Цели:
- обобщение и систематизация знаний по теме “Задача”;
- отработка вычислительных навыков.
Задачи урока.
- Обучающая: отрабатывать умение решать задачи: видеть в них условие, вопрос; учиться переносить условие и вопрос задачи из текста на схему; выбирать схему к задаче; составлять выражение, находить значение выражения.
- Развивающая: развивать умение самостоятельно принимать решение, доказывать, давать самооценку, выступать в роле эксперта; навык работы в парах; развивать мышление, память, речь, познавательный интерес к математике.
- Воспитательная: воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи по отношению друг к другу.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в парах.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Ребята, сегодня к нам в гости пришло много гостей. Повернитесь и поздоровайтесь с ними. Они пришли посмотреть какие вы умнички, как вы умеете работать. Какое у вас сейчас настроение? - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.
– Покажем нашим гостям, как мы умеем работать?
– Мы друг друга понимаем? (Да, да, да!)
– Хорошо всегда считаем? (Да, да, да!)
– Все заданья выполняем? (Да, да, да!)
– А задачи мы решаем? (Да, да, да!)
– На уроке засыпаем? (Нет, нет, нет!)
– На уроке мы будем работать под таким эпиграфом: “Повторять да учить – ум точить”. (Слайд2)
– Как вы понимаете эти слова? (Если мы будем постоянно повторять и учить, то наши знания будут увеличиваться, мы станем умнее.)
– А сейчас мы проверим, как вы точите свой ум.
II. Актуализация знаний.
1. Устный счет. К нам на урок прилетела гостья из зимнего леса. А вот имя её вы узнаете, выполнив моё первое задание. - Объясните, что нужно сделать? (найти значение выражений и соотнести с буквой в ключе).
– Математический диктант. Сейчас я буду читать вам задачи, вам нужно устно сосчитать и записать только ответ. (Слайды)
1.
Рада Аленка нашла 2 масленка, да 4 в корзинке.
Сколько грибов у Аленки?(6)
2.
Вот 8 зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной,
Торопится очень зайчишек домой? (10)
3.
Шесть щенков в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает:
Сколько их всего играет? (5)
4.
Дядя ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Три из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам.
Сколько груш дядя ежик дал зайчатам?(7)
5.
Под кустом у реки, жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать. Кто их сможет посчитать?(4)
– А сейчас проверьте свои ответы. (На экране появляются ответы 6, 10, 5, 7,4) (Слайд 4)
– Поднимите руки те, у кого получились такие же результаты как на экране.
– Во второй строке запишите эти числа в порядке возрастания. Проверьте свои ответы на экране. (4,5, 6, 7, 10)
2. Повторение состава числа 10.
– Как вы считаете, какое число лишнее в этом ряду и почему?
(1-й ученик. Это число 10, так как все числа идут друг за другом, а 10 после 7 увеличивается на 3.
2-й ученик. Число 10 – двузначное, остальные однозначные.)
– Итак, следующее задание (Слайд 5)
– Сосчитайте, сколько всего шаров?
– Разбейте эти шары на группы, по каким признакам вы их разобьете?
– по форме 5 и 5;
– по цвету 6 и 4;
– по размеру 8 и 2;
– 5 и 5, 6 и 4, 8 и 2 – состав какого числа?
– А как еще получить число 10, каких пар не хватает? (7 и 3, 9 и 1)
5 и 5; 6 и 4; 7 и 3; 8 и 2; 9 и 1 (Слайд 6)
– Итак, состав, какого числа мы с вами повторили?
III. Формулирование темы урока.
1. Постановка учебной задачи. (Проблема, побуждающий диалог.)
– Послушайте и сравните два текста. (Слайд 7)
“В классе четыре мальчика и две девочки. Сколько всего детей в классе?”
“В классе четыре мальчика и две девочки. Красивые были дети?”
– Чем похожи и чем отличаются эти текста? (Похожи содержанием, отличаются вопросами.)
(Чтобы ответить на вопрос в первом тексте, надо сделать вычисления, а в другом не надо.)
– Как вы думаете, какой из этих текстов можно найти в учебнике математике, а какой – в книге по чтению?
– Как в математике называется этот текст? (Задача.)
2. Сообщение темы и цели урока.
- Кто скажет, как будет звучать тема нашего урока? (тема урока – задача)
IV. Закрепление изученного материала.
1. Задание от “Мудрой совы”
Прочитайте и найдите задачу. (Слайд 8)
1) Сколько карандашей у Димы?
2) У Коли 2 мяча, а у Саши 3 мяча.
3) У Лены 5 яблок, 2 яблока она подарила. Сколько яблок осталось?
- Как вы узнали, что третий текст является задачей?
– Из каких двух частей состоит текст задачи? (Из условия и вопроса.)
– Что называем условием задачи? (То, что известно в задаче.)
– Что такое вопрос? (То, что надо найти.)
- Что надо сделать, прежде чем назвать ответ задачи? (Решить её)
2. Составление задач по схеме.
- Рассмотрите внимательно схему и составьте по ней задачу. (Слайд 9)
Дети составляют текст. ( У бабушки было 3 курицы и 7 гусей. На сколько больше было гусей? (или) На сколько меньше было кур у бабушки?)
- Какое действие надо выбрать, чтобы ответить на вопрос задачи? 7 – 3 = 4 (г.)
- Измените вопрос задачи так, чтобы в нем были слова: “Сколько всего....?” Решите задачу.
- Молодцы, вы справились с заданиями.
3. Задачи-ловушки. (Слайд 10)
А теперь хочу посмотреть, насколько вы внимательны.
“На березе росло 8 яблок, 3 яблока упало. Сколько яблок осталось на березе?” (Яблоки не могут расти на березе.)
“Росли 2 елки. На каждой елке по 2 ветки. На каждой ветке выросло по 2 груши. Сколько всего груш?”
4 | 9 | 2 | 9 | 8 | 5 | 6 |
4. Работа в парах Детям раздаются карточки.
- Найдите значения выражений и заполните таблицу.
О - 6 + 2 + 1 =
Л - 7 – 3 – 2 =
М - 5 + 2 – 3 =
Е - 3 + 3 – 1 =
Д - 9 – 3 + 2 = Ц 1+ 3 +2 =
- Какое слово у вас получилось? Молодец! Вы все сегодня хорошо потрудились.
V. Итог урока, рефлексия.
– Итак, мы сегодня с вами повторили все, что знаем о задачах
– Я надеюсь, что вы очень хорошо наточили свой ум.
- Поблагодарим нашу гостью за интересные задания. Давайте сделаем ей подарок. Подарим ей новые разноцветные пёрышки. У вас на столах они 3-х цветов. Кто сегодня на уроке всё понял и может рассказать другу, что такое задача, тот подарит сове зелёное пёрышко, кто всё понял, но рассказать еще не сможет, подарит оранжевое перо, а кто вообще ничего не понял, тот подарит сове красное перышко. (Дети приклеивают пёрышки).