Практико-ориентированный проект "Формирование творческих способностей дошкольников в игре, фантазировании, музыкальном инсценировании"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение.

Большое значение для развития личности ребенка имеет среда, способствующая его самовыражению в процессе художественной деятельности. Несомненно, ребенок, привыкающий выражать свои эмоции с помощью различных видов художественной деятельности (в данном случае – придумывание сказок и инсценирование их) начинает по новому рассматривать свое “Я”, свое собственное поведение и поведение других, свои взаимоотношения с людьми, а так же природу и окружающий его мир.

В детском фольклоре заложены истоки творчества, он наиболее полно охватывает личность ребенка и способствует развитию фантазийных, театральных способностей, проявлению самостоятельности; главнее условие – раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободное, без нажима со стороны взрослого, основанное на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

Дети фантазируют с большим желанием, задача взрослых записать за детьми их словотворчество. Необходимо элементы сочинительства включать во все виды музыкальной деятельности в детском саду, чтобы ребенок не только сочинял, но играл то, что придумал сам или его товарищи, такой подход улучшает отношения между детьми, воспитателями, родителями, помогает проявить себя в будущем в творчестве и в жизненных ситуациях.

В работе с детьми использовала программу “Арт-фантазия” - автор Э.Г. Чурилова, программу по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства “Театр – творчество - дети” - авторы Н.Ф.Сорокина, И.Е.Миланович.

“Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детства. Это детский фольклор”.  В данном случае – это сказки, придуманные детьми, но и не только: песенки, считалки, танцы с пением и без... .

ПРОБЛЕМА: трудности в эмоциональном раскрепощении ребенка, снятии зажатости, обучении чувствованию и художественному воображению.

ЦЕЛЬ: развитие у детей потребности в музыкально-творческом самовыражении, фантазии, творческой активности при создании воображаемой ситуации.

ЗАДАЧИ:

1. Провести обследование для выявления уровня творческих способностей дошкольников в сочинительстве сказок, стихотворений.

2. Раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту речи, звуков, окружающих их, научить верить в себя.

3. Расширить представления детей об окружающем мире, сформировать познавательный интерес, любознательность.

4. Провести показы придуманных сказок (потешек, считалок, стихотворений) для детей из других групп, родителей.

5. Выпустить “книгу” отзывов и пожеланий о прошедших инсценировках.

6. Оформит фотоальбом “Наши сочинители” (“Наши авторы”).

МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ.

1. Создать в группах “копилку детских сказок”, записывать, пополнять соответствующими атрибутами.

2. Организобать театральный кружок “Буратино”.

3. Включать во все виды музыкальной деятельности в детском саду элементы сочинительства и придумывания. Создавать игровые ситуации, активизирующие исполнительские (вокальные) и творческие (театрально-игровые) способности детей.

4. Проводить игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания, интонационной речи, движений.

5. Работать над формированием лексико-грамматического строя речи, связной речи, диалогов, сюжетов.

6. Работать над произношением, темпом и ритмом речи при разучивании ролей и их придумывании.

7. Учить детей пользоваться различными выразительными средствами при придумывании и разыгрывании сказок, потешек, драматизаций: речь, напев, мимика, пантомимика.

8. Привлекать взрослое окружение ребенка к придумыванию, активному участию в творчестве ребенка, в качестве исполнителей ролей, авторского текста, изготовлению костюмов и декораций.

ПЛАН-ГРАФИК

Срок Мероприятия Ответственный
Сентябрь Выделить и оформить “сказочную копилку” воспитатель
Октябрь Провести диагностику творческих способностей детей. психолог
Подготовка к осеннему развлечению Музыкальные руководители-воспитатели
Ноябрь Дать установку родителям, воспитателям собирать и записывать детское творчество, провести игру “Волшебное зеркало” Музыкальные руководители-воспитатели
Декабрь Обыгрывание знакомых потешек, сказок, стихотворений.

Подготовка к новогоднему утреннику.

Музыкальные руководители-воспитатели.
Январь Включать в занятия элементы способствующие развитию фантазии детей, рисование сказочных персонажей, придумывание сказок ... Музыкальные руководители
Проверка “сказочных копилок”, чтение детского творчества на занятиях Музыкальные руководители, воспитатели, родители
Февраль Выбор детского произведения для постановки в театральном кружке Музыкальные руководители, воспитатели
Март Оформить журналы “Сказочные копилки” в группах Воспитатели
К дню театра показать постановку детской сказки Музыкальные руководители, воспитатели, родители
Апрель Показать детский спектакль для детей и гостей детского сада Музыкальные руководители, воспитатели
Май Пригласить детей из соседнего детского сада на спектакль Музыкальные руководители, методист детского сада, воспитатели

Ожидаемые результаты:

1. Знакомство с устным народным творчеством. Обогащение речи детей.

2. Знакомство с театром, театральными жанрами.

3. Формирование лексико-грамматического строя и связной речи.
Улучшение монологической и диалогической речи.

4. Активизация словаря.

5. Воспитание отзывчивости, сопереживания, вежливости, доброты.

6. Развитие способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед зрителями.

7. Проявление творческих способностей детей в сочинительстве сказок, песен, танцев.

