Цель: повторить и обобщить изученный ранее материал по истории древнего Рима.
Оборудование: презентация и мультимедийный проектор.
Ход урока
В игре участвуют две команды по два (возможно большее число членов команд) человека, а также все присутствующие на уроке.
В ходе игры каждая команда может использовать две подсказки:
1. Помощь зала (все присутствующие на игре голосуют поднятием руки за тот ответ, который они считают правильным, а команда принимает решение).
2. “Палочка-выручалочка” (лучше всех знающий историю ученик).
Вопросы для команд (правильные ответы подчеркнуты):
1. В 753 г. до н.э. на берегу реки Тибр в Италии возник город Рим. Существует легенда, в которой говорится, что Рим был основан одним из двух братьев. Как его звали?
а) Ромул б) Рем
2. Первых римских царей всегда сопровождала охрана из 12 воинов. На плечах у них были связки прутьев с воткнутыми в них топорами. Как называли этих охранников древние римляне?
а) преторианцы б) ликторы
3. Жители Рима делились на две группы: потомки древнейших жителей Рима и переселенцы из завоеванных Римом территорий. Как назывались эти группы?
а) патриции и плебеи б) патриции и демос
4. В 509 г. до н.э. римляне изгнали царя Тарквиния, самовольно захватившего власть, и стали выбирать из числа патрициев правителей Рима. Как их называли?
а) трибуны б) консулы
5. В результате непрерывных войн римляне создали большое боеспособное войско. Как оно называлось?
а) фаланга б) легион
6. Какое событие изображено на карте?
а) война Рима с Карфагеном б) восстание Спартака
7. Консул, одержавший победу, получал право на триумф. Как называли такого консула в дни триумфа?
а) триумфатор б) император
8. Римский ученый Варрон разделял все орудия труда на три группы: говорящие, мычащие и немые. К какой группе он относил рабов?
а) немые б) мычащие в) говорящие
9. Сильные и ловкие рабы становились гладиаторами. Они должны были сражаться на потеху публике. Как назывались специальные сооружения для гладиаторских боев?
а) цирки б) амфитеатры
10. В 133 г. до н.э. в Риме был принят такой закон: “Излишки земли следует отобрать и небольшими участками без права их продажи раздать бедным гражданам. Кто предложил такой закон?
а) Юлий Цезарь б) Тиберий Гракх
11. В 71 г. до н.э. вдоль дороги от города Капуя до города Рим было установлено 6 тысяч крестов с распятыми на них рабами. За что они были так жестоко наказаны?
а) за участие в восстании б) за попытку бегства
12. Откуда был родом предводитель восставших рабов Спартак?
а) из Фракии б) из Спарты
13. В 49 г. до н.э. правитель провинции Галлия Юлий Цезарь подошел со своим войском к реке и сказал: “Жребий брошен!” Как называлась эта река?
а) Рубикон б) Граник
14. Захватив Рим Цезарь получил от Сената почетное звание и стал обладать неограниченной властью. Какое звание пожизненно даровал Цезарю Сенат?
а) император б) диктатор
15. Этот римский император не пожелал называться диктатором. Он правил Римом 44 года и получил прозвище - “Август” (Священный). Как звали этого императора?
а) Траян б) Октавиан
16. Этот римский император считал себя великим поэтом и актером. Он читал в театре свои стихи, выступал в ролях героев греческих трагедий. Римляне обязаны были посещать эти представления. Как звали этого императора?
а) Нерон б) Траян
17. При этом императоре в Риме прекратились казни по ложным доносам, велось большое строительство. Как звали этого императора?
а) Константин б) Траян
18. Проведя день в духоте тесных улиц под знойным южным солнцем, римляне испытывали потребность вымыться с головы до ног. Поэтому они ежедневно посещали общественные бани. Как называли римляне эти бани?
а) термы б) портики
19. В 330 г император Константин перенес столицу Римской империи в один из городов в восточной части империи и назвал его в свою честь – Константинополь. Как прежде назывался этот город?
а) Стамбул б) Византий
20. В 410 г. германское племя готов захватило и разрушило город Рим.
Как звали вождя этого племени?
а) Аларих б) Гонорий