Спорт. Семья. Здоровье

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Введение (I слайд)

Каждому родителю важно чтоб его ребенок рос физически крепким, здоровым и гармонично развитым. Для этого необходимо знать, не мало, важных правил и элементов. В этой презентации я постараюсь всем родителям объяснить, насколько, важно и правильно заниматься здоровьем ваших детей.

Актуальная проблема (II слайд)

К сожалению, с каждым годом уровень физического развития детей, их спортивные способности снижаются, увеличивается количество детей с заболеваниями. Дети увлекаются интернетом, компьютерными играми, все реже бегают, играют на улице, меньше посещают спортивные секции.

Не все знают, что это приводит к серьезным последствиям. По причине того, что дети постоянно сидят перед телевизором и компьютером, снижается зрение, возникает деформация позвоночника, что приводит к различным заболеваниям, детей с ними становится все больше и больше. А самая тревожная болезнь века – гиподинамия (малоподвижность).

Малоподвижный образ жизни приводит к значительным нарушениям физического развития. При этом страдает не только мускулатура тела, недостаточно развиваются и другие системы организма, прежде всего нервная и сердечнососудистая, задерживается формирование произвольных движений, человек плохо владеет своим телом. Движение - основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. В младенческом возрасте уровень развития двигательных рефлексов является показателем общего состояния здоровья и развития. А поскольку движения развиваются и совершенствуются в соответствии с условиями окружающей среды, то степень двигательного развития ребенка в значительной мере зависит от родителей. Но по статистике лишь 20 % родителей уделяют должное внимание сохранению здоровья и развитию физических качеств детей.

Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации - с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим наше подрастающее поколение обязано научиться своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений - как жизненную необходимость в противовес так называемым “болезням цивилизации”.

Родителям школьников нужно подойти с полной серьезностью к современной проблеме века. Я расскажу, как создать здоровый быт вашему ребенку, как сохранять и укреплять его здоровье.

Физиологическое развитие детей в школьном возрасте (III слайд)

Для правильного представления возможностей своего ребенка, нужно знать его физиологические особенности развития. Выделяют три школьные возрастные группы.

Первая группа – младший школьный возраст (8-10 лет). Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата. Длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8—9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для роста подвижности во всех основных суставах. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5—2,0 часа провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей.

Вторая группа – средний школьный возраст (11-14 лет)Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11—12 лет в среднем на 7 см. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. Подростковый возраст — это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Третья возрастная группа – старший школьный возраст (16-18 лет). Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании. В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными группами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных способностей.

Гигиена (IV слайд)

Большое значение для правильного физического и здорового развития детей в семье имеет положительное отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие “здоровый быт” включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений. Всё это можно назвать одним словом – гигиена.

В своей презентации я выделяю 5 основных гигиенических требований личной гигиены:

  • режим дня
  • рациональное питание
  • закаливание
  • физическую культуру
  • гигиену одежды, обуви и жилища

Ребенок во всем берет пример со своих родителей. Если родители любят проводить свободное время на улице, ходят в спортивный зал, ведут активный образ жизни, тогда и ребенок будет стремиться к такому же образу жизни.

Режим дня (V слайд)

Четко и рационально составленный распорядок дня экономит силы ребенка, сохраняет его здоровье, повышает продолжительность жизни. Режим дня не может быть одинаковым для всех людей без различия возраста, рода деятельности и состояния здоровья.

Наш организм приспособлен к ритмичной работе. Мы встаем и ложимся спать, занимаемся, трудимся, едим и отдыхаем приблизительно в одно и то же время; в нервной системе формируется динамический стереотип. Это повышает работоспособность, улучшает самочувствие и способствует полноценному отдыху.

Основными элементами режима дня школьника являются:

  • учебные занятия в школе и дома;
  • активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
  • регулярное и достаточное питание;
  • физиологически полноценный сон;
  • свободная деятельность по индивидуальному выбору.

Рекомендации по составлению распорядка дня школьника.

Начните день с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию и позволяет организму активно включиться в работу. Ее продолжительность – от 10 до 30 минут.

После утренней зарядки переходите к водным процедурам – утреннее умывание, ежедневный душ.

Обязательно завтракайте, причем завтрак должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребенка.

Вернувшись из школы, Вы должны пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых – 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора.

Оптимальным временем для приготовления уроков служит период с 16 до 18 часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы.  

Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость, возникает добавочная нагрузка на мозг.

1,5-2 часа свободного времени используйте для занятий по интересам. Оптимальная длительность просмотра телепередач – не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю.

Находитесь на свежем воздухе достаточное количество времени. Лучшими считаются подвижные игры на свежем воздухе, дающие хороший оздоровительный эффект, и занятия спортом – плавание, лыжный спорт, велоспорт, волейбол, баскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от желания и способностей. Особенно важно пребывание на улице вечером перед сном.

Спите не менее 9-10,5 часов. Важно всегда ложиться и вставать в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание и легкое пробуждение

Перед сном обязательно следует принять душ, почистить зубы, хорошо проветрить комнату.

