Модуль уроков повторения по теме "Каникулы". 7–8-е классы

Разделы: Иностранные языки


Цели и задачи модуля

  • Активировать лексические навыки учащихся по теме "Каникулы"
  • Развить знания карты мира
  • Развить страноведческий интерес
  • Активировать грамматические навыки по темам Perfekt, Präsens, Futur, Deklination der Substantiven und Adjektiven, Wo? - Wohin?
  • Активировать навыки говорения по теме Ferien; auf dem Bauernhof, auf dem Lande, Sport und gesunde Lebensweise

Модуль начинается в начале сентября, состоит из 8 уроков и заканчивается во второй половине сентября контролем сформированности лексико-грамматических навыков.

Виды контроля: лексико-грамматический тест, контроль говорения, контроль написания письма.

Наглядные пособия - карта Европы (мира) на немецком языке, фотографии детей.

Дополнительные пособия -  карточки с глаголами в Perfekt, вопросительными словами.

Всем известно, насколько бывает трудно детям по окончании летних каникул активировать ранее изученный учебный материал, с какими трудностями сталкивается в это время учитель и ученик.

Исходя из своего опыта, учебный год начинаю обычно с модуля "Повторение". Как правило, в имеющихся УМК специальных глав на "Повторение" не выделено. Исходя из этого, мною был разработан специальный блок уроков, благодаря которым учащиеся могут не только освежить в памяти ранее изученный лексико-грамматический материал, но и научиться строить связное высказывание и писать письмо по предложенной теме. Наиболее подходящей темой, исходя из временных рамок, считаю тему "Каникулы", так как

  • это актуально для детей (каникулы только закончились)
  • дети полны впечатлений и с радостью делятся с учителем и с одноклассниками своими эмоциями
  • тема содержит многообразие грамматических аспектов - времена глагола (Perfekt, Präteritum, Präsens, Futur), Wechselpräpositionen (Wo? - Wohin?),  Deklination der Substantiven und Adjektiven, Geografische Namen

Die 1. Phase - die Vorkenntnisse erfrischen:

Заранее подготавливаю карточки с учебным материалом и речевыми образцами.

Обозначаю тему блока: Heute sprechen wir über eure Ferien.

Also, das Thema heißt:

Задаю первый, самый простой вопрос:

Wie habt ihr die Ferien verbracht?  

Wie hast du die Ferien verbracht?

Дети пытаются кратко ответить на вопрос:

cool   gut  langweilig  schön  prima  wunderschön   schlecht  lustig blöd

Вывешиваю на доске карточку со словом Ferien вопросительным словом Wie? и акцентирую внимание на употребление глагола verbringen -verbracht

Далее следует вопрос Wo bist du gewesen?

Пользуясь картой Европы дети, пытаются ответить на него. Наличие ошибок на I этапе не должно смущать учителя. В качестве речевой опоры  вместе с самим вопросительным словом Wo? параллельно с ответами учащихся вывешиваю речевые образцы возможных вариантов ответа на данный вопрос, помогая, таким образом детям, справиться с заданием.
Предполагаемые варианты ответов заранее готовлю на карточках.

Wo?

in Deutschland

in Weißrussland

in Sankt Petersburg

in der Ukraine

in der Schweiz

in der Türkei

in der Stadt

in der Jugendherberge

in den Bergen

im Dorf

auf der Krim

auf der Datscha

auf dem Lande

auf dem Bauernhof

bei Oma

bei Opa

bei der Tante

zu Hause

am Meer

am See

Следующий вопрос - Wohin bist du gefahren?

При этом опять при помощи зрительной опоры, стараюсь избежать употребления возможных ошибок. Карточки вывешиваю на доске параллельно подобным же вариантам ответов на вопрос Wo?, так, чтобы получилась таблица сравнения ответов на данные вопросы.

