Тема урока "Число 10". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


  Этапы работы Содержание этапа
1. Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке обеспечить внешнюю благоприятную обстановку, психологически настроить ребят на совместную деятельность.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой;

Методы: словесные, мотивирования (стимулирования) учебной активности: создание ситуации успеха, создания эмоционально-нравственной ситуации

Формирование УУД: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности, эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.(р).

- Ребята у нас сегодня гости .

- Поприветствуем наших гостей.

- У Вас на партах солнышко и тучка.

- Покажите своё настроение.

- Я очень рада, что у вас хорошее настроение.

- Сядем за парты, спинку держим прямо.

- Я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку знаний выше. Успеха и удачи вам!

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: обобщить и систематизировать знания, необходимые при изучении новой темы.

Цели и задачи: для учителя: создать условия для самостоятельного выполнения пробного учебного действия через закрепление знаний, развитие умения воспроизводить знания в новой ситуации, организовать работу по созданию проблемной ситуации для подведения к теме урока, доказывать свою точку зрения, что способствует воспитанию чувства ответственности.

Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, практический, частично-поисковый.

Критерии – учащиеся выражают мысли с достаточной полнотой и точностью.

  • Если учащимся не удается достичь поставленных целей, учитель задает наводящие дополнительные вопросы;
  • Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности: создание ситуации успеха, создания эмоционально-нравственной ситуации.
  • Взаимооценка, словесное поощрение учителем (Молодец!, “У тебя все сегодня получилось! И т.п)

Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли с устной форме (к). Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (п). Формирование умения слушать и понимать речь других (к).

- Ребята, по электронной почте нам прислали приглашение. Слайд 2 (приглашение). Презентация

- Мы сегодня отправимся в Снежное Королевство.

- Как вы думаете, там холодно или тепло?

- Загадка.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима) Слайд 3

- Назовите зимние месяцы.

- Декабрь, январь, февраль.

- Хотите узнать, на чем отправимся? Отгадайте загадку Снежной Королевы.

Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины.
А питается бензином.

Ответ: Автобус

- У каждого из вас есть Волшебный конвертик Снежной королевы с заданиями.

- Проверим билеты, так как мы отправляемся.(Это будет служить сигналом для оценивания).

- Итак, путешествие начинается . В царстве Снежной Королевы есть остров, на котором дружно живут цифры. Чтобы попасть на него, вы должны вспомнить устный счёт.

- Возьмите карточки с числами.

- Выберите и покажите.

- Число следующее за числом 4.

- Число предыдущее 8.

- Число, стоящее между числами 3 и 5.

- Число на 1 больше 8.

- Покажите соседей числа 2.

- Число на 1 меньше 3.

- Число следующее за числом 5.

- Число, стоящее между числами 7 и 9: 5, 7, 4, 9, 1, 3, 2, 6, 8.

- Прочитайте полученный ряд чисел. Выложите в порядке возрастания.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

- Посмотрите на бусы из чисел, которые у нас получились. Слайд 4-5

- Молодцы, вспомнили устный счёт итак в путь!

- На острове появились замороженные фигуры. Дело в том, что они заблудились и они не знают порядка. Поможем, ребята.

- Посмотрите, что за геометрические фигуры.

- На какие группы их можно разбить. На доске геометрические фигуры.

Работа в парах.

- А работать мы будем в парах.

- Вспомните, как мы работаем в паре?

- Дети хором читают правила работы в группе:

Слайд 6

Не перебивать друг друга. Исправлять вежливо, не обижая друг друга. Не согласен – предлагай!

- Из конвертика достаньте схемы чисел- точки.

- Вам надо показать с помощью схем чисел.

- Выложите ребята у себя на парте.

- Каким по счёту (на доске ) стоит синий большой квадрат?

Покажите 1-ый

- Каким по счёту маленький желтый квадрат? 2-ой

- Какой по счёту большой желтый треугольник? 3-ий

- Какой по счёту синий большой круг ? 4-ый

- Какой по счёту желтый маленький круг? 5-ый

(У доски ребята выставляют под фигурами точки по порядку).

(Ученики показывают карточки билетики, как они справились с заданием)

- Молодцы, ребята вы успешно справились. И мы отправляемся дальше в путь.

3. Изучение нового учебного материала. 

Цели, стоящие перед учителем: создать условия для ознакомления с составом и записью числа 10, сравнивать числа и выражения, объяснять взаимосвязь между частью и целым, компонентами и результатами действий, для формирования навыков счета.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: самостоятельное формулирование познавательной цели урока осуществлять необходимые действия выхода из затруднения.

Изложение основных положений нового учебного материала: образование нового числа, изображение числа с помощью точек, образ новой цифры и её написание, состав изучаемого числа, сравнение изучаемого числа с предыдущими.

Методы изложения: словесный, наглядно-практический.

Формы и методы организации деятельности: коллективная, парная.

