании истории 20-21 веков.

Приложение 14. Анкета.

В социальном опросе участвовало 12 учащихся: Аширов Зуфар, Зырянов Александр, Исламов Артур, Колобкова Милана, Коновалов Валера, Малышева Александра, Назаров Эмиль, Сафина Ангелина, Созонов Дмитрий, Тимераева Диана, Фархутдинов Вагиз, Шагапова Алина.          

На 2-й вопрос: Сколько лет Победе в Великой Отечественной войне в 2010 году? Ответили правильно- 11 человек, неправильно - 1 человек.

На 3-й вопрос: Воевали ли ваши близкие, родные (кто, где, когда)?  Ответили положительно-12 человек: ВО война - 12человек;
Афганистан-1человек;
У Алины Шагаповой прадед  воевал в Североморском флоте матросом, папин брат - в Афганистане 1988-1989годы в десантных спецвойсках(черные береты).                                                                
     
  На 4-й вопрос: Как вы относитесь  к празднику 9 Мая? Ответили искренне все 12 человек. (С уважением и почтением, главный праздник страны, с гордостью, самый лучший праздник) .

На 5-й вопрос: Какие локальные войны вы знаете в которых участвовал наш народ? Ответили:

ВОВ - нет
Афганистан-нет
Чечня - 2 человека
Грузия - 1человек    
Японская, Финская - 1человек (по словам  дедушки).               

Выводы:
Для нашей семьи боевые действия в Чечне принесли большое горе – погиб мой дядя, брат-близнец мамы, сын моей бабушки. Он погиб защищая Чеченский народ от боевиков, спас чью-то маму, ребёнка, дедушку, бабушку… Значит мой дядя погиб не зря, он защищал Родину. Хотелось бы, чтобы Родина его помнила, не забывала, чтила его память.

Рассмотрев анкеты учащихся, мы предлагаем следующие рекомендации.

Рекомендации учащимся:
1. Не забывать историю своего города.
2. Чтить память героев своего города.
3. Приумножать славу своего города.

Рекомендации родителям:
1. Воспитывать в детях  любовь к своему городу, бережное отношение к истории города.
2. Рассказывать о знаменательных событиях, о героях нашего города.

 Рекомендации учителям:

1.  Проводить уроки памяти.
2. Тематические классные часы, посвященные истории ВОВ, и  героям землякам нашим погибшим отдавая свой  священный солдатский долг в Афганистане и Чечне.

Презентация.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Материалысемейного архива.
  2. Интернет-ресурсы.
  3. Материалы школьного музея.
  4. Газета “Менделеевские новости” - февраль, май 2000 г., октябрь 2007 г.