“Детский мир чист, светел и прекрасен, полон удивления и волнения. Это наша беда, что для большинства из нас подобное видение, такое подлинное переживание прекрасного и трепет благоговения уже утрачены, когда мы достигаем взрослости. Если бы я смогла повлиять на добрую фею, которая незримо присутствует при крещении всех детей, я бы попросила, чтоб её подарком всем детям в мире стало чувство удивления, которое сохранялось бы на протяжении всей жизни, как противоядие против скуки и разочарований последующих лет, бесплодных занятий с искусственными вещами, как независимый источник нашей силы...”. Рейчел Карсон.
Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне. Поэтому, нам, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии воспитанников.
Все это привело нас к выводу о том, что необходимо искать и применять более эффективные средства воспитания и обучения, которые служат развитию познавательных способностей детей. Одним из перспективных методов является метод проектирования. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. В проекте дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта.
Педагогическая польза от исследовательских проектов несомненно больше, чем, если бы изучение объекта проводилось небольшими разрозненными темами через промежуток времени. Разрозненные свойства изучаемого объекта не дают целостного видения картины, причем с течением времени дети забывают предыдущий материал.
Детские исследовательские проекты – эффективный, современный, дидактически оправданный метод обучения дошкольников.
Положительную роль играет исследовательская детская деятельность в опосредованном обучении детей. Обученные дети в свободной игровой деятельности показывают или повторяют проделанныевместе со взрослыми опыты с предметами. Сверстники, находящиеся рядом, наблюдают, затем повторяют опыт, тем самым постигая новые свойства объекта друг от друга, опосредованным методом. Дети друг друга очень хорошо понимают. Обученный ребенок закрепляет свои знания, а не обученные дети усваивают новые свойства предметов в свободной игровой деятельности.
Структура детского исследовательского проекта:
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
- развитие мыслительных процессов;
- развитие мыслительных операций;
- освоение методов познания;
- развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать".
Средства: язык, речь, поисковые действия
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Тематика и содержание проектов могут быть очень разнообразны.
В младших группах проекты короткие, простые. В старших группах проекты сложнее. Они изучают физические тела и явления природы, растения и действия людей, предметы рукотворного мира и др.
В нашем ДОУ уже более трех лет практикуются детские исследовательские проекты.
Одним из показателей эффективности работы ДОУ выступает уровень готовности детей к обучению в школе. По мнению педагогов школы, выпускников нашего детского сада отличает развитие познавательных способностей.
В заключение хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: “Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фантастические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл”.