 Примерный режим дня учащихся, занимающихся в 1-ю смену (начало занятий в 8.30)

  1. Подъем 7.00.
  2. Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.30.
  3. Утренний завтрак 7.30-7.50.
  4. Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.50-8.20
  5. Занятия в школе 8.30-12.30.
  6. Горячий завтрак в школе около 11 ч.
  7. Дорога из школы или прогулка после занятий в школе12.30-13.00.
  8. Обед 13.00-13.30.
  9. Послеобеденный отдых или сон 13.30-14.30
  10. Прогулка или игры на воздухе и спортивные занятия 14.30-16.00.
  11. Полдник 16.00-16.15.
  12. Приготовление домашних заданий 16.15-17.30.
  13. Прогулки на свежем воздухе 17.30-19.00.
  14. Ужин и свободные занятия 19.00-20.00.
  15. Приготовление ко сну 21.00-21.30.
  16. Сон 22.00-7.00.

Режим питания (VI слайд)

Помочь ребенку (школьнику) может не только правильная организация режима дня, но и обеспечение его рационального питания. Рациональное питание необходимо для восполнения энерготрат при умственной и физической деятельности. Это восполнение возможно за счет получения учеником необходимого количества калорий, белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ.

Рекомендации по организации и обеспечению рационального питания школьника.

Утром ребенок должен получить около 25% от суточной потребности в этих веществах и калориях (Яйца, творог, мясные изделия, сыр и др.). Кроме того, очень полезны молочные каши.

В рацион школьных завтраков полезнее всего включать: каши, в т.ч.молочные, творожные, мясные  изделия, омлет, напитки (чай, кофе с цикорием, соки, колбасные, сыры, сливочное масло).

Максимальный прием пищи должен приходиться на обед (домашний или школьный), как по калорийности (45% от суточного рациона),  так и по биологической ценности).Этот прием пищи должен содержать закуску, 1, 2, 3 блюда.

Дома или в группе продленного дня дети должны получить еще и полдник (после прогулки или другого вида деятельности  и перед приготовлением домашнего задания). Желательно на полдник детям дать  фрукты, соки, чай, кондитерские изделия. Это составит до 10 % от суточного рациона.

И наконец, в ужин (20%  от суточного рациона) детям предложите легко усваиваемые блюда, каких не было в завтрак и обед, в т.ч. рыбные, овощные, крупяные, творожные и другие. предложите ребенку любой кисломолочный продукт (кефир, ряженка, йогурт и  т.д.).

Все перечисленные выше рекомендации по организации и обеспечению рационального питания школьника позволят не только сохранить его здоровье, но и помогут в преодолении учебной перегрузки, в успешном обучении.

Закаливание (VII сайд)

Закаливание можно начинать с раннего детства, главное это выполнять правильно. Существуют такие виды закаливания:

  • Закаливание воздухом
  • Водные процедуры
  • Закаливание солнцем

Закаливание воздухом. Воздушные ванны можно условно разделить

  • на теплые (30-20 °С),
  • прохладные (20-14 °С),
  • холодные (ниже 14 °С).

Воздушные ванны принимают в обнаженном виде, постепенно увеличивая пребывание на воздухе более низкой температуры. Закаливание воздухом проводятся в помещении, которое предварительно проветривалось, лучше, если это будет сквозное проветривание. В теплое время года небольшой сквозняк не повредит. Температура в комнате должна быть +20С с понижением в дальнейшем с помощью проветриваний до 15-16С. Продолжительность воздушных ванн в начале будет всего 4-5 минут, но дальше стремитесь постепенно увеличить это время до получаса. Когда эта температура будет освоена, можно выходить на более холодный открытый воздух. Лучшее время приема воздушных ванн - утренние часы, когда воздух насыщен ультрафиолетовыми лучами солнца. Очень хорошо воздушные ванны сочетать с физическими упражнениями, ритмической гимнастикой, бегом.

Водные процедуры. Вода, обладающая большой теплоемкостью и текучестью, самым тесным образом соприкасается с кожей и оказывает одновременно раздражающее, тонизирующее и очистительное действие. Существует 3 вида закаливания водой, все они одинаково полезны, если правильно их применять.

  • Обливание ног
  • Контрастный душ
  • Обливание холодной водой

Обливание ног. Вечером, или за полчаса – час до сна надо облить ступни (примерно до середины голени) самой холодной водой из-под крана. Можно воспользоваться душем или ковшом – чем угодно. Закаливание холодной водой стоит начать именно с обливания ног. Время не ограничено: 5, 10 секунд, 1 минуту — смотря по ощущениям.

Контрастный душ. Человек становится в ванну и обливается водой приятной температуры. Затем воду делают настолько горячей, насколько это возможно (разумеется, не ошпариваясь). Через 30-60-90 секунд перекрывают горячую воду и пускают одну холодную. Облив все тело (20-30 и более секунд), вновь включают самую горячую воду, обдают все тело и, особо долго не нежась, пускают холодную. На этот раз под холодным душем лучше постоять подольше. Затем опять не очень горячий длительный душ и завершающий холодный. Во время выполнения контрастного душа обливать надо все части тела, не задерживаясь подолгу на одном месте. Всего делают три контраста (перехода от горячей к холодной). Завершать надо всегда холодной водой. Перед охлаждением всего тела желательно не забывать смачивать лицо.

