Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- образовательные:
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверь-ка дружок
Ты готов на урок?
Всё ли на месте? Всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начать урок я хочу с вопроса к вам:
Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (Ответы детей.)
Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный ученый Аль-Бируни : “Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит”.
Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
II. Актуализация прежних знаний, умений, навыков:
Устный счет:
1.1. Какое сегодня число?
2. Расскажите, что вы знаете о числе 20?
3. А где расположено это число на координатной прямой?
4. Назовите число ему обратное.
5. Назовите число ему противоположное.
6. Как называется число – 20?
7. Какие числа называются противоположными?
8. Какие числа называются отрицательными?
9. Чем равен модуль числа 20? – 20?
10. Чему равна сумма противоположных чисел?
2. Объясните следующие записи:
а) Гениальный математик древности Архимед родился в 0 287 г.
б) Гениальный русский математик Н.И.Лобаческий родился в 1792 г.
в) Первые олимпийские игры состоялись в Греции в – 776 г.
г) Первые Международные олимпийские игры состоялись в 1896 г.
д) XXII Олимпийские зимние игры состоялись в 2014 году.
3. Узнайте, какие числа крутятся на “математической карусели” (все действия выполняются устно).
II. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Вы научились выполнять разные действия с целыми числами. Чем же будем заниматься дальше? Как будем решать примеры и уравнения?
Давайте найдем значение данных выражений
-7 + (3 + 4) = -7 + 7 = 0
-7 + 3 + 4 = 0
Какой порядок действий в 1 примере? Сколько получилось в скобках? Порядок действий во втором примере? Результат первого действия? Что можно сказать об этих выражениях?
Конечно результаты первого и второго выражений одинаковы, значит между ними можно поставить знак равенства: -7 + (3 + 4) = -7 + 3 + 4
Что же мы сделали со скобками? (Опустили.)
Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Дети формулируют тему урока.) В нашем примере, какой знак стоит перед скобками. (Плюс.)
И так мы подошли к следующему правилу:
Если перед скобками стоит знак +, то можно опустить скобки и этот знак +, сохраняя знаки слагаемых, стоящих в скобках. Если первое слагаемое в скобках записано без знака, то его надо записать со знаком +.
А как быть, если перед скобками стоит знак минус?
В этом случае нужно рассуждать так же как при вычитании: необходимо прибавить число противоположное вычитаемому:
-7 – (3 + 4) = -7 + (-7) = -7 + (-3) + (-4) = -7 – 3 – 4 = -14
– Итак, мы раскрыли скобки, когда перед ними стоял знак минус.
Правило раскрытия скобок, когда перед скобками стоит знак “-“.
Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак -, надо заменить этот знак на +, поменяв знаки всех слагаемых в скобках на противоположные, а потом раскрыть скобки.
Давайте послушаем правила раскрытия скобок в стихах:
Перед скобкой плюс стоит.
Он о том и говорит
Что ты скобки опускай
Да все знаки выпускай!
Перед скобкой минус строгий
Загородит нам дорогу
Чтобы скобки убирать
Надо знаки поменять!
Да ребята знак минус очень коварный, это “ сторож” у ворот(скобки), он выпускает числа и переменные только тогда, когда они поменяют “ паспорта”, то есть свои знаки.
Зачем вообще нужно раскрывать скобки? (Когда есть скобки, есть момент какой-то элемент незавершенности, какой-то тайны. Это – как закрытая дверь, за которой находится что-то интересное.) Вот сегодня мы изведали эту тайну.
Небольшой экскурс в историю:
Фигурные скобки появляются в сочинениях Виета (1593). Широкое применение скобки получили лишь в первой половине XVIII века, благодаря Лейбницу и ещё больше Эйлеру.
Физкультминутка.
III. Закрепление новых знаний, умений, навыков.
Работа по учебнику:
№ 1234 (раскройте скобки) – устно.
№ 1236(раскройте скобки) – устно.
№ 1235 (найдите значение выражения) – письменно.
№ 1238 (упростите выражения) – работа в парах.
IV. Подведение итогов урока.
1. Объявляются оценки.
2. Дом. задание . п.39 №1254 (а, б, в),1255 (а, б, в),1259.
3. Чему мы сегодня научились?
Что нового узнали?
И завершить урок я хочу пожеланиями каждому из вас:
“К математике способность проявляй,
Не ленись, а ежедневно развивай.
Умножай, дели, трудись, соображай,
С математикой дружить не забывай”.