Согласные звуки и буквы. Буква "Д"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Тип урока:изучение нового материала.

Цель:знакомство с согласными звуками [д] или [д’], буквой д.

Задачи:

  • научить характеризовать звуки, обозначать их буквой;
  • формирование навыков составления звуковой модели слова, анализа схемы предложения;
  • развитие навыков правильного, плавного чтение слогов, слов и предложений;
  • формирование УУД

Оборудование:

  • учебник Л.А.Ефросинина, Т.Ю. Шляхтина “Букварь”;
  • предметные карточки “Транспорт”, “Посуда”, дятел;
  • касса букв, карточки – буквы; демонстрационная таблица “Буквы русского алфавита”;
  • цветные магниты(красные, синие, зелёные); сигнальные карточки: гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий;
  • индивидуальные карточки с заданием;
  • дифференцированные карточки с домашним заданием;
  • медиа проектор или интерактивная приставка, презентация, приложение

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
1.Организационный момент Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Все ли готовы?
Всё ли готово?
Ушки готовы?
Глазки готовы?
Ротик готов?
 

массаж ушных раковин;

гимнастика для глаз по тренажёру.

Регулятивные:
формирование волевой саморегуляции.
2. Артикуляционная разминка Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем,
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.

Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы тяните сильно губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем.
И нисколько не устанем.

Выполнение артикуляционных упражнений  
Будем подражать слону!
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем.
Только так и не иначе.

Я - весёлая лошадка,
Тёмная как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.

3. Актуализация знаний Молодцы! Погладьте себя по головушке! Мы начинаем урок чтения, значит, что будем учиться делать?

Чтение – разминка: слоговая таблица

слайд 2,

Скороговорка слайд 3

У Тани кот.

У Тони енот.

Чтение по слогам хором, индивидуально.

Трёхкратное чтение скороговорки: медленно по слогам шёпотом,

быстрее за диктором,

как можно быстрее вслух хором.

Личностные:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:формирование умения слушать и понимать других.

4. Мотивация учебной деятельности На столе лежат карточки с картинками. Выберите себе любую, назовите слово, название изображенного предмета. Выделите в нём первый звук, дайте ему характеристику и из кассы букв выберите ту, которой он обозначается. Слайд 4

Карточки: самолёт, мотоцикл, трамвай, грузовая машина, тарелка, кастрюля, сковородка, кувшин, ложка, дятел.

Разделите предметы на группы по общему признаку. Почему вы их так распределили?

Как, одним словом можно назвать предметы в каждой группе?

Все предметы распределили по группам? Кто лишний? Почему?

Работа в паре:

выбирают карточку,

называют слово, определяют первый звук, выбирают нужную букву, помещают на доску.

характеризируют звук с опорой на схему. Слайд 4

Работа группой:

классификация по группам “транспорт” и “посуда”

анализ и сравнение, выделение лишнего.

Личностные:формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные:
формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

Коммуникативные:
формирование умения работать в паре, группе;

Посмотрите внимательно на выбранные вами буквы. Что их объединяет? Все ли буквы вы смогли представить. Выделение общего признака (все буквы согласные) формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Метапредметные:
формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.

5. Введение в тему урока Как вы думаете, случайно ли дятел залетел к нам на урок?

Интересно, чем он может с вами поделиться. Он большой друг нашей Совушки – умной головушки. И она пригласила его к вам с очень важным поручением. Догадались с каким?

Правильно, познакомить вас с новой буквой.

Определяют тему урока:

знакомство с новой буквой, обозначающей согласный звук.

Личностные:
формирование  учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Коммуникативные:
формирование умения слушать и понимать других.

6. Постановка цели и задач урока Что мы должны будем сделать, чтобы узнать и запомнить новую букву. Формулируют задачи урока:

познакомиться с новой буквой и звуком, который она обозначает;

научиться узнавать её и правильно называть;

плавно и слитно читать слоги и слова с новой буквой;

учимся слушать внимательно учителя и друг друга.