Примерная схема контрастного душа:

  • Теплый (чтобы привыкло тело)
  • Горячий (пока приятно)
  • Холодный (20-30 и более секунд)
  • Горячий (20-40 секунд)
  • Холодный (до минуты и более)
  • Горячий (20-60 секунд)
  • Холодный (сколько приятно)

Привыкать к контрастному душу, как и к любому новому воздействию, нужно постепенно. Сначала на протяжении 2-х-4-х недель ежедневно принимать комфортный душ (душ приятной температуры). Затем делать только один контраст и не очень долго стоять под холодной водой (5-10 сек.), через неделю-другую перейти на два, а затем и на три контраста.

Обливание холодной водой. Обливание – уже довольно серьезный метод закаливания. Начинайте закаливание холодной водой сразу с ног. Постепенно, через несколько дней, обливайте свое тело все выше и выше. Голову обливать не надо. Холодную воду не разбавляйте теплой, лучше сразу, пока не привыкли, обливайте меньшую часть своего тела. Со временем ваше тело привыкнет к холодной воде так же, как и ваши руки, которые вы моете в любой воде без всяких последствий. Эта процедура должна происходить каждый день, так же, как вы каждый день чистите зубы и умываетесь, ибо если вы пропустите один день, то очень тяжело начинать снова. Облившись утром холодной водой, вы будете целый день чувствовать себя бодро, тело ваше будет гореть приятным, нежным покалыванием, это — здоровье. Выполнение физических упражнений после водной процедуры особенно важно.

Закаливание солнцем. Закаливание солнцем проводится на открытом воздухе во время занятий спортом. Систематическое закаливание способствует переносимости высокой температуры воздуха, совершенствует терморегуляцию организма в условиях перегревания, в частности, при тяжелой физической работе. В зависимости от времени года, погоды закаливание начинают с сеансов продолжительностью 5-10 мин. в день. Постепенно их увеличивают на 5-10 мин. ежедневно и доводят до 2-3 часов. После каждого часа облучения необходимо делать перерыв на 10-15 мин и отдыхать в тени.

Физическая культура (VIII слайд)

Воспитывать спортивные наклонности нужно с раннего детства. Очень важно обострить у ребенка чувство радости и наслаждения во время мышечной работы. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время - вот главное, что надо знать родителям на этот счет. Физическая культура является средством физического воспитания населения и важным элементом личной гигиены. При активном отдыхе быстрее восстанавливается работоспособность и проходит умственное утомление. Главной задачей родителей в воспитании у ребенка любви к спорту является личный пример. Проснувшись утром делать зарядку вместе с ним, это будет проявлять у ребенка больший интерес. Выходить на природу всей семьей, выполнять пробежки, лыжные походы, катание на коньках и.т.д. Это верный способ вовлечения ребенка в активную и здоровую жизнь.

Рекомендации по правильному подбору упражнении утренней зарядки. (Демонстрация этапов утренней гимнастики)

  1. Прежде чем начать зарядку, нужно хорошо потянуться вверх на носках.
  2. Медленно выполнить круговые движения головы.
  3. Круговые или пружинистые движения на мышцы и суставы рук. (Упражнения не должны быть резкими)
  4. Затем выполнить наклоны туловища, растягивая тем самым мышцы спины и живота.
  5. Переходим на упражнения для мышц и суставов ног. Это могут быть выпады вперед, вправо, влево; приседания; круговые движения стоп.
  6. Выполнить прыжками на носках на месте.

Упражнением на восстановление дыхания. Глубокий вдох руки через стороны вверх, выдох руки через стороны вниз(4-6 раз). (Для мальчиков среднего и старшего возраста можно выполнить отжимания или подтягивания, но главное не усердствовать)

Гигиена одежды, обуви и жилища (IX слайд)

Одежда должна соответствовать погоде. В холодное время года она должна быть теплой, но кутаться не следует. Слишком теплая одежда приводит к перегреву организма.

Обувь должна быть легкой, эластичной, хорошо вентилируемой и правильно подобранной по ноге. При длительном использовании узкой обуви пальцы стопы деформируются, появляются потертости и мозоли. Во время занятий спортом одежда должна быть удобной, комфортной, по размеру, по погоде.

Дома нужно следить за чистотой, ежедневно проводить влажную уборку, проветривать комнаты и главное приучать к этому своего ребенка.

Ваш ребенок должен знать, что чистота - залог здоровья!

Заключение (X слайд)

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Основа счастья - это здоровье. Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детства. Приучать ребенка правильно питаться, соблюдать режим дня, закаляться, заниматься спортом. Соблюдая правила личной гигиены, ребенок будет активным, выносливым, подвижным, а главное здоровым.