Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с отрывком из романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “ … Уж небо осенью дышало”.
Задачи:
Образовательные:
- учить выразительному чтению лирического стихотворения;
- учить различать и использовать в речи средства художественной выразительности (работа с понятиями: сравнения, эпитеты);
- учить находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение.
Развивающие:
- развивать память, образное мышление, воссоздающее творческое воображение, внимание, анализировать, обобщать, сопоставлять;
- развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе в различных её проявлениях,
- прививать интерес к поэзии.
Планируемые достижения учащихся:
- формирование умения выразительно читать стихотворение с передачей эмоционального тона;
- умение находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
- умение создавать под руководством учителя текст с использованием авторских художественных выразительных средств;
- умение участвовать в коллективной беседе.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, аудиозаписи из цикла “Времена года” П.И. Чайковский, рисунки с осенними пейзажами, “Литературное чтение” (2 часть) учебник, автор Н.А. Чуракова.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И наш урок начнём.
2
. Актуализация знаний. Постановка целей урока.Сегодня проводится занятие в клубе “Ключ и заря”. Это занятие – для самых наблюдательных членов клуба.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года…
– Как зовётся? (Осень)
– Правильно. Осенью зовётся. Какая погода чаще всего бывает осенью.
Сейчас я загадаю вам загадки, которые имеют непосредственное отношение к осени. Попробуйте отгадать, о чём идёт речь?
Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливы и цветы,
Вымыл травы и листы,
А как сумерки настали
Нам по радио сказали
Что и завтра он придёт
И польёт наш огород. (Дождь)Бежал по тропке луговой
Кивали маки головой
Бежал по речке голубой
Речка сделалась рябой. (Ветер)
Прослушивание аудиозаписи П.И. Чайковского “Октябрь” (Осенняя песня) из цикла “Времена года”
– Какие чувства возникли при прослушивании?
– Какую картину увидели?
– К какому времени года подходит эта музыка? (Осень)
– Сегодня мы будем говорить о неповторимой красоте этого времени года, познакомимся со стихотворением А.Пушкина, будем учиться выразительно читать стихи.
– Мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало выучить его наизусть, нужно понять картину из жизни, рисуемую автором
3. Подготовка к первичному восприятию стихотворения.
– Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин (обращение к портрету, где указаны даты жизни А.С. Пушкина). Вы уже знаете немного о жизни и творчестве поэта. Сегодня услышите новые стихи поэта. Мы поговорим о том, как любил это время года А.С. Пушкин. Он сам об этом говорил так: “ Осень… любимое моё время … пора моих литературных трудов”
– Послушайте такие стихотворные строчки:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго…
Или ещё строчки:
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод…
– Но была в жизни А.С. Пушкина особенная осень, – осень, которую он провёл в деревне Болдино: все три месяца. Пушкин 1 сентября выехал в Болдино, чтобы продать имение, подаренное ему отцом. В эти дни свирепствовала страшная болезнь – холера. На многие города был наложен карантин, в том числе и на Москву, Московскую область, и А.С. Пушкин не мог выехать из Болдино три месяца.
Пушкин в это время работал с невиданной творческой энергией, много и плодотворно. В Болдино написано им множество стихотворений, закончено величайшее произведение “Евгений Онегин”
– Давайте пофантазируем немного, представим осень, которая так вдохновила поэта на творчество.
(На доске открываются рисунки с осенними пейзажами)
Осень в Болдино подарила миру множество прекрасных произведений. Послушайте одно из них. Это отрывок из романа А.с. Пушкина “Евгений Онегин” “… Уж небо осенью дышало”
4. Первичное восприятие стихотворения.
Чтение стихотворения (Учитель читает стихотворение наизусть).
5. Проверка качества первичного восприятия.
– Понравилось стихотворение?
– О каком времени года идёт речь?
– Какое чувство, настроение возникло, когда вы его слушали?
– Захотелось перечитать?
6. Вторичное восприятие стихотворения.
– Давайте перечитаем стихотворение ещё раз и поразмыслим, как поэту удалось передать картину поздней осени.
Физкультминутка
Осенние листья по ветру летят,
Друг с другом они попрощаться хотят.
Осенние листья кружатся,
Ковром разноцветным ложатся
7. Анализ произведения.
– Откройте учебник на с. 51 и прочитайте первую строчку.
– Как вы понимаете? Что значит “небо … дышало”?
