Тема урока: "Относительные местоимения". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель:

  • совершенствовать представление о местоимении как части речи;
  • уяснить роль в речи относительных местоимений, их отличие от  вопросительных;
  • совершенствовать навык конструирования предложений;
  • формировать интерес к русскому языку как необходимому инструменту  в любой профессии;
  • формировать ответственное отношение к природе, животным.

Ход урока

1. Подготовка к изучению нового материала.

– Какую часть речи мы сейчас изучаем?
– Чем отличается местоимение от других частей речи, изученных в этом году?
– Перечислите 9 разрядов местоимений.
– Какие разряды местоимений мы уже изучили?

– Прочитаем тему

– Какую цель ставит перед собой каждый из Вас, приступая к изучению этой темы?

– Прочитайте стихотворение. О чем оно? Знаете ли вы литературный его перевод?

Pussy-cat, pussy-cat,
Where have you been?
I've been to London
To look at the Queen.
Pussy-cat, pussy-cat,
What did you there?
I frightened a  mouse
Under her chair.

– Запишите предложение с вопросительным местоимением из переведённого стихотворения.  Подчеркните вопросительное местоимение как член предложения.

– Какие ещё вопросительные местоимения вы знаете. Запишите в столбик.

2. Объяснение нового материала. Игра «Редакция»

– Разделитесь на команды (3-5 на класс).
– Вы редакции средств массовой информации: газет, журналов, телепередач, Интернет-изданий. Придумайте название и выберите главного редактора. (Названия могут быть любые, потому что… см. ход урока)

– Скоро 1 марта – день кошек. Я, владелец медиахолдинга, мне принадлежат все ваши газеты и журналы. Я хочу оказать информационную помощь Фонду животных БИМ, откуда моя усыновлённая собака. Деньги изъять из бизнеса я не могу: жду поставку бумаги и краски из Финляндии. Но могу отдать эфирное время и площадь изданий для рассказа о фонде, чтобы больше людей о нём узнали и помогли Дарье Тараскиной средствами, кормами, строительными материалами, игрушками для животных, лекарствами. Поэтому я даю вашим редакциям задание: рассказать о кошках в приюте. Даже если у вас спортивный журнал, у вас есть место для социальной рекламы.

Задание: (индивидуальная работа) Через 3 минуты у вас заседания редколлегий. Сформулируйте самостоятельно в своих тетрадях (на сегодня это ваши журналистские блокноты) 5 вопросов, ответы на которые вы будете искать во время поездки в приют и во время встречи с управляющим. Мы, как журналисты, должны рассказать о приюте, где много-много кошек ждут дом и хозяина, так интересно, чтобы больше людей помогли этим животным.
(групповая работа) Теперь обсудите эти вопросы, отберите 5 лучших, и через 2 минуты я жду главных редакторов на  совещании.

(Тут можно поиграть, что увольняете опаздывающих, они объясняют это пробками на дорогах, можно выслать за ними вертолёт… Это секунды, но очень оживляет и убыстряет работу)

Главные редактора читают у доски вопросы, которые записаны на листках или в планшетах во второй части таблицы.

                                                                             Примерные вопросы
(можно поставить условие, что все вопросительные местоимения должны быть разными)
  Кто пристраивает животных?
Чем кормят кошек в приюте?
Какую помощь оказывают волонтёры?
Сколько кошек обитает в приюте?
На чьи средства существует приют?

Класс контролирует грамматическое соответствие вопросов. Кто выполнил условие, отправляется на задание на вертолёте, джипе, ракете. (Учитель выдает картинки.) Те, кто использовал в вопросах наречия, мало вопросов сформулировал, не смог задать вопросы с разными вопросительными местоимениями, отправляются на велосипеде, на ослике, пешком.

Наши корреспонденты вернулись.
Отсматриваем рабочий материал (На Приют БИМ. Живой дом. http://www.youtube.com/watch?v=ZP2EcmnubAI. 4.30 минуты просмотр отрывка ролика. (15.30 – 20.00 ).

