Тип урока: урок-дискуссия
Класс: 10
Цель урока: обобщение знаний учащихся об А.Невском как о грамотном политике и военоначальнике; понимание значения роли личности в истории; формирование гражданской позиции учащихся; привлечение внимания к спорным вопросам истории по данной тематике.
Электронные образовательные ресурсы помогают наиболее четко и грамотно организовать самостоятельную работу учащихся: процесс механического подбора заданий заменяется на консультативную работу, это позволяет сразу оценить работу учащихся. Но от учителя требуется постоянно контролировать процесс самостоятельной подготовки.
ЭОР:
Сайт ФЦИОР:
- Борьба русских земель против экспансии Запада http://www.fcior.edu.ru/card/14549/borba-russkih-zemel-protiv-ekspansii-zapada.html -И
- Под пятой завоевателей нет суверенитета http://www.fcior.edu.ru/card/3088/pod-pyatoy-zavoevateley-net-suvereniteta.html - И
- Золотая Орда и Русь http://www.fcior.edu.ru/card/2659/zolotaya-orda-i-rus.html -И
- Феодальные распри - слабость державы http://www.fcior.edu.ru/card/10055/feodalnye-raspri-slabost-derzhavy.html - И
- Борьба русских земель против экспансии Запада(http://www.fcior.edu.ru/card/21259/borba-russkih-zemel-protiv-ekspansii-zapada.html) - П
- Ледовое побоище http://www.fcior.edu.ru/card/21389/ledovoe-poboishe.html - П
- Русские земли в составе Великого княжества Литовского http://www.fcior.edu.ru/card/11992/russkie-zemli-v-sostave-velikogo-knyazhestva-litovskogo.html -И
Сайт ЕК ЦОР:
- Борьба Руси с иноземными вторжениями в XIII веке. Русь и Орда (N 186811
- Навечно в памяти народной (N 121385)
- Симеоновская летопись о Ледовом побоище (N 112383)
- Борьба Руси с иноземными вторжениями в XIII веке. Русь и Орда (N 186811)
- АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ, СВ. (N 35625)
Схема "Политическая раздробленность Руси" (N 165036)
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 | Подготовительный | Знакомство с информацией учителя: необходимость четкого формулирования выдвигаемого тезиса, установление сути разногласий между участниками дискуссий. Показывают готовность домашнего задания. Изучение ЭОР по тематике вопроса; | Знакомит с правилами и порядком проведения, критериями оценивания участников дискуссии; оглашается регламент выступлений (представление различных точек зрений); проверяет готовность учащихся к работе в дискуссии. |
2 | Беседа | Опираясь на материал ЭОР, учащиеся формулируют понятие: политическая раздробленность, положение Руси на кануне борьбы с иноземными захватчиками. Представляют различные точки зрения на вопрос “Что было бы если, борьба с иноземными захватчиками происходила по двум направлениям?”; учащиеся противопоставляют две тактики поведения на захваченной территории монголо- татары и западными захватчиками. Представляют различные точки зрения на роль А.Невского в истории России. | Для раскрытия темы дискуссии
предлагается в ходе работы ответить на следующие
вопросы: 1. Охарактеризуйте политическую обстановку внутри страны на кануне нападения иноземных захватчиков? 2. В чем состоит суть такого явления как “Раздробленность”? 3. Можно ли считать нападение западных захватчиков крестовым походом? 4. Охарактеризуйте взаимоотношения Золотой Орды и Руси ( рассмотрите политическую, культурную, религиозную, экономическую составляющую данных отношений)? 5. Как складывались отношения А.Невского с русскими князям, которые касались борьбы с иноземными захватчиками? 6. Что было бы, если А.Невский сосредоточил свою борьбу на монголо-татарах (или борьба проходила по двум направлениям монголо-татары/западные захватчики)? |
3 | Подведение итогов | Формулируют вывод урока: А.Невский в нелегкое время для Руси проявил себя как талантливый политик, проявил себя как хороший стратег, т.к. в сложившейся ситуации нужно было действовать жестко и решительно; и сосредоточить свою борьбу на одном направлении более выгодном не только в политическом , но и религиозном смысле. Фиксация вывода урока. | Предлагает учащимся сформулировать основной вывод урока и оценить работу участников дискуссии. Отмечает активных участников дискуссии. |
Домашнее задание: сравнить политику борьбы с внешними врагами А. Невского и Д.Донского