Цели урока:
- формировать умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
- совершенствовать навык знания последовательности чисел в пределах 20;
- развивать вычислительный навык, речь, внимание, память;
- воспитывать интерес к учению, прививать навык самооценки.
Оборудование:
- мультимедийная установка;
- презентация “Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц”;
- математические кассы с цифрами и фишками;
- учебник “Математика” 1 часть В.Н. Рудницкой;
- рабочая тетрадь по математике №2 Е.Э. Кочуровой.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Начинаем наш урок. (слайд 1) Сейчас нам волшебное перо (щелчок мыши) покажет тему нашего урока (щелчок) (Дети читают тему урока)
- А какими мы должны быть на уроке, чтобы научиться решать эти задачи? (Слайд 2)
Волшебное перо запишет ваши ответы.
Ответы детей: - внимательными, не отвлекаться, думать, не торопливыми, и т.д.
- Наше волшебное перо вас выслушало и нам советует быть на уроке (3 щелчка)
II. Подготовительные упражнения.
- Итак, начинаем наш урок (Слайд 3)
- Ой, некоторые числа не успели встать на место, давайте наведём порядок, чтобы продолжать наш урок . (Дети отвечают, после каждого правильного ответа щелчок - 3 щелчка)
- Давайте ещё раз проверим, всё ли порядке
- Какое число стоит после 11? (щелчок мыши после ответа)
- Какое число следует за числом 14? (щелчок, после ответа)
- Какое число стоит перед числом 8? (щелчок, после ответа)
(Слайд 4)
- А это что за ряд чисел?
Ответ детей: каждое следующее число на 2 больше предыдущего.
- Уменьшим каждое число на 3
(щелчок мыши после каждого ответа)
(щелчок – появляется – Молодцы!)
(Слайд 5)
- На сколько зелёных кружков больше, чем красных? (щелчок после ответа, кружок перекрашивается, ещё щелчок, становится вновь зелёным)
- На сколько голубых кружков больше красных? (щелчок и 3 голубых кружка перекрашиваются, ещё щелчок и перекрашиваются в первоначальный цвет)
- Что значит на 3 больше? (ответ: столько же сколько красных и ещё 3)
- На сколько голубых больше зелёных? (щелчок после ответа и 2 кружка перекрашиваются, ещё щелчок и возвращаются в прежний цвет)
- Сколько надо нарисовать красных кружков, чтобы их было на 1 больше, чем зелёных? (щелчок после ответа, появляются 2 красных кружка)
2) Самостоятельная работа в тетради:
- 1 вариант - №1 на странице 40,
- 2 вариант - №1 на странице 38.
Взаимопроверка (меняются тетрадями, проверяют, выясняют ошибки)
III. Физминутка (на экране прежний 5 слайд)
Все встают. Хлопните в ладоши на 1 раз меньше, чем зелёных кружков.
Топните левой ногой на 3 раза меньше, чем красных кружков.
Топните правой ногой на 3 раза меньше, чем голубых кружков.
Присели на 2 раза меньше, чем зелёных кружков.
(Чтобы дети выполняли дружно, всё начинают делать по команде учителя)
IV. Упражнения на увеличение, уменьшение числа.
(Дети поднимают карточку-ответ)
1) - Увеличьте 5 на 2
- Уменьшите 6 на 3.
- Увеличьте 4 на 2.
- Увеличьте 7 на 3.
2) (Слайд 6)
- А что значит увеличить?
(щелчок мыши, после ответа 6+3, вычисляем, щелчок и появляется 9, после ответа)
- Что значит уменьшить? (Ответ: это значит вычесть из 8 3) (щелчок после ответа и ещё щелчок, после того как сосчитали)
3) (Слайд 7)
- Буратино задали задание, но он очень торопится открыть заветную дверь.
Поможем Буратино выполнить задание?
(щелчок на названном числе)
(После выполнения задания, щелчок и появляется благодарность Буратино)
V. Решение задач
1) - А теперь мы готовы решать сами задачи на увеличение, уменьшение числа.
(Слайд 8)
Читаем и анализируем задачу.
- Какой вопрос в задаче?
- Что же в задаче надо найти? (яблоки)
- А что сказано про яблоки? (на 4 больше)
- А что это значит? (столько же сколько груш и ещё 4)
- Составляем решение на парте из цифр математической кассы.
(После составленного решения, проверяем по щелчку мыши, появляется правильный ответ, по щелчку мыши меняем решение)
- А что надо изменить в условии задачи, чтобы она решалась так?
(после ответа 2 щелчока мыши и слово “больше” меняется на слово “меньше”)
(Слайд 9)
(читаем и выясняем, что в задаче непонятно условие, но дано решение задачи)
- Что надо сделать, чтобы всё было понятно?
(после ответа 2 щелчка мыши)
3) Самостоятельная работа с взаимопроверкой в тетрадях:
- I вариант - страница 38, №2
- II вариант – стр. 40, №2
(Выясняются ошибки)
4) Итак, чтобы не было у нас ошибок, давайте решим ещё задачу.
(Слайд 10)
- Ой, ребята, ветер нечаянно раздул условие задачи. А как собрать не знает. Давайте соберём задачу.
(После того как задача собрана, открывается слайд 11. Звучат аплодисменты)
- Это нам, за то, что мы правильно собрали задачу. Давайте и мы сами себе поаплодируем за правильность. А теперь решим эту задачу. (составляем на парте из цифр математической кассы)
5) Учебник, стр. 99. Раз мы с вами успешно справились с предыдущем заданием, то нам предлагается дополнить текст задачи.
VI. Закрепление.
(Слайд 12)
Найдите решение к каждой задаче. (Задачи читает учитель или хорошо читающий ученик)
VII. Подведение итогов.
- Чем же мы сегодня занимались на уроке?
- Встаньте, кто хорошо умеет решать эти задачи.
- А кому надо ещё потренироваться в решении этих задач.
- Вы сегодня на уроке были активными, мы решили очень много задач, вы - молодцы!
- А что скажет наше волшебное перо?
(Слайд 13)