Цели и задачи модуля
- Активировать лексические навыки учащихся по теме "Каникулы"
- Развить знания карты мира
- Развить страноведческий интерес
- Активировать грамматические навыки по темам Perfekt, Präsens, Futur, Deklination der Substantiven und Adjektiven, Wo? - Wohin?
- Активировать навыки говорения по теме Ferien; auf dem Bauernhof, auf dem Lande, Sport und gesunde Lebensweise
Модуль начинается в начале сентября, состоит из 8 уроков и заканчивается во второй половине сентября контролем сформированности лексико-грамматических навыков.
Виды контроля: лексико-грамматический тест, контроль говорения, контроль написания письма.
Наглядные пособия - карта Европы (мира) на немецком языке, фотографии детей.
Дополнительные пособия - карточки с глаголами в Perfekt, вопросительными словами.
Всем известно, насколько бывает трудно детям по окончании летних каникул активировать ранее изученный учебный материал, с какими трудностями сталкивается в это время учитель и ученик.
Исходя из своего опыта, учебный год начинаю обычно с модуля "Повторение". Как правило, в имеющихся УМК специальных глав на "Повторение" не выделено. Исходя из этого, мною был разработан специальный блок уроков, благодаря которым учащиеся могут не только освежить в памяти ранее изученный лексико-грамматический материал, но и научиться строить связное высказывание и писать письмо по предложенной теме. Наиболее подходящей темой, исходя из временных рамок, считаю тему "Каникулы", так как
- это актуально для детей (каникулы только закончились)
- дети полны впечатлений и с радостью делятся с учителем и с одноклассниками своими эмоциями
- тема содержит многообразие грамматических аспектов - времена глагола (Perfekt, Präteritum, Präsens, Futur), Wechselpräpositionen (Wo? - Wohin?), Deklination der Substantiven und Adjektiven, Geografische Namen
Die 1. Phase - die Vorkenntnisse erfrischen:
Заранее подготавливаю карточки с учебным материалом и речевыми образцами.
Обозначаю тему блока: Heute sprechen wir über eure Ferien.
Also, das Thema heißt:
Задаю первый, самый простой вопрос:
Wie habt ihr die Ferien verbracht?
Wie hast du die Ferien verbracht?
Дети пытаются кратко ответить на вопрос:
cool gut langweilig schön prima wunderschön schlecht lustig blöd
Вывешиваю на доске карточку со словом Ferien вопросительным словом Wie? и акцентирую внимание на употребление глагола verbringen -verbracht
Далее следует вопрос Wo bist du gewesen?
Пользуясь картой Европы дети, пытаются ответить на него. Наличие ошибок на I этапе не должно смущать учителя. В качестве речевой опоры вместе с самим вопросительным словом Wo? параллельно с ответами учащихся вывешиваю речевые образцы возможных вариантов ответа на данный вопрос, помогая, таким образом детям, справиться с заданием.
Предполагаемые варианты ответов заранее готовлю на карточках.
Wo? |
in Deutschland |
in Weißrussland |
in Sankt Petersburg |
in der Ukraine |
in der Schweiz |
in der Türkei |
in der Stadt |
in der Jugendherberge |
in den Bergen |
im Dorf |
auf der Krim |
auf der Datscha |
auf dem Lande |
auf dem Bauernhof |
bei Oma |
bei Opa |
bei der Tante |
zu Hause |
am Meer |
am See |
Следующий вопрос - Wohin bist du gefahren?
При этом опять при помощи зрительной опоры, стараюсь избежать употребления возможных ошибок. Карточки вывешиваю на доске параллельно подобным же вариантам ответов на вопрос Wo?, так, чтобы получилась таблица сравнения ответов на данные вопросы.
