Задачи: познакомить детей с методикой и техникой проведения исследования на пример еизучения свойств картофеля.Обобщить и расширить знания детей о картофеле.
Предварительная работа:
1. Беседы об овощах, их роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему “Посадка и уборка картофеля”.
3. Использование дидактических игр об овощах: “Что где растет?”, “Разрезные картинки”, “Волшебные овощи” и др.
4. Чтение литературы по теме (художественная, энциклопедическая)
Оборудование:
картинка с темой исследования – картофель,
карточки с символическим изображением “методов исследования”,
- подумать самостоятельно - посмотреть в книге
- понаблюдать - задать вопрос взрослому
- посмотреть в интернете - провести эксперимент
- Одна большая “ папка юного исследователя” размером А-3.
- Карандаши.
- Листочки бумаги 7х7 см.
- Терка.
- Марля.
- Прозрачные одноразовые стаканы с водой и крахмалом.
- Одноразовые тарелки для муки и крахмала по количеству детей.
- Йод для добавления в крахмальную воду.
- Пипетки.
- Одноразовые чайные ложки.
- Пластиковые тарелки с разными овощами для опыта по количеству детей.
- Аудиозапись песни “Ах, картошка” (музыка В.Шаинского).
- Презентация “Откуда родом картофель”.
- Ноутбук, проектор, экран.
Ход занятия
Воспитатель:Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования – также, как это делают взрослые учёные. Мне понадобятся два помощника (необходимо выбрать на первом занятии детей активных и смелых). Темой нашего исследования будет продукт питания, который нам хорошо знаком и вы его встречаете ежедневно на столе.Послушайте внимательно и скажите, о каком продукте питания мы будем сегодня говорить.
В некотором царстве,
В некотором государстве,
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!
Из чего он состоит и как болезни победит.
Правильно, это картофель.
(Карточка с изображением картофеля кладётся перед детьми)
Затем воспитатель рассказывает о том, что их задача – получить как можно больше сведений о картошке и подготовить о ней рассказ – небольшой доклад. А информацию добыть можно разными способами – “методами исследования”. Необходимо детей подвести к определению методов самостоятельно, а затем их систематизировать и назвать по порядку. (Если возникнут затруднения у детей, ведущую роль на себя должен взять воспитатель и назвать все методы, продемонстрировав их на картинках.)
Итак, план исследования готов:
1. Подумаем и вспомним, что мы знаем
2. Посмотреть в книге
3. Спросить у другого человека
4.Понаблюдать.
5.Провести опыт и эксперимент
6. Посмотреть в интернете
Основной этапзанятия – это конечно сбор материала. Его необходимо фиксировать на листочках в виде элементарных рисунков, значков, символов,отдельных букв или слов – пиктограмм, а затем размещать их в кармашках на общей папке исследователя.
Итак, подумав самостоятельно, дети приходят к выводу, что картофель достаточно распространенный продукт питания и относится к группе овощей.(По ходу воспитатель может задавать наводящие вопросы.) Ребята делают отметки на листочках и вставляют их в кармашек первого метода исследования.
Для второго метода нам понадобятся книги, или виртуальная детская энциклопедия. Из них дети узнают, откуда картошка родом и как завоёвывала своё место на столе. Результаты фиксируются на листочках и помещаются во второй кармашек.
Продолжаем сбор информации и спросим у взрослого, например у воспитателей и родителей как используется картошка в настоящее время. Выясняем, что из картофеля можно приготовить массу вкуснейших и полезных блюд.Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ! Заполняем третий кармашек пиктограммами.
Посмотрим в Интернете и выясним, что в настоящее время человеком выведено множество сортов картофеля.
Самый интересный метод – опыт.Натрём сырой картофель на тёрке и получим жидкую кашицу. Затем через марлю отожмём жидкость и сделаем вывод, что в картошке много воды.
Натертую картофельную кашицу размешаем в воде.Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета? Результат: вода стала беловатой, мутной. Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа. Результат: образуется белый осадок. Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку. Это крахмал или картофельная мука.
Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Воспитатель показывает опыт: добавляет в воду с крахмалом раствор йода. При этом вода становиться темно-синего цвета.
Как узнать содержится ли крахмал в других овощах? При помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет. Заполняем пиктограммы.
Наблюдение. Сравнение крахмала с мукой.
Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой? Потому, что крахмал похож на муку. У детей на столе стоят тарелочки с мукой и крахмалом. Сравнение выявляет, что крахмал белее муки, на ощупь хрустящий, не имеет запаха. Отмечаем в пиктограмме и заполняем кармашек.
Заключительный этап – обобщение. Можно доверить эту роль активному ребёнку при хорошей поддержке и помощи воспитателя. Начинаем вспоминать, что полезного и важного мы узнали. Опорой для составления рассказа служат пиктограммы, составленные детьми.
Вывод: Картофель – широко распространённый овощ. Родом из Южной Америки. В Россию был привезен давно, но долгое время использовался как декоративное и лечебное растение. Имеет ядовитые плоды, которые поспевают после цветения на стебле. В пищу употребляют корнеплоды. В настоящее время считается “вторым хлебом” и выведено много сортов. Учёные доказали, что картофель очень полезный овощ и содержит в себе много витаминов. Важное вещество в нём – крахмал, который при контакте с йодом синеет. Из картофеля и крахмала мы готовим много полезных блюд (перечислить), используем в лечении и косметологии.
После занятия. Предложить детям поиграть в игру “Горячая картошка”. Пока звучит музыка, вы передаете друг другу мяч. На каком ребенке музыка остановилась, тот называет блюдо из картофеля.