Развивающая игра “Задачи от Смешариков” может быть проведена как на этапе актуализации и проверки усвоения изученного материала, так и на этапе объяснения нового материала. В первом случае учащиеся решают задачи самостоятельно в ходе игры (слайды с объяснением решений пропускаются), во втором – решаются совместно с учениками.
Цели игры:
- дать представление о преобразовании информации путем рассуждений как еще одном способе обработки информации, ведущем к получению нового содержания, новой информации.
- развивать умение последовательно мыслить, доказательно рассуждать, строить гипотезы, опровергать неправильные выводы.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран; презентация “Задачи от Смешариков”.
Ход игры
Подготовительный этап
Вступительное слово учителя: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в сказочную страну Смешландию и попробуем справиться с заданиями, которые её жители приготовили для вас. Каждому из вас я раздам карточку с заданиями. В ней вы будете по ходу игры отмечать верный ответ. Заданий будет три. В конце игры мы с вами проверим, как каждый из вас справился с задачками, и подробно разберём каждую (слайд 1).
Игра
Учитель: Ребята! Вам, конечно, знакомы герои мультфильма Смешарики (слайд 2).
Дети: называют персонажей (Ежик, Крош, Нюша, Бараш - дети, взрослые - Лосяш, Пин, пожилые - Кар Карыч, Совунья, Копатыч).
Учитель: Герои Смешариков не похожи друг на друга, у каждого Смешарика свой характер, свои умения, взгляд на мир и увлечения. Среди них нет плохих героев. Смешарики очень дружны, они любят ходить в гости друг к другу. Все праздники они празднуют вместе, а если у одного из Смешариков случается беда все стараются прийти ему на помощь. И вот решили они провести интеллектуальную игру, чтобы определить, кто самый сообразительный. Подготовили задачи, а задачи не простые, а логические. Чтобы решить такую задачу вы должны будете проводить логические рассуждения, взвешивать различные варианты и делать некоторый выбор.
Слайд 3. Начало игры.
Слайд 4. Обзор задач.
Слайды 5-6. Задача о походе.
5 друзей отправились в поход: Нюша, Крош, Бараш, Ёжик и Пин. Бараш идет впереди Пина, Ёжик – впереди Нюши, но позади Пина, Крош – впереди Бараша. В каком порядке идут Смешарики?
Слайды 11-12. Задача о фруктах.
Ёжик, Нюша и Крош очень любят фрукты. Крош любит фрукты красного цвета. Ёжик ест только яблоки, а Нюше нравятся любые фрукты. Какие из предложенных фруктов выбрал каждый из них?
1) Ёжику – яблоко, Нюше – виноград, Крошу – малина;
2) Ёжику – виноград, Нюше – малина, Крошу яблоко;
3) Ёжику – малина, Нюше – яблоко, Крошу – виноград;
4) Ёжику – яблоко, Нюше – яблоко, Крошу – малина.
Слайды 14-16. Задача “В гостях у Совуньи”.
Нюша, Крош и Бараш гостили у Совуньи. Однажды один из Смешариков нечаянно разбил любимую чашку Совуньи. На вопрос, кто разбил чашку, они дали такие ответы:
Бараш: “Я не разбивал”; “Крош не разбивал”. Крош: “Бараш не разбивал”; “Чашку разбила Нюша”. Нюша: “Я не разбивала”; “Чашку разбил Бараш”. Совунья знала, что один из ее друзей, назовем его правдивым, оба раза сказал правду; второй, назовем его шутником, оба раза сказал неправду; третий, назовем его хитрецом, один раз сказал правду, а другой раз — неправду. Назовите имена правдивого, шутника и хитреца. Кто из Смешариков разбил чашку?
Подведение итогов игры и разбор решений задач
Слайды 7-10. Решение задачи о походе.
Слайд 13. Решение задачи о фруктах.
Слайды 17-19. Решение задачи “В гостях о Совуньи”.
Слайд 20. Подведение итогов игры.
Литература.
- Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 338 с.: ил.
- Занимательные задачи по информатике, Задачник, 5-6 класс, Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г., 2007.