Цель: повторение и закрепление знаний по теме “Осень”
Задачи: развивать фонематический и речевой слух; развивать звуковой анализ и синтез; уточнить и закрепить представления детей об окружающем мире; воспитывать прилежание, самостоятельность, самоконтроль и самоанализ в выполнении задания; развивать логическое мышление, память, внимание, интерес и творческую активность, посредством использования занимательных материалов; формирование бережного отношения к природе и всему живому; формирование стремления помогать, сопереживать; стимулирование и активизация совместной деятельности; формирование социального опыта ребенка в повседневной жизни; развивать творческую инициативу, речь; прививать интерес к русскому языку; развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.
Форма занятия: занятие – сказочное путешествие
Тип занятия: урок - путешествие
Вид занятия: обобщающий
Оборудование: экран, наглядный материал, ноутбук, проектор, украшения кабинета
Под фонограмму в кабинет входят и рассаживаются на стульчики родители с детьми.
Оргмомент.
Здравствуйте, те, кто весел сегодня,
Здравствуйте, те, кто грустит,
Здравствуйте, те, кто общается с радостью,
Здравствуйте, те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те,
кто готов работать сегодня с полной отдачей...
Здравствуйте!
На экран проецируется картинка с изображением письма. Дорогие друзья! Приглашаю вас в мой сказочный лес! В нём вы сможете встретить все три осенних месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь и поиграть с ними. Ваш друг – художник.
Ребята, нас приглашают в лес. Скажите, пожалуйста, а что такое лес? Правильно - это дом – для животных, растений, насекомых, деревьев и цветов. Скажите мне, пожалуйста, а какое сейчас время года? Совершенно верно - осень. А как вы догадались? Действительно солнышко светит реже, дождик идёт чаще, на улице стало холоднее, день убывает, а ночь прибавилась... Ну, что вы готовы отправиться в лес? Ребята, а вы знакомы с правилами поведения в лесу. Послушайте меня внимательно, и если я прочту правила вежливости – хлопайте в ладоши, а если это вредные советы – топайте ножками. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. В лесу листья бросайте, венки плетите, букеты рвите. Подумаешь, много зелени – еще вырастет. В лесу шумите, кричите - это никому не мешает. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
Молодцы ребята, вижу, вы готовы отправиться на прогулку. Встаем друг за другом и под музыку отправляемся на станцию, чтобы сесть на поезд, ведь лес находится далеко. Под музыку дети маршируют по кабинету. Вот мы и пришли на станцию. А поезда всё нет и нет. Предлагаю, спеть песню о паровозике и тогда он незамедлительно появится на станции. На экран проецируется изображение паровозика. Дети поют потешку “Едет, едет паровоз” отбивая ритм ладошками. Паровоз подъехал! Загружаемся в вагончики и отправляемся в лес. Под музыку дети двигаются по кабинету, имитируя голосом звуки поезда. Приехали!
Паутинки ветер носит,
Лес и тихий, и пустой...
Только ходит, бродит осень,
Да шуршит сухой листвой... На экран проецируется картинка “Лес в сентябре”. Ребята, какой месяц встречает нас? Послушайте внимательно загадку и тогда без труда узнаете, кто из осенних месяцев нам встретился.
Опустел наш бедный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ...
Что за месяц к вам пришел?... (Сентябрь)
Правильно, ребята! Первым нас встречает сентябрь и хочет с вами поиграть.
Дыхательное упражнение и гимнастика для глаз “Ветер и листья”. После вдоха дети задерживают дыхание и на выдохе продолжительно произносят звук “ф”. Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук “п”, целая ступенчатый выдох, и постепенно сдувают листья с картины “Осенний лес” (“листья опадают”) (картина проецируется на экран).
Пальчиковая игра “Осень”
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:Плавные, волнообразные движения ладонями. Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,Загибают по одному пальчику на обеих руках. Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.Спокойно укладывают ладони на стол.
На листочки мы подули, “посчитали”, а язычком показать опавший листочек вы сможете, ребята? Артикуляционное упражнение “Листик”. Широко открываем рот. Кладём мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язык. Даём время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Ребята, а чем, кроме листочков, лес богат? Что мы можем собрать в лесу? Правильно орехи! Артикуляционное упражнение “Орех”. При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6-8 раз. Затем даём время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Так много орешков вы показали мне язычком, что захотелось поделиться ими с нашими братьями меньшими – жителями леса. Поделимся? Пальчиковая игра “Орешник”
Наклонил орешник ветки – Плавные, волнообразные движения ладонями
Дарит всем зверям орешки.
Вот орешек для бельчонка, Загибают по одному пальчику на обеих руках
вот орешек для мышонка,
вот орешек хомячку,
вот орех бурундучку.
И орешек для меня приготовил он, друзья!
А что можно обнаружить под опавшими листьями? Правильно! Грибы. Артикуляционное упражнение “Гриб”. Улыбнуться, “поцокать” языком, будто едешь на лошадке, присосать широкий язык к нёбу. Выполняем 6-8 раз. Затем даём время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Пальчиковая игра “Грибы”
Топ-топ — пять шагов, Шагать пальчиками по столу. В туесочке пять грибов.
Мухомор красный -
Гриб опасный.Зажать пальчики в кулак. А второй — лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб — волнушка,
А четвертый гриб — сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб — белый,
Ешь его смело!Раскрывать пальчики по одному на обеих руках.
