Урок математики по теме "Задача". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (520 кБ)


Цели:

  • обобщение и систематизация знаний по теме “Задача”;
  • отработка вычислительных навыков.

Задачи урока.

  • Обучающая: отрабатывать умение решать задачи: видеть в них условие, вопрос; учиться переносить условие и вопрос задачи из текста на схему; выбирать схему к задаче; составлять выражение, находить значение выражения.
  • Развивающая: развивать умение самостоятельно принимать решение, доказывать, давать самооценку, выступать в роле эксперта; навык работы в парах; развивать мышление, память, речь, познавательный интерес к математике.
  • Воспитательная: воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи по отношению друг к другу.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в парах.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Ребята, сегодня к нам в гости пришло много гостей. Повернитесь и поздоровайтесь с ними. Они пришли посмотреть какие вы умнички, как вы умеете работать. Какое у вас сейчас настроение? - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.

– Покажем нашим гостям, как мы умеем работать?

– Мы друг друга понимаем? (Да, да, да!)

– Хорошо всегда считаем? (Да, да, да!)

– Все заданья выполняем? (Да, да, да!)

– А задачи мы решаем? (Да, да, да!)

– На уроке засыпаем? (Нет, нет, нет!)

– На уроке мы будем работать под таким эпиграфом: “Повторять да учить – ум точить”. (Слайд2)

– Как вы понимаете эти слова? (Если мы будем постоянно повторять и учить, то наши знания будут увеличиваться, мы станем умнее.)

– А сейчас мы проверим, как вы точите свой ум.

II. Актуализация знаний.

1. Устный счет. К нам на урок прилетела гостья из зимнего леса. А вот имя её вы узнаете, выполнив моё первое задание. - Объясните, что нужно сделать? (найти значение выражений и соотнести с буквой в ключе).

– Математический диктант. Сейчас я буду читать вам задачи, вам нужно устно сосчитать и записать только ответ. (Слайды)

1.

Рада Аленка нашла 2 масленка, да 4 в корзинке.
Сколько грибов у Аленки?(6)

2.

Вот 8 зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной,
Торопится очень зайчишек домой? (10)

3.

Шесть щенков в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает:
Сколько их всего играет? (5)

4.

Дядя ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Три из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам.
Сколько груш дядя ежик дал зайчатам?(7)

5.

Под кустом у реки, жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать. Кто их сможет посчитать?(4)

– А сейчас проверьте свои ответы. (На экране появляются ответы 6, 10, 5, 7,4) (Слайд 4)

– Поднимите руки те, у кого получились такие же результаты как на экране.

– Во второй строке запишите эти числа в порядке возрастания. Проверьте свои ответы на экране. (4,5, 6, 7, 10)

2. Повторение состава числа 10.

– Как вы считаете, какое число лишнее в этом ряду и почему?

(1-й ученик. Это число 10, так как все числа идут друг за другом, а 10 после 7 увеличивается на 3.

2-й ученик. Число 10 – двузначное, остальные однозначные.)

– Итак, следующее задание (Слайд 5)

– Сосчитайте, сколько всего шаров?

– Разбейте эти шары на группы, по каким признакам вы их разобьете?

– по форме 5 и 5;

– по цвету 6 и 4;

– по размеру 8 и 2;

– 5 и 5, 6 и 4, 8 и 2 – состав какого числа?

– А как еще получить число 10, каких пар не хватает? (7 и 3, 9 и 1)

5 и 5; 6 и 4; 7 и 3; 8 и 2; 9 и 1 (Слайд 6)

– Итак, состав, какого числа мы с вами повторили?

III. Формулирование темы урока.

1. Постановка учебной задачи. (Проблема, побуждающий диалог.)

– Послушайте и сравните два текста. (Слайд 7)

“В классе четыре мальчика и две девочки. Сколько всего детей в классе?”

“В классе четыре мальчика и две девочки. Красивые были дети?”

– Чем похожи и чем отличаются эти текста? (Похожи содержанием, отличаются вопросами.)

(Чтобы ответить на вопрос в первом тексте, надо сделать вычисления, а в другом не надо.)

– Как вы думаете, какой из этих текстов можно найти в учебнике математике, а какой – в книге по чтению?

– Как в математике называется этот текст? (Задача.)

2. Сообщение темы и цели урока.

- Кто скажет, как будет звучать тема нашего урока? (тема урока – задача)

IV. Закрепление изученного материала.

1. Задание от “Мудрой совы”

Прочитайте и найдите задачу. (Слайд 8)

1) Сколько карандашей у Димы?

2) У Коли 2 мяча, а у Саши 3 мяча.

3) У Лены 5 яблок, 2 яблока она подарила. Сколько яблок осталось?

- Как вы узнали, что третий текст является задачей?

– Из каких двух частей состоит текст задачи? (Из условия и вопроса.)

– Что называем условием задачи? (То, что известно в задаче.)

– Что такое вопрос? (То, что надо найти.)

- Что надо сделать, прежде чем назвать ответ задачи? (Решить её)

2. Составление задач по схеме.

- Рассмотрите внимательно схему и составьте по ней задачу. (Слайд 9)

Дети составляют текст. ( У бабушки было 3 курицы и 7 гусей. На сколько больше было гусей? (или)  На сколько меньше было кур у бабушки?)

- Какое действие надо выбрать, чтобы ответить на вопрос задачи? 7 – 3 = 4 (г.)

- Измените вопрос задачи так, чтобы в нем были слова: “Сколько всего....?”  Решите задачу.

- Молодцы, вы справились с заданиями.

3. Задачи-ловушки. (Слайд 10)

А теперь хочу посмотреть, насколько вы внимательны.

“На березе росло 8 яблок, 3 яблока упало. Сколько яблок осталось на березе?” (Яблоки не могут расти на березе.)

“Росли 2 елки.  На каждой елке по 2 ветки.   На каждой ветке выросло по 2 груши. Сколько всего груш?”

4 9 2 9 8 5 6
             

4. Работа в парах Детям раздаются карточки.

- Найдите значения выражений и заполните таблицу.

О   -  6 + 2 + 1 =
Л   -  7 – 3 – 2 =
М  -  5 + 2 – 3 =
Е   - 3 + 3 – 1 =
Д  -  9 – 3 + 2 = Ц 1+ 3 +2 =

- Какое слово у вас получилось? Молодец! Вы все сегодня хорошо потрудились.

V. Итог урока, рефлексия.

– Итак, мы сегодня с вами повторили все, что знаем о задачах

– Я надеюсь, что вы очень хорошо наточили свой ум.

- Поблагодарим нашу гостью за интересные задания. Давайте сделаем ей подарок. Подарим ей новые разноцветные пёрышки. У вас на столах они 3-х цветов. Кто сегодня на уроке всё понял и может рассказать другу, что такое задача, тот подарит сове зелёное пёрышко, кто всё понял, но рассказать еще не сможет, подарит оранжевое перо, а кто вообще ничего не понял, тот подарит сове красное перышко. (Дети приклеивают пёрышки).