Wo? -Dativ | Wohin? - Akkusativ |
in Deutschland |
nach Deutschland |
in Weißrussland |
nach Weißrussland |
in Sankt Petersburg |
nach Sankt Petersburg |
in der Ukraine |
in die Ukraine |
in der Schweiz |
in die Schweiz |
in der Türkei |
in die Türkei |
in der Stadt |
in die Stadt |
in der Jugendherberge |
in die Jugendherberge |
in den Bergen |
in die Berge |
im Dorf |
ins Dorf |
auf der Krim |
auf die Krim |
auf der Datscha |
auf die Datscha |
auf dem Lande |
aufs Lande |
auf dem Bauernhof |
auf den Bauernhof |
bei Oma |
zu Oma |
bei Opa |
zu Opa |
bei der Tante |
zur Tante |
zu Hause |
nach Hause |
am Meer |
ans Meer |
am See |
an den See |
am Strand |
an den Strand |
Теперь уже акцентирую внимание детей на разницу в употреблении данных имен существительных в зависимости с изменением падежа и прошу записать данные речевые образцы либо раздаю детям распечатанный рабочий материал для повторения и закрепления дома.
(В последующем, контроль владения материалом провожу в том числе и в виде правильного распределения карточек по столбцам Wo?- Wohin? на доске или на партах индивидуально, в парах или группах.)
Далее следует вопрос Mit wem bist du in den Ferien gewesen?
Предполагаемые ответы учеников, записываем на доске и в тетрадях
Напоминаем учащимся о грамматическом аспекте употребления предлога mit с дательным падежом существительных, местоимений и прилагательных.
Последний вопрос Was hast du in den Ferien gemacht? вызывает у учащихся наибольшие затруднения. Поэтому сначала наиболее подготовленные учащиеся пытаются высказать по 1-2 простейших предложения в Perfekt. Снимаем языковые трудности при помощи заранее подготовленных карточек форм глаголов в Partizip II, подготавливаем слайд-шоу из подходящих картинок, пытаемся активизировать необходимые глаголы, каждый раз подкрепляя сказанное зрительной опорой. В наиболее подготовленных классах раздаю маркеры и прошу учащихся самостоятельно написать правильную форму Partizip II глагола и вывешиваю ее на доске.
Таким образом, на доске появляется "салат" из глаголов в форме Partizip II
На этом этапе:
- Работаем с карточками глаголов, распределяем их на группы, вспоминаем правила образования Partizip II:
besucht | gegangen |
gepflegt |
gefahren |
getaucht |
gesehen |
gesurft |
gekommen |
besichtigt |
gesprungen |
geklettert |
gewesen |
erlebt |
verbracht |
gewandert |
geschwommen |
gefüttert |
gefallen |
erforscht |
geholfen |
gearbeitet |
ausgeschlafen |
gereist |
gefunden |
gespielt |
gesungen |
gehört |
gelesen |
gelebt |
geschrieben |
getanzt |
geflogen |
telefoniert |
geritten |
gesucht |
geblieben |
gelacht |
geschlafen |
Распределяем карточки на группы по принципу употребления вспомогательного глагола:
Ich habe … | Ich bin….. |
|||
Hast du…… |
Bist du …………. |
gehört |
gereist |
getanzt |
geflogen |
gelebt |
geritten |
gespielt |
gefahren |
gearbeitet |
geschwommen |
besichtigt |
gesprungen |
gelesen |
gewesen |
geschrieben |
gewandert |
gesungen |
geklettert |
ausgeschlafen |
gegangen |
geholfen |
gekommen |
besucht |
getaucht |
erforscht |
geblieben |
gefüttert |
|
erlebt |
|
telefoniert |
|
gefallen |
|
gepflegt |
|
gefunden |
|
geschlafen |
|
gesehen |
|
Поясняем разницу между глаголов fallen(s) и gefallen (h)
im Internet surfen (h)
im Meer surfen (s)
Составляем свои примеры, уделяя особенное внимание теперь уже правильному выбору формы Partizip II и вспомогательного глагола.
Д/з: записываем предложения со своми примерами, иллюстрируем их фотографими.