Wo? -Dativ

Wohin? - Akkusativ

in Deutschland

nach Deutschland

in Weißrussland

nach Weißrussland

in Sankt Petersburg

nach Sankt Petersburg

in der Ukraine

in die Ukraine

in der Schweiz

in die Schweiz

in der Türkei

in die Türkei

in der Stadt

in die Stadt

in der Jugendherberge

in die Jugendherberge

in den Bergen

in die Berge

im Dorf

ins Dorf

auf der Krim

auf die Krim

auf der Datscha

auf die Datscha

auf dem Lande

aufs Lande

auf dem Bauernhof

auf den Bauernhof

bei Oma

zu Oma

bei Opa

zu Opa

bei der Tante

zur Tante

zu Hause

nach Hause

am Meer

ans Meer

am See

an den See

am Strand

an den Strand

Теперь уже акцентирую внимание детей на разницу в употреблении данных имен существительных в зависимости  с изменением падежа и прошу записать данные речевые образцы либо раздаю детям распечатанный рабочий материал для повторения и закрепления дома.

(В последующем, контроль владения материалом провожу в том числе и в виде правильного распределения карточек по столбцам Wo?- Wohin? на доске или на партах индивидуально, в парах или группах.)

Далее следует вопрос Mit wem bist du in den Ferien gewesen?

Предполагаемые ответы учеников, записываем на доске и в тетрадях

Напоминаем учащимся о грамматическом аспекте употребления предлога mit с дательным падежом существительных, местоимений и прилагательных.

Последний вопрос Was hast du in den Ferien gemacht? вызывает у учащихся наибольшие затруднения. Поэтому сначала наиболее подготовленные учащиеся пытаются высказать по 1-2 простейших предложения в Perfekt. Снимаем языковые трудности при помощи заранее подготовленных карточек форм глаголов в Partizip II, подготавливаем слайд-шоу из подходящих картинок, пытаемся активизировать необходимые глаголы, каждый раз подкрепляя сказанное зрительной опорой. В наиболее подготовленных классах раздаю маркеры и прошу учащихся самостоятельно написать правильную форму Partizip II глагола и вывешиваю ее на доске.

Таким образом, на доске появляется  "салат" из глаголов в форме Partizip II

На этом этапе:

  • Работаем с карточками глаголов, распределяем их на  группы, вспоминаем правила образования Partizip II:
besucht

gegangen

gepflegt

gefahren

getaucht

gesehen

gesurft

gekommen

besichtigt

gesprungen

geklettert

gewesen

erlebt

verbracht

gewandert

geschwommen

gefüttert

gefallen

erforscht

geholfen

gearbeitet

ausgeschlafen

gereist

gefunden

gespielt

gesungen

gehört

gelesen

gelebt

geschrieben

getanzt

geflogen

telefoniert

geritten

gesucht

geblieben

gelacht

geschlafen

Распределяем карточки на группы по принципу употребления вспомогательного глагола:

Ich habe … 

Ich bin…..

Hast du…… 

Bist du ………….

 

gehört

gereist

getanzt

geflogen

gelebt

geritten

gespielt

gefahren

gearbeitet

geschwommen

besichtigt

gesprungen

gelesen

gewesen

geschrieben

gewandert

gesungen

geklettert

ausgeschlafen

gegangen

geholfen

gekommen

besucht

getaucht

erforscht

geblieben

gefüttert

 

erlebt

 

telefoniert

 

gefallen

 

gepflegt

 

gefunden

 

geschlafen

 

gesehen

 

Поясняем разницу между глаголов fallen(s) и gefallen (h)

im Internet surfen (h)

im Meer surfen (s)

Составляем свои примеры, уделяя особенное внимание теперь уже правильному выбору формы Partizip II  и вспомогательного глагола.
Д/з: записываем предложения со своми  примерами, иллюстрируем их фотографими.

Die 2. Phase - Üben

Работу с карточками продолжаю на протяжении всех последующих уроков, варьируя ее разнообразным способом - индивидуально, в группах, в парах; группируя языковой материал по разным грамматическим признакам. Провожу эту работу каждый раз в начале урока, затем оставляю карточки в качестве опоры на доске в течение всех последующих уроков.  На этом этапе предлагаю учащимся:
расспросить друг друга о том, как они провели каникулы. Для этого использую подготовленный заранее и распечатанный опросный лист.  (Смотрите приложение). Учащиеся провят интервью в классе.