Активно включаются в работу, отвечают на поставленные учителем вопросы.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: словесный, эвристический, метод иллюстрации и демонстрации, работа с учебником.

Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, выполнение пробного учебного действия (р). Формировать способность в самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, умение оформлять свои мысли, осознавать позицию по отношению к своей работе в паре (л), быть исследователем, организовывать совместную работу (к).

Дидактическая задача. Организовать отдых для учащихся, переключить их внимание снять усталость.

Показатели реального результата решения задачи. У учащихся улучшается внимание, снижается усталость, восстанавливаются силы.

Формируемые УУД. Формировать умение, соблюдать здоровый образ жизни (л), моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель. где выделены существенные признаки объекта.(п)

Образование нового числа

Игра “Зимние Забавы” Физкультминутка. Слайд 7

- Поиграем в любимую игру Снежной Королевы, а заодно выясним, кто самый внимательный. Я произношу слово снежинки – вы кружитесь, “Льдинки” - вы стоите на месте, “Сугробы” - присаживаетесь на корточки.

- Путь нам предстоит трудный, сквозь метель и пургу. Нам необходимо пройти в волшебный автобус.

- Чтобы попасть в него нам надо справиться с заданием.

Из волшебного конвертика достаньте карточки

- Ребята я буду показывать числа (на доске крепятся числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)

- А вы работаете в парах выходите и показываете значения выражений.

- Я буду пропускать Вас в волшебный автобус.

(У ребят выражения и они выходят к доске).

Эталон:

- Одно числовое выражение осталось.

- Значение выражения им нет. Почему? 10 нет.

- Потому что не изучали.

- Как вы думаете, о каком числе пойдет сегодня речь на уроке?

- Определите тему нашего урока.

- Какие задачи поставим на урок?

- Верно. Мы познакомимся с числом 10, составом числа 10, научимся его писать. (Записывать это число знаками – цифрами, составлять выражения с этим числом, узнаем его части, будем сравнивать с другими числами.)

- Количество предметов, равное 10, обозначается числом 10.

- Где можем проверить свои предположения? (В учебнике)

- Найдите в учебнике на с.24, прочитайте тему нашего урока.

- Сейчас я буду рассказывать загадку в стихах, а вы, если услышите название птицы, выкладывайте на парту одну палочку.

Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка,
Серенькое пёрышко.
Это - зяблик,
Это - стриж,
Это - развесёлый чиж,
Ну, а это - злой орлан.

Сколько птичек у нас? (Десять).

- Это число пришло к нам вместе с загадкой на урок.

Подбор к числу эквивалентных множеств

- Ребята, где вы в жизни встречались с числом 10?

- А чего у человека в количестве 10? (10 числа у меня день рождения, 10 пальчиков, я живу на 10 этаже ).

- Кто внимательный назовите количество предметов в классе.

- Порадовали Снежную Королеву, ребята.

- Ребята, поморгайте 10 раз.

Изображение числа с помощью точек

- Сколько вагонов в составе в задании 2? 10

- Нарисуйте схему модель числа 10. Сколько точек поставим? (10)

1) Выполнение заданий 1–2.стр. 24.

- Сколько вагонов в составе? Сколько вагонов добавили? Запишите выражение в тетрадь. Сколько вагонов стало?

- (Вывод) значения выражения будет число, следующее за числом 9 в ряду чисел.

- Можете ли записать значение этого выражения? (Нет, мы не умеем писать число 10.)

- Прочитаем, что автор пишет о цифре 10?

- Чем число 10 отличается от остальных?

(При записи используем две цифры – 1 и 0. Число 10 называют двузначным).

Ноль катился по странице и не значил ничего.
Рядом встала единица, сделав ДЕСЯТЬ из него.

- Посмотрите, как мы будем писать. Слайд 8

(Эталон написания 10)

- Возьмите простой карандаш ведем по стрелочке.

- У нас есть стрелочка помощница.

- Вспомним, как записываются цифры 1 и 0. Из каких элементов они состоят?

Цифра 1 состоит из двух элементов – палочек, одна из которых короче другой. Сначала пишется маленькая палочка. Начинают писать её немного выше центра клетки и ведут линию к верхнему правому углу клетки. Затем пишут основную наклонную палочку от верхнего правого угла к середине нижней стороны клетки.

Цифра 0 представляет собой овал. Начинают писать цифру немного ниже верхнего правого угла клетки (примерно там же, где начинается написание цифр 6 и 9). Первая половина цифры пишется так же, как и у цифры 6. В правом верхнем углу клетки делают закругление, пишут большой левый полуовал, касаются середины нижней стороны клетки, дальше линия плавно ведётся вверх, к исходной точке

- Давайте выведем цифру 10 на ладошке.

- Попробуем по группам написать цифру 10.

- Выберите любимый карандаш или фломастер и напишите.

(У каждой группы лист на доске, напротив каждого ряда ученики пишут цифру 10)

- Посовещайтесь в группах и выберите самую лучшую десятку.