Нам встретились неизвестные слова. Словарная служба, что можете сказать? Ищут в словарях значения слов. Список может быть дополнен в ходе урока.

Волонтёр
Приют
анонс

– На какие вопросы получили ответы?
– Что хотелось бы уточнить?

Подготовка к выпуску передачи, газеты идёт полным ходом. Но пора выпустить анонс, чтобы как можно больше людей заинтересовались вашим репортажем и, возможно, помогли приюту.

– Будем  ли рассказывать о том, что узнали? Превратим вопросительные местоимения в относительные… открываем первую часть таблицы. Свяжите подходящие по смыслу  предложения. Для этого в своих предложениях уберите вопросительные знаки, замените большую букву на строчную.
Конечно, можно предложить свои варианты  предложений в первой части таблицы.

  Примерные вопросы
(можно поставить условие, что все вопросительные местоимения должны быть разными)
Дорогие друзья!

Завтра вы узнаете,
Мы Вам расскажем,
В нашем репортаже Вы увидите,
Представители приюта  покажут,
Мы Вам откроем секрет,
 До встречи на нашем канале!

Кто пристраивает животных?
Чем кормят кошек в приюте?
Какую помощь оказывают животным волонтёры?
Сколько кошек обитает в приюте?
На чьи средства существует приют БИМ?

Примерный вариант анонса:

Дорогие друзья!

Завтра вы узнаете, кто обитает в приюте БИМ.
Мы Вам расскажем, на чьи средства он существует.
В нашем репортаже Вы увидите, какие кошки нашли здесь спасение.
Мы Вам откроем секрет, чем Вы можете помочь этим пушистым красавицам и красавцам.

Оформление анонсов. Если дети работают на планшетах, можно сразу оформить и распечатать анонсы. Фотографии животных  можно взять прямо с сайта Фонда БИМ. Если работаем с бумагой, то сначала пишем карандашом, полученные итоговые предложения пишем фломастерами, а украшаем заранее принесёнными фотографиями кошек из календарей, плакатов, Интернета.

Самое красивое  предложение вашей редакции запишите в тетрадь. Подчеркните грамматические основы. Возьмите относительное местоимение в кружок. Это не союз. Оно, как и его мама, вопросительное местоимение,  является членом предложения. Это союзное слово.

Если остаётся время, записываем несколько удачных предложений в тетради. Выделите грамматические основы получившихся предложений. Найдите местоимения. Какую роль они играют в предложении? Составим схемы.

Взаимопроверка.

– Я очень довольна вашей работой. После ваших анонсов рейтинги взлетели до небес, и нет ни одного человека, кто не знал бы о Фонде БИМ, многие уже помогают ему. И это ваша заслуга.
Лучшая редакция отправляется в турне джипах по Алтаю. Ещё одна редакция отдыхает в экоотеле на Байкале. Для сплочения команд не очень успешных редакций я принимаю решение отправить их на санитарную вырубку лесов, поражённых жуком-типографом. Они будут жить в одной избушке в лесу и, кроме работы, заботиться друг о друге.

Рефлексия

– На листочках нарисуйте смайлик, который мне скажет, как вы себя чувствовали на уроке. Любой фигурой нарисуйте, какую работу совершила сегодня ваша редакция.
Заштрихуйте, какую часть работы сделали вы персонально.
Напишите фамилию самого полезного члена вашей команды.

– Кого бы вы  мне, владельцу медиа-холдинга, посоветовали уволить? Почему? (Этот вопрос задаём только в классах с хорошим коллективом, обязательно беседуем на последующих уроках и индивидуально)

Подведение итогов урока

– Что узнали нового?
– Что повторили? Чему научились?
– Какую роль играют в речи относительные местоимения?
– Почему наш учебник выделяет их в отдельный разряд?

Информация о домашнем задании

Параграф 71 (учебник п\ред. Баранова М.Т.) Составьте диалог по теме урока, в котором используйте вопросительные и относительные местоимения. (7 реплик)