– Прочитайте стихотворение самостоятельно.
(Жужжащее чтение)
– Что вы заметили?
(Оно разделено на две части; есть слова, требующие объяснения.)
Словарная работа
Как вы понимаете слово сень?
(Сень – покров, который образуют кроны деревьев, их ветви и листья.)
– Что такое нива? (поле)
– Как вы понимаете почуя? (Почуя – от “чуять”: чувствовать.)
– Как понимаете слово караван? (Караван – группа кого, чего-нибудь, двигающихся друг за другом)
– Перечитайте первую часть и подумайте, радует ли героя наступление осени. (Герой отмечает, что наступление осени связано с замиранием и угасанием жизни, поэтому осенняя пора его радует.)
– Какое настроение вызывает у поэта осень? (Скуку, печаль)
– Докажите словами из текста.
– Найдите те строчки, которые помогают представить, что происходит осенью в лесу.
– Поэт стремится к тому, чтобы мы только это увидели или ещё и услышали? (“Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась” Поэт стремится к тому, чтобы мы смогли не только представить картину осени, но и услышать её звуки.)
– Найдите строчки, позволяющие представить, что делают перелётные птицы осенью. Мы это только видим или можем представить звуки, которые они издают? (“Гусей крикливых караван тянулся к югу…”. Слово “крикливых” позволяет представить крик птиц.)
– Кто видел в небе журавлей или гусей? Как они летят? Почему в полёте они кричат? (Они прощаются с родными местами.)
– А почему А.С. Пушкин употребил слово “тянулся”?
– Поэт описывает раннюю или позднюю осень? Докажите словами из текста. (Стоял ноябрь уж у двора)
– Как вы понимаете это словосочетание? А знаете ли вы, что ноябрь в народе называли “предзимник”? Почему?
– Какие строчки подсказали вам ещё в начале стихотворения, что поэт пишет о поздней осени? (“Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась”)
– Какой образ леса вы представили? (Лес сбросил листья, причём сделал это с шумом, то есть от резких порывов ветра.)
– Первая часть – это впечатления и наблюдения поэта?
– Это отдельные впечатления или они складываются в целостную картину? (Это впечатления и наблюдения, которые складываются в целостную картину.)
– Как это показано знаками препинания в тексте? (Первая часть – это одно предложение, а между отдельными наблюдениями поэт ставит запятые.)
– Прочитайте первую часть так, как будто вместо запятой стоят точки. Что изменилось? (Не получилось целостной картины.)
– Как нужно читать эту часть? Прочитайте выразительно. Перечитайте вторую часть стихотворения. Что вы заметили? (Это одно предложение.)
– Какие знаки стоят в конце некоторых строчек?
– Прочитайте на плакате Летучей Мыши, что обозначает этот знак.
Точка с запятой сообщает, что в одном высказывании объединяются различные наблюдения или размышления.
– Вы согласны с такой расстановкой знаков? Зачитайте отдельные наблюдения автора.
Работа в группах.
Миша медленно читал вторую часть стихотворения. После каждой паузы он записывал свои ощущения от картины осени.
– Прочитайте, что у него получилось.
Темно и холодно.
Тихо.
Голодно.
Страшно.
Пусто.
Тихо.
Можете расшифровать эту запись?
– Какие строчки породили каждое Мишино ощущение? Соотнесите их с Мишиной записью.
– Каких животных вы представляете, когда читаете вторую часть?
(Ученики в парах читают и обсуждают текст на с. 53, 54.)
– Какие образы создал поэт? К чему он стремился? (Поэт стремился, чтобы мы при помощи воображения представили и лето, и осень.)
Творческая работа (на партах лежат листочки)
– Как вы воспринимаете осень?
Какими словами вы могли бы выразить своё отношение к осени? Продолжите ряды слов-ассоциаций:
Унылая пора, грустно, ___________________
Краса, яркие краски,___________________________
8. Подведение итогов урока.
– С каким произведением А. С. Пушкина мы познакомились? (Мы познакомились со стихотворением А.С. Пушкина “…Уж небо осенью дышало”.)
– Какой теме посвящено стихотворение?
– Чему научились на уроке? (Благодаря поэзии мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы.)
– Я, думаю, эта работа вам поможет научиться выразительно читать стихотворение.
9. Рефлексия.
– У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке:
– если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек;
– если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;
– если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.
– Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. Сегодня хорошо поработали, молодцы. Спасибо за работу!
Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.