Самостоятельная деятельность учащихся на уроке на основе электронных образовательных ресурсов

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок-дискуссия

Класс: 10

Цель урока: обобщение знаний учащихся об А.Невском как о грамотном политике и военоначальнике; понимание значения роли личности в истории; формирование гражданской позиции учащихся; привлечение внимания к спорным вопросам истории по данной тематике.

Электронные образовательные ресурсы помогают наиболее четко и грамотно организовать самостоятельную работу учащихся: процесс механического подбора заданий заменяется на консультативную работу, это позволяет сразу оценить работу учащихся. Но от учителя требуется постоянно контролировать процесс самостоятельной подготовки.

ЭОР:

Сайт ФЦИОР:

Сайт ЕК ЦОР:

  • Борьба Руси с иноземными вторжениями в XIII веке. Русь и Орда (N 186811
  • Навечно в памяти народной (N 121385)
  • Симеоновская летопись о Ледовом побоище (N 112383)
  • Борьба Руси с иноземными вторжениями в XIII веке. Русь и Орда (N 186811)
  • АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ, СВ. (N 35625)

Схема "Политическая раздробленность Руси" (N 165036)

№ п/п Этапы урока Деятельность учащихся Деятельность учителя
1 Подготовительный Знакомство с информацией учителя: необходимость четкого формулирования выдвигаемого тезиса, установление сути разногласий между участниками дискуссий. Показывают готовность домашнего задания. Изучение ЭОР по тематике вопроса; Знакомит с правилами и порядком проведения, критериями оценивания участников дискуссии; оглашается регламент выступлений (представление различных точек зрений); проверяет готовность учащихся к работе в дискуссии.
2 Беседа Опираясь на материал ЭОР, учащиеся формулируют понятие: политическая раздробленность, положение Руси на кануне борьбы с иноземными захватчиками. Представляют различные точки зрения на вопрос “Что было бы если, борьба с иноземными захватчиками происходила по двум направлениям?”; учащиеся противопоставляют две тактики поведения на захваченной территории монголо- татары и западными захватчиками. Представляют различные точки зрения на роль А.Невского в истории России. Для раскрытия темы дискуссии предлагается в ходе работы ответить на следующие вопросы:

1. Охарактеризуйте политическую обстановку внутри страны на кануне нападения иноземных захватчиков?

2. В чем состоит суть такого явления как “Раздробленность”?

3. Можно ли считать нападение западных захватчиков крестовым походом?

4. Охарактеризуйте взаимоотношения Золотой Орды и Руси ( рассмотрите политическую, культурную, религиозную, экономическую составляющую данных отношений)?

5. Как складывались отношения А.Невского с русскими князям, которые касались борьбы с иноземными захватчиками?

6. Что было бы, если А.Невский сосредоточил свою борьбу на монголо-татарах (или борьба проходила по двум направлениям монголо-татары/западные захватчики)?

3 Подведение итогов Формулируют вывод урока: А.Невский в нелегкое время для Руси проявил себя как талантливый политик, проявил себя как хороший стратег, т.к. в сложившейся ситуации нужно было действовать жестко и решительно; и сосредоточить свою борьбу на одном направлении более выгодном не только в политическом , но и религиозном смысле. Фиксация вывода урока. Предлагает учащимся сформулировать основной вывод урока и оценить работу участников дискуссии. Отмечает активных участников дискуссии.

Домашнее задание: сравнить политику борьбы с внешними врагами А. Невского и Д.Донского