А что растёт на кустиках? Ягоды! Совершенно верно, ребятки! Артикуляционное упражнение “Ягоды”. При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6-8 раз. Затем даём время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. Пальчиковая игра “Ягоды”
Раз, два, три, четыре, пять, Раскрывать пальчики по одному на обеих руках В лес идем мы погулять. Шагать пальчиками по столу За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Ребята, а ягоды на вкус какие? Правильно! Ягоды сладкие, вкусные, бывают и кислые.... А когда мы едим ягодки, что с нашими губками может произойти? Правильно, они могут испачкаться. Давайте помоем наш ротик. Артикуляционное упражнение “Вкусные ягоды”. Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Выполняем 6-8 раз. Затем даём время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Скажите, пожалуйста, а что можно приготовить из ягод? Правильно! Предлагаю сыграть в игру “Назови, какой это сок, компот, джем”. Я буду бросать мяч кому-нибудь из детей и называет ягоду. Например: “Клубника”. Вы бросаете мяч обратно и отвечаете: “Клубничный”. Далее: черника — черничный; брусника — брусничный; земляника — земляничный; ежевика — ежевичный.
Молодцы! Хорошо поиграли! Но, что-то холодом повеяло. На экран проецируется картинка “Лес в октябре”.
Всё мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился? (Октябрь)
Правильно, ребята. Вот и с вторым месяцем осени мы повстречались в нашем волшебном лесу. Именно в октябре животные погружаются в спячку. Послушайте историю, что произошла однажды в нашем волшебном лесу. Называется история “Барсук и медведь”.
- Что медведь, спишь уже?
- Сплю, барсук, сплю.
- А может, медведь нам вставать пора?
- Не пора, не пора – спи ещё!
- А не проспим мы с тобой весну-то?
- Она нас сама разбудит.
- А что она – постучит, растолкает или песенку нам споёт?
- Весна знает, как нас поднять. Она как даст нам ведро воды под бока – небось сразу вскочишь, не будешь лежать на мокром! Спи уж, пока сухой.
Ребята, вам понравилась эта история? А давайте мы её обыграем. Инсценировка.
Когда дети изображали медведя и барсука, я подсказывала им слова, а они за мной повторяли. Как мы называем этот приём? Совершенно верно, мы называем его “Эхо”. Предлагаю вспомнить, что же такое эхо. Дети исполняют потешку “Эхо”, отбивая ритм ладошками.
А сейчас, посмотрите внимательно на экран. Вспомните и проговорите рифмушки. 1 слайд - Этим летом я в лесу видел белку и лису.2 слайд - Олени и лани гуляют на поляне. 3 слайд - Искала белка дуб с дуплом. Дупло у белок - это дом. 4 слайд - Дятел, дятел – наш приятель дуб долбит, как долотом. Молодцы!
Ребята, лес в который мы приехали, волшебный, значит кроме обычных птиц, животных и насекомых тут можно встретить и сказочных. Посмотрите на экран и вы их увидите! Только эти жители леса грустные, так как не знают, как их зовут. Помогите придумать для них имена.
(тигрозаяц, воронобаран, котобелка, сорококиска, слономышь, коневоробей)
Молодцы! Но как-то прохладней и темнее становится у нас в кабинете.
Поле черно-былым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
Вот и ноябрь, третий месяц повстречался нам на пути. И действительно в ноябре то дождик, то снег падает с неба. Вот и к нам залетели снежинки. Гимнастика для глаз “Снежинки”. Дети следят за снежинками на экране.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуй, художник!
- Я так рад, что вы навестили меня! Мне очень хочется украсить мой волшебный лес к приходу зимы, ведь сегодня последний день осени. Вы поможете мне нарисовать снежинки? Вот молодцы! Дети поэтапно, слушая объяснение художника, рисуют снежинки на ватмане, где изображён лес.
- Шаг первый. Как нарисовать снежинку карандашом? Да легко! Всё что Вам понадобится, это быть терпеливыми. Начните рисовать два круга, которые будут формой для снежинок. На этих кругах сделайте линии, как показано на первом слайде. Эта первые штрихи чешуйчатой формы снежинки. В нашем примере снежинка слева имеет 3 линии, а та, что справа четыре.
- Шаг второй. Теперь сделаем наброски внутренней структуры для каждой снежинки. Снежинку слева рисовать легче, у неё простые формы. Но зато та, что справа будет красивее. Не спешите, внимательно смотрите, как показано на рисунке и повторите то, что Вы видите здесь.
- Шаг третий. Теперь осталось добавить еще немного красивых деталей нашим снежинками. Сотрите вспомогательные линии, которые делали в первом этапе. И обведите контуры рисунка. Вот как у нас должно получиться. Раскрасьте снежинку цветными карандашами.
- Вот спасибо вам ребята! Замечательно украсили мой лес! Ну, а теперь вам пора отправляться в обратный путь. А на прощание я хочу пожарить вам волшебные снежинки. Художник кладёт на ладошку каждому ребенку наклейку “снежинка”. Если рассказать этой снежинке о своём желание, то оно непременно сбудется.
- Огромное спасибо Вам, уважаемый художник. Ну а мы с ребятами отправляемся на станцию, садиться в поезд и поедем в наш центр дополнительного образования детей №1. Под музыку дети маршируют по кабинету. Затем двигаются по кабинету, имитируя голосом звуки поезда.
Вот мы и вернулись в наш класс. Тут нас ожидает нас колокольчик. Но он не может оценить нашу работу, так как не ездил с нами в лес. Давайте расскажем ему все-все, что с нами произошло. Дети поэтапно проговаривают всю хронологию урока. Молодцы, ничего не забыли. Как вам кажется, как колокольчик оценит вашу работу? Громко звучит колокольчик. Действительно вы занимались сегодня замечательно! Вот почему мы слышим громкий звон колокольчика! А теперь предлагаю произнести наши волшебные слова: “Прозвенел у нас звонок, значит, кончился урок!”