Цель: познакомить учащихся с зимними православными праздниками.
Задачи:
- дать детям представление о православных праздниках, святочных обрядах: колядовании, гадании;
- развивать у подростков навыки критического мышления и навыки работы в группе;
- расширить представления школьников о культурном наследии;
- формировать у учащихся русский национальный духовный характер и уважение к национальным традициям.
Подготовительная работа:
- Назначить учеников, которые будут готовить информационный блок внеклассного мероприятия (2 учёных-этимолога, учёных-историка);
- Выбрать и подготовить исполнителей сценок.
Оборудование: компьютер, проектор, реквизит для сценок, раздаточный материал.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
До начала мероприятия звучит музыка, создающая позитивный настрой учащихся. Приложение 1
I часть ВСЕ ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ
(Слайд 1)
Учитель: Вот и подошла середина того зимнего месяца, который зиму пополам делит и начинает новый календарный год. Что же это за месяц такой?
Дети: Январь.
Учитель: А много ли в январе праздников? Какие из них вы знаете?
Дети: отвечают.
Учитель: В январе много праздников. Вы правильно назвали главные праздники начала месяца: и Рождество, и Новый год вспомнили. Напишите, что вы знаете о зимних праздниках на бланках, которые мы вам сейчас раздадим.
ЗНАЮ | УЗНАЛ | ХОЧУ УЗНАТЬ |
(Ответы учащихся фиксируются учителем на доске.)
Учитель: А в нынешние дни пришло время ещё одного январского праздника, издавна празднуемого в России. Вот посмотрите, перед вами изображение этого праздника. (Слайд 2)
Учитель: Может быть, кто-то знает, как называется праздник, который здесь изображен?
Дети: отвечают.
Учитель: Называется этот праздник Крещением Господним. И отмечается он 19 января. Или точнее в ночь с 18 на 19 января. А как называется канун этого праздника? (Слайд 3)
Дети: (если дети не ответили, то ответ даёт учитель) Канун праздника Крещения называется СОЧЕЛЬНИК. Кстати, день накануне Рождества тоже называется СОЧЕЛЬНИКОМ. Учитель: Что объединяет два этих праздника?
Дети: Главной фигурой этих праздников является Иисус Христос.
II часть СОЧЕЛЬНИК
Учитель: А что обозначает слово СОЧЕЛЬНИК? Дадим слово нашим учёным-этимологам.
Этимолог: Сочельник – это день накануне Рождества или Крещения. Слово Сочельник происходит от слова "сочиво". Это обрядовое, ритуальное постное блюдо, обязательное для этого вечера. Готовилось оно из миндального или макового “молока” смешанного с медом и крупяной каши (пшеничной, ржаной, ячменной, гречневой, гороховой, позже даже рисовой). В эту кашу добавлялись орехи или мак. Таким блюдом начиналась трапеза как в Рождественский, так и в Крещенский сочельник. (Слайд 4)
Учитель: В этот день наряжали елку, готовили праздничный стол. (Слайд 5)
Чтобы младенец-Христос заглянул в дом, на окошко ставили различные игрушки и зажигали свечи. (Слайд 6) Накануне Рождества полагалось только сочевничать и никакой пищи не есть весь день до сумерек, то есть до появления Вифлеемской звезды. Ведь именно под этой звездой родился Иисус Христос. (Слайд 7)
Раздаём народный календарь.
III часть СВЯТКИ
(Слайд 8)
Учитель: А вот две недели зимних праздников с Рождественского сочельника и до Крещения русский народ широко гуляет СВЯТКИ (“святые вечера”). Отличительной особенностью СВЯТОК является повсеместно соблюдаемый запрет работать (особенно с наступлением темноты), что и определило народное толкование названия всего праздничного цикла — “святые вечера”.
Учёный-историк: Зимние святки - русский обрядовый праздник, представляющий собой соединение двух культурных начал языческого и христианского. Праздник уходит корнями в глубокое прошлое, когда наши предки одушевляли стихийные начала жизни и пытались повлиять на них, то есть совершали некие обряды магического свойства с целью добиться благоденствия, достатка.
Христианство наложило свой отпечаток на эти обряды. Святки представляют собой праздник, в ходе которого совершаются и религиозные обряды, прославляющие Бога Живого, призывающие его к милости, заступничеству, и языческие обряды, имеющие целью повлиять на урожай и плодородие. Последнее связано с созданием семьи, обилием детей. Как правило, именно на Святках молодые люди приглядывались друг к другу. (Слайд 9)
Святки состоят из "святых вечеров" с 26 декабря по 6 января по старому стилю и "страшных" с 6 января по 14 января. И существует этот праздник как бы в двух ипостасях: бытийной и религиозной, хотя порой эти традиции тесно переплетаются.
Учитель: Первый день Рождества - день, когда богатые одаривали нищих и убогих, все прислушивались особо к словам блаженных и провидцев. (Слайд 10) Во второй день часто давали обеды для нищих, угощали всех, кто приходил в гости.
IV часть КОЛЯДОВАНИЕ и РЯЖЕНЫЕ
Учитель: С утра, в Сочельник, в избах тщательно убирали, затем парились в бане. А с вечера начинали петь коляду. Тогда же по домам ходили группы ряженых, строились ледяные и снежные "города". В деревнях собирались большими компаниями, разукрашивали лицо, выворачивали одежду, на сани сажали Коляду - куклу или девушку, одетую сверх шубы в белую рубашку, и пели обрядовые песни. Дети ходили по селу со звездой, изготовленной из лучины и бумаги, и пели под окнами (или заходя в дом) колядки. (Слайд 11)
Учёный-этимолог: Колядка (от латинского “календы” — название первого дня месяца у древних римлян) — это обрядовая песня с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Исполнялись колядки на святках, преимущественно в ночь под Рождество. Хозяева выносили колядовщикам угощения, а те им желали всяческого благополучия. (Слайд 12)
Учитель: Обычай колядования имеет свою давнюю историю, корни которой достигают еще арийских времен. Колядки связаны с днем зимнего солнцестояния, которое наши предки называли праздником Коляды.
V часть БОГ КОЛЯДА
Учёный-историк: Бог Коляда - Вышний Бог, управляющий Великими Переменами. Коляда является Богом-Покровителем ратных людей и Жрецов. Коляду часто изображали с мечом в руке, причем клинок меча был обращен острием вниз. Меч, обращенный острием вниз, в древние времена означал сохранение Мудрости Богов и Предков, а также незыблемое следование Небесным Законам. (Слайд 13)
В древние времена Вышний Бог Коляда даровал многим Родам, переселившимся в западные земли, систему исчисления сезонного времени для ведения полевых работ - Календарь (Коляды дар), а также свои Мудрые Веды, заповеди и наставления. (Слайд 14)
Учёный-историк: Ряженые – тоже отзвук языческого прошлого Руси. Обряд этот пришел в славянское язычество от древних египтян, которые праздновали возрождение бога Осириса и приход Нового года, надевали личины божеств и ходили по улицам. Кстати, отсюда пошел обычай на маскарады, которые не гнушались устраивать даже цари.
Учитель: Кроме того, существует поверье, что в первые дни после Рождества активизируются сатанинские силы и бесы рыскают по земле, мучая людей. Ряженые олицетворяли собой тех демонов с целью отвадить настоящих. Скверну перенаряжения смывали потом в Крещенье святой водой. (Слайд 15)
VI часть ГАДАНИЯ
Учитель: И, как правило, важной частью святочных обрядов были гадания. При этом ворожили обычно девушки, а юноши исполняли ритуальную роль насмешников, вносящих в гадание элемент игры. (Слайд 16)
– Кто из Вас когда-нибудь гадал на Святки? (Ответы детей.)
Особую роль в гаданиях выполняли различные предметы: юбка, башмак, пояс, игла, гребень, зеркало, кольцо, свеча, серьги, платок, блюдо, зерно.
– Как вы думаете, почему именно эти предметы, для чего они нужны?
Про такие гадания подробно описано в поэме В.А.Жуковского “Светлана”.
Фрагмент "Светланы" В.Жуковского.
Учитель: В каждом стихе Жуковского передаются разные гадания.
“За ворота башмачок, Сняв с ноги бросали”.
Девушка снимали его с ноги, и бросала через ворота на улицу, потом выходила глядеть, в какую сторону лёг носком, в ту сторону и замуж идти. Если валенок лежал обращённым к домашним воротам, девушке ещё быть дома.
“Снег пололи”
Девушки выходили из дома, со скатертью. Брали её за края, всыпали в неё снег. Скатерть раскачивали из стороны в сторону с приговоркой:
Полю, бел снег среди поля,
Залай, залай собаченька,
Дознай, дознай суженый.
По услышанному лаю гадали о будущем. Хриплый лай означал суженого старика, толстый – вдовца, звонкий, приятный-молодого жениха.
“Кормили счётным курицу зерном”. Кучу зерен пересчитывали. Давали курице немного поклевать, после этого зёрна пересчитывали. Если их остаток оказывался парным, то есть делился на 2, девушка считала, что в грядущем году выйдет замуж.
“Ярый воск топили”. (Слайд 17)
Растопленный воск капали в блюдо с водой и по застывшим фигурам судили о будущем. Если выльется фигура, похожая на венец – идти замуж. В стихах сказано, что для гадания годился только воск белый, полученный от пчёл нового роя.
VII часть НОВЫЙ ГОД
Учитель: В середине святок празднуется еще один праздник, ставший, пожалуй, самым любимым в нашей стране,- Новый год. Только в России принято отмечать Старый Новый Год. (Слайд 18) Это связано с изменением календарных дней. По старому стилю – Новый Год наступает именно 14 января. Вновь установленный праздник приходился на день памяти святого Василия Великого (Кесарийского). Но еще задолго до этого на Васильев день крестьяне всей деревней шли в лес и украшали лучшую ель блестками, побрякушками, лоскутками, обрядовыми хлебцами. Вокруг елки водили хоровод (знак круга – оберег) и загадывали желания. (Слайд 19)
Учёный-историк: Елка - символ Нового года - знак удачи, благополучия, достатка в семье. Это дерево вечнозеленое, а значит, процветание и успех не оставят дом круглый год. Еще язычники развешивали дары духам на ветках ее. Сначала елки наряжали скромно, но со временем в числе украшений появились лакомства и игрушки. (Слайд 20)
Учитель: Христианство восприняло это традицию, внеся определенные дополнения. Елка стала символом Рождества, символом вечной жизни, верхушку ее венчала звезда - подобие Вифлеемской. В дома елка пришла в к. ХVIII- н. ХIХ вв. и была поначалу принадлежностью богатых домов.
VIII часть КРЕЩЕНИЕ
Учитель: Вот так в угощениях, христославлениях и гаданиях проходили святки. В святочные ночи не спали, ходили из дома в дом с поздравлениями, веселились. Последним днем святок было Крещение-Богоявление. (Фоном к словам звучит музыка из Приложения 4) В канун Крещения тоже отмечали сочельник, проводились службы в церкви. (Слайд 21) Ставили у образов свечи, причем они должны были быть толстыми, чтобы горели сутки с половиной. В самый же праздник собирался Крестный ход. (Слайд 22) После торжественного молебна батюшка трижды опускает крест в водоём, который называют ИОРДАНЬ. (Слайд 23) И затем верующие окунаются в воду для очищения от грехов, избавления от болезней. Те, кто гадал и рядился на святках, должны это сделать обязательно! Говорят, что еще никто ни разу не заболел после этого купания в ледяной воде, при морозной погоде...
Учёный-этимолог: Иордань - прорубь, символизирующую реку Йордан в Иудее, в которой Иоанном Крестителем был окрещен Иисус Христос. Иорданью порой называли деревянный крест, который устанавливался над прорубью. (Слайд 24)
IX часть КРЕЩЕНСКИЕ ОБРЯДЫ (групповая работа)
Учитель раздаёт карточки с отрывком-описанием Крещенских обычаев из произведения И.С.Шмелёва “Лето господне”.
Учитель: Какие обряды описывает И.С.Шмелёв. С чем они связаны?
X часть ИСТОРИЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Учитель: А теперь послушайте рассказ о событиях, изображённых здесь. (Фоном к словам звучит музыка из Приложения 6) Эти события излагаются в Евангелии – книге, которая для христиан всего мира является священной. Крещение Господне произошло через тридцать лет после Рождества Христова. В те времена среди народа Палестины появился праведный пророк Иоанн, называемый Крестителем. Пророками называют людей, которые могут предсказывать будущее. Иоанн Креститель поселился в долине реки Иордан.
Много лет провёл Иоанн Креститель в пустыне за рекой Иордан, жил он суровой нелёгкой жизнью: носил одежду из жёсткой шерсти и ел очень скромную пищу. Целью его было подготовить народ Палестины к пришествию Спасителя – Иисуса Христа, поэтому Иоанна Крестителя называли также Предтечей – тем, кто пришёл перед Спасителем, готовя Ему путь. (Слайд 25)
СЦЕНКА. Подготовленный ученик изображает Иоанна Предтечу (необходимо подобрать ему одежду и реквизит). За автора читает учитель.
“Покайтесь в своих грехах, отвернитесь от зла, потому что приблизилось Царство Небесное!” - говорил Иоанн Креститель людям. И жители всех окрестностей Иорданских выходили к Иоанну, крестились от него в реке, исповедуя свои грехи. Народ спрашивал Иоанна Крестителя: “Что нам теперь делать?” Иоанн отвечал им: “У кого две одежды, тот пускай отдаст одну неимущему, и у кого есть пища, пускай делится с тем, у кого её нет – живите праведно, соблюдайте заповеди, которые дал вам Господь Бог”. Люди спрашивали Иоанна Крестителя, не он ли Спаситель, обещанный народу Израиля Богом. Иоанн Креститель отвечал: “Я крещу вас в воде, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; он будет крестить вас Духом Святым...” Иоанн Креститель говорил так об Иисусе Христе, Спасителе, ожидаемом всем народом Израильским. И настал день, когда пришёл к Иоанну Предтече Иисус Христос, чтобы принять от него Крещение. “Мне надо креститься от Тебя, а ты приходишь ко мне?” - сказал Христу Иоанн. (Слайд 26) А Спаситель уже вошёл в воды Иордана, и тогда совершилось чудо: Иоанн увидел спускающегося с небес Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Христа. И раздался с небес голос Бога Отца, говорящий: “Это сын мой возлюбленный, в котором моё благоволение”. Как раз этот момент и изображён здесь.
Ученица: (Слайд 27)
На Иордане
Под небом знойным Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную, нежна,
Посмотрит южная луна,
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой,
Крещенье принял над собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо свой чертог
И явлен Триединый Бог. (Слайд 28)
И. Лебединский
Учитель: А теперь давайте с вами вернёмся к той таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. И сейчас я предлагаю вам заполнить колонку, которая называется “Узнал” (прослушать несколько ответов). Сейчас, когда вы уже достаточно много узнали о зимних Христианских праздниках, я думаю, что вы без труда сможете, дома заполнить последнюю колонку “Хочу узнать”. Напишите, что бы еще по этой теме вы хотели бы узнать. (Слайд 29)
XI часть ВИКТОРИНА
Вопросы:
- Как называется вечер накануне Рождества или Крещения?
- Почему этот вечер называется Сочельник?
- Какой Бог древних славян управлял Великими Переменами?
- Как называется река, в которой принял крещение Спаситель?
- Как звали пророка, крестившего Христа?
- Назовите главный обычай Крещения
- Какие гадания вы запомнили?
- О чём говорил Иоанн Креститель людям, к чему призывал?
- Что произошло в момент Крещения Господня?
XII часть КУЛИНАРНАЯ СТРАНИЧКА
(Слайд 30)
Учитель: Сегодня мы предлагаем вам как следует подготовиться к христианским праздникам, а именно: воспользоваться теми рецептами, которые мы подготовили для вас.
Итог урока Сегодня на уроке мы с вами познакомились с тем, как проходили зимние Христианские праздники Руси. Какие чувства вы испытали, прикоснувшись к древним традициям нашего народа?
Рефлексия
Предлагаю завершить наше занятие синквейном, посвятив его замечательному зимнему праздничному месяцу ЯНВАРЮ. (Слайд 31)Учитель: Спасибо за работу. (Слайд 32)