Цели урока и ожидаемые результаты:
Образовательные
- повторение понятий осевой и центральной симметрий;
- проведение исследовательской работы по изучению явлений симметрии в природе, архитектуре, технике, искусстве;
- приобретение навыков работы с интернет-ресурсами, дополнительной литературой.
Развивающие
- развитие творческой активности, познавательного интереса, навыков публичных выступлений.
Воспитательные
- воспитание умения работать в группах, внимательно слушать речь других.
В результате работы обучающиеся смогут:
- расширить знания по теме “Симметрия”;
- получить наглядное представление о проявлениях симметрии в различных областях науки и человеческой деятельности;
- развить навыки организации познавательной деятельности, получения информации; навыки сотрудничества и коммуникации;
- развить умения оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, презентации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для орнамента (альбомный лист, клеящий карандаш и набор геометрических фигур каждой паре обучающихся), рисунки учащихся детской художественной школы.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Ход урока
1. Организационный момент. (1 мин.)
Учитель: В течение двух недель шла подготовка к нашему уроку. Каждый из вас получил список тем сообщений. Можно было работать самостоятельно или в группах. Итоги нашей работы мы хотим показать. (Презентация 1)
2. Представление темы урока и мотивация. (3 мин.) Слайды 1, 5, 6, 7.
Учитель: Тема нашего урока “Симметрия вокруг нас”. Сегодня мы узнаем больше о проявлениях симметрии в различных областях науки и человеческой деятельности, на слайдах покажем ту симметрию, которую мы можем видеть невооруженным глазом и ту, которая недоступна нашему взору, а так же нам предстоит творческая работа в парах, по созданию орнаментов из геометрических фигур.
Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы тоже подчиняются принципам симметрии. Итак, мы рассмотрим две группы симметрий:
- 1-я группа. Симметрия положений, форм, структур (это та симметрия, которую можно непосредственно видеть).
- 2-я группа. Характеризует симметрию физических явлений и законов природы (эта симметрия лежит в основе естественнонаучной картины мира).
3. Актуализация опорных знаний. (3 мин.)
Учитель: С какими видами симметрии мы познакомились на предыдущих уроках? (Выслушать ответы обучающихся.)
4. Сообщения обучающихся. (20 мин.) (Приложение 1)
Учитель: Вот некоторые тома, которые нам предстоит открыть: “Биология”, “Архитектура”, “Снежинки”, “Искусство”, “Орнаменты”. (Слайды 8,9)
На этих слайдах (Слайды 10, 11) вы видите кристаллическую решетку поваренной соли, молекулу ДНК, радиолярию. Посмотрите, какая красота открывается микробиологам.
Где же мы можем сами увидеть симметрию?
1-е сообщение обучающегося о симметрии в архитектуре. (Презентация 2)
Учитель: Следующая страница – “Симметрия снежинок”. Эту работу подготовил ...
2-е сообщение обучающегося. (Презентация 3)
Учитель: Оказывается, в искусстве тоже есть понятие симметрии. ... занимаются в художественной школе, они расскажут нам немного о живописи.
3-е сообщение обучающегося. (Слайд 12)
Учитель: Литература и музыка. Эти темы близки ...
4-е сообщение обучающегося. (Слайды 13-15)
Учитель: Следующее выступление можно отнести как к искусству, так и к геометрии. Об узорах саамов нам расскажут ...
5-е сообщение обучающегося. (Слайд 16)
Учитель: Прежде чем приступить к практической работе, познакомимся с видами орнаментов.
6-е сообщение обучающегося. (Слайды 17,18)
5. Практическая работа.(12 мин.)
Учитель: Сейчас мы переходим к следующей части урока. Перед вами на парте есть альбомный лист, клеящий карандаш и набор геометрических фигур в конверте. Вы работаете в парах. Используя геометрические фигуры из конверта, каждой паре необходимо в течение 12 минут придумать свой геометрический орнамент, а затем наклеить на альбомный лист. Пример орнамента есть на доске. Напоминаю, что орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Какие есть вопросы? Ваши работы я размещу на доске и мы выберем самые интересные. Если нужна помощь поднимите руку, я подойду. Приступайте, пожалуйста.
6. Анализ работ, выставление баллов. (3 мин.)
Работы обучающихся прикрепить к доске магнитами. Ребятам необходимо проанализировать свои работы (действительно ли созданный узор является орнаментом) и оценить их.
7. Итоги урока. (3 мин.)
Учитель: Что нового вы сегодня узнали? Что понравилось? (Выслушать и обобщить ответы учащихся). (Слайд 19)
Я хочу сказать, что сегодня мы с вами увидели только вершину айсберга. (Слайд 20) Тему “Симметрия” мы продолжим изучать в старших классах.