Цели:
- познакомить детей с назначением светофора, последовательным расположением и значением его сигналов;
- развивать умения пользоваться светофором;
- расширять кругозор детей.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, изображения светофоров разных времен, современного светофора, рисунки светофора для разукрашивания, круги для игры красного, зелёного цвета; фотография памятника светофору в Новосибирске.
Ход занятия
I Формулировка темы и целей занятия
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятие, посвященное изучению правил дорожного движения. Давайте вспомним, зачем нужны правила дорожного движения?
- Отгадайте загадку и вы узнаете, о чем конкретно мы будем говорить.
Л.Сандлер
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти.
- Итак, какова же тема нашего занятия?
II Этап усвоения новых знаний и способов действий
1.Демонстрация мультфильма.
А сейчас мы посмотрим мультфильм с известными вам персонажами. (Приложение 1)
2.История появления светофора.
- Зачем же нужен светофор? (Регулирует движение транспорта и пешеходов)
- А знаешь ли вы, когда появился привычный для нас светофор?
Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне. Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали.
Первый электрический светофор появился в США, в городе Кливленде, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала — красный и зелёный — и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского. Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением.
Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху—красный, посередине — жёлтый, внизу — зелёный.
У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет. По кругу ходила стрелка, делавшая полный оборот за минуту. По 25 секунд отводилось на зеленый и красный секторы и дважды по 5 секунд — на белый. “Циферблат” подсвечивался соответствующими цветными огнями.
Потом в Москве и Ленинграде (так тогда назывался Санкт- Петербург) появились электрические светофоры с тремя секциями современного типа
.
- А как выглядят современные светофоры?
3. Значения сигналов светофора.
А)Чтение стихотворения о светофоре.
- Много придумано стихотворений про светофор. Вот одно из них:
Светофор-регулировщик
Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей,
Шофер!
Красный
глаз:
Глядит в упор —
Это строгий Светофор.
Вид он грозный
Напускает,
Ехать дальше
Не пускает.
Обождал шофер
Немножко,
Снова выглянул
В окошко.
Светофор
На этот раз
Показал Зеленый глаз,
Подмигнул
И говорит:
“Ехать можно,
Путь открыт!”
- Сколько цветов в светофоре? Что означает каждый из сигналов светофора?
Б) Физкультминутка. Игра “Стоп!”
На полу нарисован большой зеленый овал, внутри которого много красных маленьких кругов. Дети под музыку шагают по зеленой дорожке. По сигналу “Стоп!” или по звуку свистка они должны быстро занять место в круге. Тот, кому не достанется места, считается проигравшим.
В) - Почему выбраны эти три цвета?
Красный цвет заметнее, его не спутаешь ни с каким другим. Потому-то большинство дорожных знаков обведено красной каемкой, а пожарные машины покрашены красной краской. Красный цвет бросается в глаза, с ним у нас связаны представления об огне, опасности. Красный цвет сдерживает нас, призывает к осторожности. Вот почему красному сигналу светофора поручили останавливать транспорт и пешеходов.
Желтый цвет напоминает нам солнышко, оно может быть другом или врагом (если перегреться). Солнышко, как бы предупреждает: “Внимание! Будь осторожен, не торопись”.
Зеленый цвет: зеленые поля, леса, луга. Словом все, что связано у нас с покоем и отдыхом. Это безопасность.
Г) А. Мохорев написал такие строчки, которые помогут легко запомнить цвета светофора и их значение.
Красный – это остановка.
Жёлтый – это подготовка.
А зелёный – путь открыт.
И машина снова мчит.
Д) Рисование светофора
А теперь “зажжем” светофоры. (Дети разукрашивают изображения светофора)
О каком сигнале говорится?
1. Он идти не разрешает и меня не удивляет.
Возле зебры мы стоим и за светом мы следим.
2. Вот моргнул он очень мило,
Словно солнышко игриво.
Засияло все кругом,
Мы стоим и не идем.
3. Вот зажегся самый милый свет у светофора,
И пошли мы все гурьбой,
Кто куда, а я домой.
Е) Физкультминутка. Игра “Светофор” (автор Н.А. Извекова)
Две команды. Участники должны быть внимательны. Когда ведущий показывает зеленый свет, то ребята топают ногами, будто идут. Когда желтый – хлопают в ладоши. При красном свете в классе должна быть тишина. Выигрывает та команда, ребята которой более внимательны.
III Подведение итогов
- Молодцы, ребята! Вы все были внимательны во время игры и всего занятия.
- В заключение я хочу показать вам памятник светофору, который поставили Новосибирске.
- Как вы думаете, почему поставили памятник светофору? (Значение светофора для современного движения очень важно.)
Библиография.
- Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.: “Вентана - Граф”, 1996
- Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2009
- Кулькевич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие ля учителей начальной школы, студентов средних и высших педогогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону: Издательство “Учитель”, 2001
- Школьные игры и конкурсы. Ежемесячная газета для педагогов, 2012
Интернет-ресурсы: