Введение.
Большое значение для развития личности ребенка имеет среда, способствующая его самовыражению в процессе художественной деятельности. Несомненно, ребенок, привыкающий выражать свои эмоции с помощью различных видов художественной деятельности (в данном случае – придумывание сказок и инсценирование их) начинает по новому рассматривать свое “Я”, свое собственное поведение и поведение других, свои взаимоотношения с людьми, а так же природу и окружающий его мир.
В детском фольклоре заложены истоки творчества, он наиболее полно охватывает личность ребенка и способствует развитию фантазийных, театральных способностей, проявлению самостоятельности; главнее условие – раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободное, без нажима со стороны взрослого, основанное на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.
Дети фантазируют с большим желанием, задача взрослых записать за детьми их словотворчество. Необходимо элементы сочинительства включать во все виды музыкальной деятельности в детском саду, чтобы ребенок не только сочинял, но играл то, что придумал сам или его товарищи, такой подход улучшает отношения между детьми, воспитателями, родителями, помогает проявить себя в будущем в творчестве и в жизненных ситуациях.
В работе с детьми использовала программу “Арт-фантазия” - автор Э.Г. Чурилова, программу по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства “Театр – творчество - дети” - авторы Н.Ф.Сорокина, И.Е.Миланович.
“Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детства. Это детский фольклор”. В данном случае – это сказки, придуманные детьми, но и не только: песенки, считалки, танцы с пением и без... .
ПРОБЛЕМА: трудности в эмоциональном раскрепощении ребенка, снятии зажатости, обучении чувствованию и художественному воображению.
ЦЕЛЬ: развитие у детей потребности в музыкально-творческом самовыражении, фантазии, творческой активности при создании воображаемой ситуации.
ЗАДАЧИ:
1. Провести обследование для выявления уровня творческих способностей дошкольников в сочинительстве сказок, стихотворений.
2. Раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту речи, звуков, окружающих их, научить верить в себя.
3. Расширить представления детей об окружающем мире, сформировать познавательный интерес, любознательность.
4. Провести показы придуманных сказок (потешек, считалок, стихотворений) для детей из других групп, родителей.
5. Выпустить “книгу” отзывов и пожеланий о прошедших инсценировках.
6. Оформит фотоальбом “Наши сочинители” (“Наши авторы”).
МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ.
1. Создать в группах “копилку детских сказок”, записывать, пополнять соответствующими атрибутами.
2. Организобать театральный кружок “Буратино”.
3. Включать во все виды музыкальной деятельности в детском саду элементы сочинительства и придумывания. Создавать игровые ситуации, активизирующие исполнительские (вокальные) и творческие (театрально-игровые) способности детей.
4. Проводить игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания, интонационной речи, движений.
5. Работать над формированием лексико-грамматического строя речи, связной речи, диалогов, сюжетов.
6. Работать над произношением, темпом и ритмом речи при разучивании ролей и их придумывании.
7. Учить детей пользоваться различными выразительными средствами при придумывании и разыгрывании сказок, потешек, драматизаций: речь, напев, мимика, пантомимика.
8. Привлекать взрослое окружение ребенка к придумыванию, активному участию в творчестве ребенка, в качестве исполнителей ролей, авторского текста, изготовлению костюмов и декораций.
ПЛАН-ГРАФИК
Срок | Мероприятия | Ответственный | ||
Сентябрь | Выделить и оформить “сказочную копилку” | воспитатель | ||
Октябрь | Провести диагностику творческих способностей детей. | психолог | ||
Подготовка к осеннему развлечению | Музыкальные руководители-воспитатели | |||
Ноябрь | Дать установку родителям, воспитателям собирать и записывать детское творчество, провести игру “Волшебное зеркало” | Музыкальные руководители-воспитатели | ||
Декабрь | Обыгрывание знакомых потешек,
сказок, стихотворений. Подготовка к новогоднему утреннику. |
Музыкальные руководители-воспитатели. | ||
Январь | Включать в занятия элементы способствующие развитию фантазии детей, рисование сказочных персонажей, придумывание сказок ... | Музыкальные руководители | ||
Проверка “сказочных копилок”, чтение детского творчества на занятиях | Музыкальные руководители, воспитатели, родители | |||
Февраль | Выбор детского произведения для постановки в театральном кружке | Музыкальные руководители, воспитатели | ||
Март | Оформить журналы “Сказочные копилки” в группах | Воспитатели | ||
К дню театра показать постановку детской сказки | Музыкальные руководители, воспитатели, родители | |||
Апрель | Показать детский спектакль для детей и гостей детского сада | Музыкальные руководители, воспитатели | ||
Май | Пригласить детей из соседнего детского сада на спектакль | Музыкальные руководители, методист детского сада, воспитатели |
Ожидаемые результаты:
1. Знакомство с устным народным творчеством. Обогащение речи детей.
2. Знакомство с театром, театральными жанрами.
3. Формирование лексико-грамматического строя и
связной речи.
Улучшение монологической и диалогической речи.
4. Активизация словаря.
5. Воспитание отзывчивости, сопереживания, вежливости, доброты.
6. Развитие способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед зрителями.
7. Проявление творческих способностей детей в сочинительстве сказок, песен, танцев.
Методические:
1. Накопление детских сочинений, разработок, методического материала по организации театральной деятельности в детском саду.