Die 2. Phase - Üben
Работу с карточками продолжаю на протяжении всех последующих уроков, варьируя ее разнообразным способом - индивидуально, в группах, в парах; группируя языковой материал по разным грамматическим признакам. Провожу эту работу каждый раз в начале урока, затем оставляю карточки в качестве опоры на доске в течение всех последующих уроков. На этом этапе предлагаю учащимся:
расспросить друг друга о том, как они провели каникулы. Для этого использую подготовленный заранее и распечатанный опросный лист. (Смотрите приложение). Учащиеся провят интервью в классе.
Рассказать о том, что они узнали, как их друзья провели каникулы
Раздаю детям для ознакомительного чтения небольшие тексты.
Im Juli bin ich mit meinen Eltern in der Türkei gewesen. Wir sind dorthin geflogen. Ich hatte immer Angst davor. Dann mussten wir noch 2 Stunden lang bis zum Hotel mit dem Bus fahren. Das Hotel stand am Strand und wir hatten einen fantastischen Blick auf das Meer. Das Wasser war warm und sauber. Es war viel los. Ich bin viel gesurft und getaucht. Ich war ganz braun. Wir konnten viel unternehmen. Abends haben wir Disko besucht. Wir haben auch türkische Sehenswürdigkeiten besucht und die Souvenirs gekauft. Das war prima!
Die vorigen Ferien habe ich sehr gut verbracht. Im Juni bin ich bei den Großeltern auf dem Bauernhof nicht weit von Novosibirsk gewesen. Ich bin dorthin mit dem Zug 20 Stunden lang gefahren. Ich musste zweimal umsteigen. Eine Weltreise! Endlich war ich da. Das Wetter war wunderschön. Ich war den ganzen Tag draußen. Es waren viele Tiere auf dem Bauernhof –Kühe, Ziegen, zwei Hunde, eine Katze. Ich hatte viel zu tun. Ich habe meiner Großeltern geholfen, Tiere gefüttert und gepflegt. Das machte mir viel Spaß. Ich habe Radtouren und Wanderungen gemacht, bin auf die Bäume geklettert. Ich habe neue Freunde gefunden und wir haben zusammen die Natur erlebt und erforscht.
Im August bin ich mit meinen Eltern in der Ukraine am Meer gewesen. Aber zwei Wochen waren schnell vorbei. Wir mussten nach Moskau zurück. Das war schade! In Moskau war das Wetter schlecht. Die Eltern mussten zur Arbeit gehen. Meine Freunde waren alle weg. Ich habe aber ausgeschlafen, viele Bücher gelesen, Eiscafés und Kinos besucht, ferngesehen und Computer gespielt. Ich meine, dass die nächsten Ferien ich in einer Jugendherberge verbringen werde. Ich werde mit Freunden zelten, am Feuer sitzen, bis spät in die Nacht Lieder unter Gitarre singen und Geschichten erzählen, aktiv sein – davon habe ich seit langem
При работе с текстовым материалом прошу найти, подчеркнуть глаголы в разных временах, найти ответы на вопросы Wo? - Wohin?, пересказать текст от 1 лица, от 3 лица и т.д. В качестве д/з прошу рассказать устно и письменно о своих летних каникулах по предложенным образцам.
Phase 3 - Freier Schülertext
На этом этапе учащиеся составляют краткие монологические высказывания о том, как они провели летние каникулы, используя свои фотографии, рисунки, небольшие слайд-шоу по ранее предложенному плану,
- Wo?
- Wohin?
- Wie?
- Mit wem?
- Was hast du gemacht?
Составляют диалог-расспрос в парах о летних каникулах, используют ранее указанный языковой материал.
Учатся писать письмо-рассказ своему зарубежному другу о летних каникулах, расспрашивают его о том, как провел каникулы он.
Phase 4 Kontrolle
В качестве внутришкольного контроля по теме "Повторение" предлагаю разноуровневый лексико-грамматический тест для 7 класса и для 8 класса (можно использовать в более старших классах с целью подготовки к ГИА и ЕГЭ) и предлагаю написать ответ на полученное письмо. (Тесты смотрите в приложении)
В группах с более слабой подготовкой количество проверяемых лексико-грамматических единиц можно сократить.