Методические:

1. Накопление детских сочинений, разработок, методического материала по организации театральной деятельности в детском саду.

2. Повышение профессионального мастерства, культурного воспитания через творческую деятельность.

3. Обеспечение взаимосвязи в придумывании и инсценировании музыкальных сказок с другими видами деятельности в едином поиске.

Социальные: Освещение детского творчества в СМИ города, укрепление связей с театральными студиями других детских садов, обмен просмотров спектаклей.

Анализ деятельности целевых групп

ДЕТИ Знакомятся с различными видами фольклора

Учатся сочинять, придумывать, фантазировать

Читают стихи, разучивают роли

Расширяют словарный запас

Придумывают и имитируют движения, голос героя собственного произведения

Обыгрывают собственные сказки, участвуют в постановках для родителей и гостей

Приобщаются к народному творчеству

Активизируется словарный запас, улучшается диалогическая и монологическая речь

Совершенствуется звуковая культура речи и ее интонационный строй

Развивается словотворчество, речь обогащается новыми словами

Развивается творческое мышление, актерские способности, проявляется индивидуальность

Развивается способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед большой аудиторией

РОДИТЕЛИ Совместно с детьми участвуют в театральных постановках

Помогают в изготовлении костюмов и атрибутов.

Делают видеозаписи и совместно просматривают их дома

Укрепляют взаимоотношения с детьми, получают положительные эмоции

Получают удовлетворение от проделанной работы. Приходит понимание значимости театральной деятельности в жизни ребенка, его всестороннем развитии, гордость за своего ребенка, признание его театральных способностей.

ПЕДАГОГИ Помогают в раскрытии и реализации потенциальных способностей и возможностей ребенка.

Проявляют заботу о сохранении здоровья детей (профилактика скалиоза, плоскостопия, охрана голосового аппарата, коррекция речи, психо-эмоционального комфорта).

Участвуют в гражданском воспитании детей

Используют компьютерные технологии (интернет-источник музыкального, текстового и нотного материала)

Проводят диагностику творческих способностей детей

Привлекают сотрудников детского сада к участию в реализации постановок, инсценировок, оформлению.

Повышают опыт в работе с детьми, заинтересованность детей в наличии эмоционального отношения к любому виду деятельности, раскрепощение детей.

Развитие гражданских чувств у детей

 

 

Новый современный музыкальный материал

 

План работы посредством личностно- ориентированного похода к детям

Яркие и современные постановки. Положительные эмоции от совместного творчества, реализация творческого потенциала.

Показатели результативности

1. Анкеты

2. Диагностика

3. Театральные афиши

4. Журнал “Копилка детских сказок”

5. Книга отзывов зрителей

6. Заметки в СМИ

7. Фотографии спектаклей

Диагностика (примерная таблица)

Количество детей в группе

Критерий

Уровень
Игровое творчество: перевоплощается в создаваемые образы с помощью движения, мимики, жеста; создает самостоятельно Высокий Средний Низкий
2012 2013 2012 2013 2012 2013
Песенное творчество: придумывает самостоятельно мелодию короткой песенки с текстом и без 5 35 80 55 15 10
Танцевальное творчество: проявляет желание или придумывает движения в свободных плясках с предметами и без них 15 40 65 45 20 15
Импровизация на детских музыкальных инструментах: проявляет желание или импровизирует на детских музыкальных инструментах 30 40 55 50 15 10
Театрально- игровое творчество: проявляет желание или импровизирует с игрушкой или в придумывании сказок 30 55 50 35 20 10

Социальные взаимодействия

Стратегия реализации проекта

№ п/п Деятельность Дети Музыкальные руководители Родители, воспитатели
1 Речевая Проговаривание и придумывание монологов и сказок, спектаклей, кукольных театров, услышанных, увиденных, придуманных самостоятельно. 1.Загадывание загадок.

2.Использование игровых ситуаций “Кто лучше придумает конец сказки, стихотворения, песенки...”

3.Инсценирование стихотворений, песен, сказок.

1.Заучивание стихотворений.

2.Чтение сказок.

3.Рассказывание своих придуманных сказок.

4.Сочинение сказок вместе с детьми.

5.Беседы о прочитанном.

6.Записывание сочиняемых детьми историй.

2 Художественно-творческая Рисование сказочных персонажей, эпизодов из сказок, придуманных детьми. Имитация движений, голосов героев, персонажей. Придумывание диалогов к сказкам. 1.Сюрпризные моменты для заинтересованности детей.

2.Изображение героев с помощью мимики, движений, музыки.

3.Выпуск “книги” отзывов

1.Записыание на видео творчества детей.

2.Рисование любимых сказок.

3.Оформление выставок и рисунков. Конкурс детских сказок.

3 Игровая Обыгрывание эпизодов из придуманных сказок, прочитанных и увиденных. Ряжение в костюмы. Создание условий для игр. Участие в подготовке театрализаций. Обыгрывание и придумывание сказок с детьми дома.
4 Трудовая Участие в подготовке костюмов, изготовление атрибутов, декораций. Изготовление атрибутов к спектаклям, музыкальное оформление. Пошив костюмов, изготовление декораций.
5 Оздоровительная Воспитание навыков правильного дыхания, постановка голоса, развитие двигательной активности, координации движений, психологического климата.