Данные научно-методической литературы и практика работы в логопедических группах показывают, что успех формирования правильной речи у дошкольников с нарушениями речи во многом зависит от того, насколько продуктивно будет осуществляться процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на занятиях.
Планируя работу по данному направлению в группе детей шестилетнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием, мы исходили из следующих положений. Организация, формы работы и привлекаемый педагогами материал должны соответствовать возрастным особенностям детей, возможностям их речевого и общего психического развития.
Чисто и скороговорки - это особый речевой материал, как правило небольшой по объёму и специально построенный из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить их нужно чисто (чистоговорки) и быстро, скоро (скороговорки). Указывая на роль скороговорок в формировании звукопроизношения, Е. З. Савкова справедливо отмечает: “Скороговорки – это удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был способен воспроизводить все звуки родного языка”. Мы часто используем скороговорки и чистоговорки в работе над чёткостью дикции, для тренировки дикционного аппарата. Они как правило заучиваются наизусть, хотя можно применять и такой приём, как отраженная речь. Для более быстрого запоминания данного материала мы используем зрительную опору. Забавные рисунки, которые дети с удовольствием рассматривают, помогают быстрому запоминанию текста. Презентация 1
Также необходимо использовать в работе считалки, пестушки, потешки, заклички, приговорки, прибаутки, потешки. Презентация 2
Все эти маленькие тексты обычно содержат максимальное количество “трудных”, “скользких” мест для произношения, поэтому повторение вслед за взрослым или выученные наизусть они служат целям автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей.
Большое внимание мы уделяем загадкам, которые служат не только введению в речь ребенка новых звуков, но и способствуют развитию мышления и воображения. Загадки – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Загадки у разных народов называются по-разному. У чувашей, например, загадка – это “тупмалли юмах”, что буквально обозначает “сказка, требующая отгадки”. Многие загадки содержат сказочный сюжет и могут рассматриваться, как особая разновидность сказок.
Сказки – любимые произведения наших детей. Они есть у каждого ребенка, их читают детям с пелёнок. Сказки – это первые представления о времени и пространстве, о жизни людей, их связи с природой и окружающим миром, понять мотивы их поступков, научить оценивать их поведение и их собственное. Приложение 3
Роль сказок в воспитании правильной устной речи огромна. Тексты расширяют словарный запас детей, учат правильно строить диалоги, влияют на развитие связной логической, эмоциональной, образной, красивой речи. Для этого предлагаем ряд заданий типа: на каждую букву слова придумай новые слова; подбери родственные слова; подбери слова, характеризующие что-либо (слова-признаки); назови ласково; продолжи предложение и т.п.
Пословицы, поговорки и фразеологизмы помогают детям не только уяснить идею, но и поняв переносный смысл форм малого фольклора, в дальнейшем использовать в своей речи.
Мы считаем необходимым включать в педагогический процесс все виды фольклора, так как они способствуют не только преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи, но и позволяют учить ребенка нравственным нормам, построению отношений с другими людьми.