2. Повышение профессионального мастерства, культурного воспитания через творческую деятельность.
3. Обеспечение взаимосвязи в придумывании и инсценировании музыкальных сказок с другими видами деятельности в едином поиске.
Социальные: Освещение детского творчества в СМИ города, укрепление связей с театральными студиями других детских садов, обмен просмотров спектаклей.
Анализ деятельности целевых групп
ДЕТИ | Знакомятся с различными видами
фольклора Учатся сочинять, придумывать, фантазировать Читают стихи, разучивают роли Расширяют словарный запас Придумывают и имитируют движения, голос героя собственного произведения Обыгрывают собственные сказки, участвуют в постановках для родителей и гостей |
Приобщаются к народному творчеству Активизируется словарный запас, улучшается диалогическая и монологическая речь Совершенствуется звуковая культура речи и ее интонационный строй Развивается словотворчество, речь обогащается новыми словами Развивается творческое мышление, актерские способности, проявляется индивидуальность Развивается способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед большой аудиторией |
РОДИТЕЛИ | Совместно с детьми участвуют в
театральных постановках Помогают в изготовлении костюмов и атрибутов. Делают видеозаписи и совместно просматривают их дома |
Укрепляют взаимоотношения с детьми,
получают положительные эмоции Получают удовлетворение от проделанной работы. Приходит понимание значимости театральной деятельности в жизни ребенка, его всестороннем развитии, гордость за своего ребенка, признание его театральных способностей. |
ПЕДАГОГИ | Помогают в раскрытии и реализации
потенциальных способностей и возможностей
ребенка. Проявляют заботу о сохранении здоровья детей (профилактика скалиоза, плоскостопия, охрана голосового аппарата, коррекция речи, психо-эмоционального комфорта). Участвуют в гражданском воспитании детей Используют компьютерные технологии (интернет-источник музыкального, текстового и нотного материала) Проводят диагностику творческих способностей детей Привлекают сотрудников детского сада к участию в реализации постановок, инсценировок, оформлению. |
Повышают опыт в работе с детьми,
заинтересованность детей в наличии
эмоционального отношения к любому виду
деятельности, раскрепощение детей. Развитие гражданских чувств у детей
Новый современный музыкальный материал
План работы посредством личностно- ориентированного похода к детям Яркие и современные постановки. Положительные эмоции от совместного творчества, реализация творческого потенциала. |
Показатели результативности
1. Анкеты
2. Диагностика
3. Театральные афиши
4. Журнал “Копилка детских сказок”
5. Книга отзывов зрителей
6. Заметки в СМИ
7. Фотографии спектаклей
Диагностика (примерная таблица)
Количество детей в группе
Критерий |
Уровень | |||||
Игровое творчество: перевоплощается в создаваемые образы с помощью движения, мимики, жеста; создает самостоятельно | Высокий | Средний | Низкий | |||
2012 | 2013 | 2012 | 2013 | 2012 | 2013 | |
Песенное творчество: придумывает самостоятельно мелодию короткой песенки с текстом и без | 5 | 35 | 80 | 55 | 15 | 10 |
Танцевальное творчество: проявляет желание или придумывает движения в свободных плясках с предметами и без них | 15 | 40 | 65 | 45 | 20 | 15 |
Импровизация на детских музыкальных инструментах: проявляет желание или импровизирует на детских музыкальных инструментах | 30 | 40 | 55 | 50 | 15 | 10 |
Театрально- игровое творчество: проявляет желание или импровизирует с игрушкой или в придумывании сказок | 30 | 55 | 50 | 35 | 20 | 10 |
Социальные взаимодействия
Стратегия реализации проекта
№ п/п | Деятельность | Дети | Музыкальные руководители | Родители, воспитатели |
1 | Речевая | Проговаривание и придумывание монологов и сказок, спектаклей, кукольных театров, услышанных, увиденных, придуманных самостоятельно. | 1.Загадывание загадок. 2.Использование игровых ситуаций “Кто лучше придумает конец сказки, стихотворения, песенки...” 3.Инсценирование стихотворений, песен, сказок. |
1.Заучивание стихотворений. 2.Чтение сказок. 3.Рассказывание своих придуманных сказок. 4.Сочинение сказок вместе с детьми. 5.Беседы о прочитанном. 6.Записывание сочиняемых детьми историй. |
2 | Художественно-творческая | Рисование сказочных персонажей, эпизодов из сказок, придуманных детьми. Имитация движений, голосов героев, персонажей. Придумывание диалогов к сказкам. | 1.Сюрпризные моменты для
заинтересованности детей. 2.Изображение героев с помощью мимики, движений, музыки. 3.Выпуск “книги” отзывов |
1.Записыание на видео творчества детей. 2.Рисование любимых сказок. 3.Оформление выставок и рисунков. Конкурс детских сказок. |
3 | Игровая | Обыгрывание эпизодов из придуманных сказок, прочитанных и увиденных. Ряжение в костюмы. | Создание условий для игр. | Участие в подготовке театрализаций. Обыгрывание и придумывание сказок с детьми дома. |
4 | Трудовая | Участие в подготовке костюмов, изготовление атрибутов, декораций. | Изготовление атрибутов к спектаклям, музыкальное оформление. | Пошив костюмов, изготовление декораций. |
5 | Оздоровительная | Воспитание навыков правильного дыхания, постановка голоса, развитие двигательной активности, координации движений, психологического климата. |