Работа над словами, написание которых правилами не проверяется, является неотъемлемой частью уроков русского языка. На страницах учебника “Русский язык. 2 класс” Л.Я.Желтовской и О.Б.Калининой представлено более 70 словарных слов. Как известно, навык грамотного письма формируется в процессе упражнений, и чем чаще ученики будут встречаться с трудными орфограммами, тем прочнее будет сформирован навык. На мой взгляд, не стоит без внимания оставлять первичное знакомство учащихся со словарным словом. Предъявление слова должно быть интересным и запоминающимся. Организовать этот процесс поможет презентация “Изучение словарных слов во 2 классе (1 полугодие)”. В презентации слова расположены в порядке их изучения в учебнике. Перечислю способы предъявления нового слова, которые я использую в своей работе: сказки, стихи, ребусы, загадки, шифровки, рисунки, нахождение общих признаков, вычленение лишнего, рисунки-подсказки, иллюстрации. Знакомство с новым словом строится по плану:
1) введение слова;
2) запись слова, выделение орфограммы;
3) подбор однокоренных слов, составление словосочетаний или предложений с новым словом;
4) рисунки – подсказки (этот вид работы может быть предложен учащимся в качестве проектной деятельности).
Надеюсь, что данная презентация поможет учителям, работающим по УМК “Планета Знаний”.
Порядок изучения словарных слов во 2 классе
№ слайда | словарное слово | способ предъявления слова |
2 | Язык | Что общего на фотографиях? Многозначность слова. |
3, 4 | Человек, человечество, человечный. | Шифровка Отгадай слово, используя алфавит. Ключ: 25, 6, 13, 16, 3, 6, 12 Стихотворение А.Л. Барто “О человечестве”
Понравилось ли вам стихотворение? Как бы вы охарактеризовали главного героя? Почему именно это стихотворение я приготовила для вас сегодня? |
5 | Россия | Шифровка Какая страна занимает 1/8 часть всей суши, вы узнаете, если разгадаете зашифрованное слово. П, М, И, Р, Ч, Ф, О, Ш, С, Х, Я, З, Д, С, Г Ключ: 4, 7, 14, 14, 3, 11 |
6 | Родина, народ. | Ребусы Р 1 А 4, 5, 6 |
7 | Рисовать | Ребус РИ 5 |
8, 9 | Лимон, лимончик, лимонный. | Ребус
Отгадайте слова. |
10, 11 | Коньки, конькобежец, коньковый (ход). | Работа с иллюстрациями. Что общего? |
12 | Алфавит | Отгадайте словечко Вспомни, сколько букв в русской азбуке. В речи чаще используется другое название азбуки? Что это за название? Ребус 2, 3 2,3,4 |
13 | Ягода, ягодка. | Отгадайте словечко Небольшой сочный плод кустарников и трав. Вставь словечко Собирай по ... – наберёшь кузовок. |
14 | Город, деревня. | Отгадайте слово 1. Крупный населённый пункт, в котором есть заводы и фабрики. 2. Населённый пункт в сельской местности. |
15 | Сентябрь, сентябрьский. | Отгадайте загадку
Подбор однокоренных слов. |
16 | Хоккей, хоккеист. | Отгадайте загадку Шайбу здесь
вовсю гоняют |
17 | Хозяин, хозяйка, хозяйственный, хозяйничать. | Отгадайте словечко То же, что владелец, полновластный распорядитель, глава дома, семьи, хозяйства. Женщина, хорошо ведущая домашнее хозяйство. Подбор однокоренных слов. |
18 | До свидания, здравствуй. | Работа с иллюстрациями Найди пару |
19 | Спасибо, пожалуйста. | Работа с иллюстрацией. Составьте рассказ по картинке, используя вежливые слова. |
20-21 | Орех, орешек, орешник, ореховый. | Что общего? Найди лишнее? Когда так говорят?
|
22. | Осина, осинка. | Отгадайте загадку
Когда так говорят? Дрожит, как осиновый лист. |
23 | Ромашка, ромашковый. | Ребус
Подбор однокоренных слов |
24-25 | Капуста, капустный. | Загадка
Рисунок- подсказка Подбор однокоренных слов. |
26-28 | Морковь, морковный, оранжевая. | Отгадайте загадку Сидит красная девица в темнице, а коса на улице. Рисунок-подсказка Какую букву русского алфавита напоминают кружки моркови? |
29 | Облако, облачко, облачный. | Вспомните, о чём пели герои мультфильма? |
30 | Отец, отчий (дом), отчество. | Что общего? |
31 | Отечество, Отчизна, столица. | Объясните значение слов. |
32 | Чеснок, чесночок. | Загадки
|
33 | Иней, серебро. | Отгадайте загадку. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт. |
34-35 | Берег, береговой. | Отгадайте слово, используя алфавит. Ключ: 2, 6, 18, 6, 4 Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”
Найдите однокоренное слово к слову берег. |
36 | Рябина, рябинушка, рябиновый. | Отгадайте загадку
Подбор однокоренных слов. |
37 | Железо, железяка, железный. | Прочитайте отрывок. Из какого произведения взяты строки? Вставьте пропущенные слова. Заколдованный злой волшебницей топор отрубил Дровосеку сначала ноги, затем руки, а потом и голову. Но Дровосек не погиб — его друг-кузнец раз за разом заменял ему утраченные части тела на .... Став полностью ..., Дровосек обнаружил, что не может любить свою невесту, потому что кузнец не сумел сделать ему сердце. Желание получить настоящее живое сердце стало заветной мечтой Дровосека. Подбор однокоренных слов. |
38 | Природа, синица, снегирь. | Разгадайте ребус
Что за птица?
|
39 | Календарь, календарик, календарный. | Отгадайте словечко. Способ счисления дней в году. Таблица или книжка с перечнем всех дней в году. Подбор однокоренных слов. |
40 | Вокзал | Шифровка Отгадай слово, используя алфавит Ключ: 3, 16, 12, 9, 1, 13. Работа с иллюстрациями. Что общего? |
41 | Праздник, праздничный, праздновать. | Отгадайте словечко. Замени шесть строк одним словом. День рождения День Победы День защитника Отечества Международный женский день Новый год День Матери Подбор однокоренных слов. |
42 | Чувство, чувствовать. | Прочитайте словечко, не читая букву а. |
43 | Лестница | Соберите буквы |
44 | Поздравления, пожелание. | Отгадайте словечко Дорогие ребята! Примите поздравления с Новым годом! Пусть у вас сбудутся все мечты, будьте здоровы и счастливы! |
Используемая литература.
- Обучение во 2-м классе по учебнику “Русский язык” Л.Я.Желтовской, О.Б. Калининой: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Л.Я. Желтовская. – М.:АСТ: Астрель, 2011.
- Л.Я.Желтовская, О.Б. Калинина “Русский язык. 2 класс”. Учебник. Часть 1. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. “Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.; Российский фонд культуры; - М.: АЗЪ, 1996.
- Панова Н.В. “Практические материалы учителя начальной школы” - СПб.: ИПК СПО, 2004.