- При написание будем ореинтироватся по ней.

- Запишем новое число в тетради.

- Открываем тетрадочку и начинаем с вами обводить. Запишите число цифрой. (самостоятельно записывают число 10).

(Учитель смотрит, проходит по рядам).

- Подчеркните любимым цветом цифры 10, которые лучше всех.

Физкультминутка. (Поездка в вагончике с муз. сопровождении)

На доске запись 1 10 210 310 …

Эталон: 1 10 210 310 410 510 610 710 810 910 10 10

- Какая закономерность продолжите ряд ?

- Первое число увеличивается, а 10 остается, так как она гостья.

- А теперь поменялись карточками и пишем у соседа.

- В карточках у соседа стараемся это ответственная работа.

- Снежная королева хочет посмотреть, как вы работаете в учебнике.

- Сколько вагонов с большими окнами, а сколько с маленькими? Запишите выражение. (1 + 9)

- Сколько зеленых вагонов, а сколько желтых? Запишите выражение. (2 + 8)

- Сколько вагонов с круглыми окнами, а сколько с треугольными? (3 + 7)

- Сколько вагонов с одним окном, а сколько вагонов с двумя окнами? (4 + 6) Сколько всего вагонов? (10)

- Назовите состав числа 10.

- Из каких числовых выражений состоит число 10.

Эталон:

(На доске учитель вывешивает числовые выражения)

- Что происходит с частями? (1 слагаемое увеличивается, подчеркните зелёной ручкой)

- Части меняются, а целое не изменяется.

4. Закрепление учебного материала.

Цель, стоящая перед учащимися: Самостоятельное выполнение и самопроверка правильности выполнения заданий нового типа. Упражнение в решении типовых Pзаданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решений вслух.

Цели и задачи, стоящие перед учителем: способствовать к созданию условий на отработку нового способа действия, организация самостоятельной работы учащихся с пошаговой проверкой правильности выполнения задания по эталонам.

Формы методы: практический, игра, словесный.

Индивидуальная работа с учащимися, не усвоившими материал, повторное объяснение.

Критерии – учащиеся выражают мысли с достаточной полнотой и точностью.

Если учащимся не удается достичь поставленных целей, учитель задает наводящие дополнительные вопросы;

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности: создание ситуации успеха, создания эмоционально-нравственной ситуации.

взаимооценка, словесное поощрение учителем (Молодец!, “У тебя все сегодня получилось! и т.п.)

Формируемые УУД. Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме слушать и понимать речи других (к). Формирование умений ориентироваться в системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (п). Формирование умений проговаривать последовательность действий высказывать своё предположение. (р) установление причинно- следственных связей (п)

- Найдете задание в учебнике. (Запись на доске 10-1) Зад. 5 стр.25.

- Это кусочек числового отрезка.

- Берем карандашик и вписываем пропущенное число.

- Назовите число в окошке.

- Какое число получили? (9)

- Верно ли, что число 9 при счете стоит непосредственно перед числом 10?

- Верно ли, что 10 без одного будет 9?

(Ученики показывают карточки билетики зеленый кружок - верно, красный кружок - неверно.)

- Снежная королева очень любит математику, но больше всего ей нравится решать задачи. Она приготовила вам интересные задачи.

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок - сосед.
На пенек зайчата сели
И по 5 морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (10)

Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
“Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Два масленка, два опенка,
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть”. (10)

Игра-прятки с числом и цифрой 10.

- Найдите на карточке 10-ки и зачеркните любимым цветом.

- Снежная королева приготовила для Вас 2 ниточки.

- В конверте у Вас ниточки. Выполните замкнутую, прямую.

- Выполняем в парах, соблюдайте правило работы в парах.

- Выложите на партах при помощи ниточек цифру 10.

- Молодцы.

- Кто справился с заданием покажите билетики. (Ребята показывают свои билетики)

- В путь.

- Молодцы! (Ученики показывают карточки билетики зеленый кружок - верно, красный кружок - неверно.)

  Итог урока, рефлексия.

Цель, стоящая перед учащимися: дать самооценку собственной учебной деятельности.

Цели и задачи, стоящие перед учителем: способствовать к созданию условий для эффективной самооценки учебной деятельности учащимися, оценивать результат учебной деятельности.

Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (р). Способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л).

- Вы справились со всеми заданиями Снежной королевы. Подошло к концу наше путешествие.

- Подведём итог нашего урока.

- С каким числом познакомились? В чем особенность числа 10? Из каких пар чисел можно составить число 10?

- Посмотрите на свои билеты.

- Какую оценку своему труду на уроке вы дадите?

- А с каким настроением мы заканчиваем наш урок.

- Покажите. (Дети показывают солнышко или тучку).

- Молодцы! Спасибо за дружную работу на уроке.

- А теперь прочитайте, что же вас ждёт сейчас, только ветер унёс некоторые буквы.

П . Р . М . НА Слайд 9 (перемена)

5. Задание на дом.