Рассказать о том, что они узнали, как их друзья провели каникулы

Раздаю детям для ознакомительного чтения небольшие тексты.

Im Juli bin ich mit meinen Eltern in der Türkei gewesen. Wir sind dorthin geflogen. Ich hatte immer Angst davor. Dann mussten wir noch 2 Stunden lang bis zum Hotel mit dem Bus fahren.  Das Hotel stand am Strand und wir hatten einen fantastischen Blick auf das Meer. Das Wasser war warm und sauber. Es war viel los. Ich bin viel gesurft und getaucht.  Ich war ganz braun. Wir konnten viel unternehmen. Abends haben wir Disko besucht.  Wir haben auch türkische Sehenswürdigkeiten besucht und die Souvenirs gekauft.  Das war prima!

Die vorigen Ferien habe ich sehr gut verbracht. Im Juni bin ich bei den Großeltern auf dem Bauernhof nicht weit von Novosibirsk gewesen.  Ich bin dorthin mit dem Zug 20 Stunden lang  gefahren. Ich musste zweimal umsteigen. Eine Weltreise! Endlich war ich da.  Das Wetter war wunderschön. Ich war den ganzen Tag draußen. Es waren viele Tiere auf dem Bauernhof –Kühe, Ziegen, zwei Hunde, eine Katze. Ich hatte viel zu tun. Ich habe meiner Großeltern geholfen, Tiere gefüttert und gepflegt. Das machte mir viel Spaß. Ich habe Radtouren und Wanderungen gemacht,  bin auf die Bäume geklettert. Ich habe neue Freunde gefunden und wir haben zusammen die Natur erlebt und erforscht.

Im August bin ich mit meinen Eltern in der Ukraine am Meer gewesen. Aber zwei Wochen waren schnell vorbei. Wir mussten nach Moskau zurück. Das war schade! In Moskau war das Wetter schlecht. Die Eltern mussten zur Arbeit gehen. Meine Freunde waren alle weg. Ich habe aber ausgeschlafen, viele Bücher gelesen, Eiscafés und Kinos besucht, ferngesehen und Computer gespielt.  Ich meine, dass die nächsten Ferien ich in einer Jugendherberge verbringen werde. Ich werde mit Freunden zelten, am Feuer sitzen, bis spät in die Nacht Lieder unter Gitarre singen und Geschichten erzählen, aktiv sein – davon habe ich seit langem

При работе с текстовым материалом прошу найти, подчеркнуть глаголы в разных временах, найти ответы на вопросы Wo? - Wohin?, пересказать текст от 1 лица, от 3 лица и т.д. В качестве д/з прошу рассказать устно и письменно о своих летних каникулах по предложенным образцам.

Phase 3 - Freier Schülertext

На этом этапе учащиеся составляют краткие монологические высказывания о том, как они провели летние каникулы, используя свои фотографии, рисунки, небольшие слайд-шоу по ранее предложенному плану,

  • Wo?
  • Wohin?
  • Wie?
  • Mit wem?
  • Was hast du gemacht?

Составляют диалог-расспрос в парах о летних каникулах, используют ранее указанный языковой материал.
Учатся писать письмо-рассказ своему зарубежному  другу о летних каникулах, расспрашивают его о том, как провел каникулы он.

Phase 4 Kontrolle

В качестве внутришкольного контроля по теме "Повторение" предлагаю разноуровневый лексико-грамматический тест для 7 класса и для 8 класса (можно использовать в более старших классах с целью подготовки к ГИА и ЕГЭ) и предлагаю написать ответ на полученное письмо. (Тесты смотрите в приложении)

В группах с более слабой подготовкой количество проверяемых лексико-грамматических единиц можно сократить.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3