Регулятивные:формирование умения прогнозировать предстоящую работу.
Коммуникативные:
формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
7. Физкультминутка Дятел долбит старый сук,
Тук – тук - тук, тук – тук – тук.
Гонит эхо дятла стук,
Туки – туки, туки – тук!
Наклоны вперёд.

Приседание, постукивание руками об пол,

Наклоны вправо-влево.

Приседание.

 
8. Работа по теме урока Дятел очень трудолюбивая и внимательная птица. Он известный лесной доктор. Чтобы приносить пользу дятлу надо очень стараться, слушать и быстро помогать другим. Вы готовы слушать друг друга и меня, помогать друг другу выполнять задания?

1) Слайд 5

Выделите первый звук в слове дятел, дайте ему характеристику, используйте схему – памятку.

2) Слайд 6

Работа по учебнику стр. 95

Прочитай слова, назови в словах первый звук.

Вывод: чтобы обозначить звук [д] или [д’]нужна буква

3) слайд 7.

Знакомство с буквой Д.

Чтение стихотворения на стр. 95 учеником, умеющим читать.

4) слайд 7. Найдите и подчеркните букву Д в стихотворении.

 

 

 

 

 

 

 

Дают устную характеристику звуку с опорой на схему.

Рассказ о букве и звуках по готовым схемам.

 

Чтение текста, учатся следить за читающим товарищем.

Индивидуальная работа

Познавательные:
формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.
формирование умение ориентироваться на страницах учебника.

Регулятивные:
формирование умения высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника;
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

9. Первичное закрепление новых знаний 1) Работа с карточками. Найдите и подчеркните букву д.

Слайд 8 проверка выполненного задания

2) Слайд 9

Найдите на рисунке предметы, в название которыхесть звук[д] или [д’].

Определите местоположения звук [д] или [д’] в словах.

Укажите его признак твёрдости или мягкости.

Работа с карточками 1:

1вариант: строка из схожих по написанию букв для слабо читающих детей;

2вариант: текст для читающих детей.

Называют слова, определяют местоположение звука, сигнальными карточками указывают твёрдость/ мягкость звука.

Регулятивные:
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.

10. Физкультминутка Хомка, Хомка – хомячок-
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хочет Хомка сильным стать!
Поворот вправо\влево.

Потянуться на носочки, руки в стороны.

Наклоны головы вправо\влево.

Ходьба на месте.

Приседание.

 
11. Работа с учебником 3)Слайд 10.

Стр. 96 задание 1

Плавное чтение с ударением. Что общего в этих словах?

задание 2

Чтение слов, соотнесите их со схемами.

Какое слово лишнее? Почему?

Какое слово подходит к первой схеме?

Какое слово подходит ко второй схеме?

Как определили мягкость первой согласной в слоге?

задание 3

Чтение слогов с опорой на схемы.

Чтение родственных слов, определение смысловых различий.

Чтение задания читающим учеником.

Анализ схем: сколько слогов, сколько звуков в слоге, что общего, в чём различие.

Сравнение звуковых моделей и слов.

Понимание и выполнение заданий к тексту.

Хоровое чтение задания.

Чтение рассказа цепочкой по предложениям. Анализ схемы предложения: количество слов, наличие слов с заглавной буквы.

Выбор предложения к данной схеме.

Познавательные:
формирование умение ориентироваться в учебнике;
формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные:
формирование умения слушать и понимать других.

12. Рефлексия Кто сегодня к вам прилетел на урок? Для чего он прилетел?

Чему должны были научиться на уроке?

Чему научились?

Оцените свои достижения на уроке.

Слайд 11и шкала успеха на магнитной доске

Ответы на вопросы, высказывание своего мнения.

Выполняют самооценку своих достижений, по желанию комментируют.

Регулятивные:
формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
13. Итог урока Оценивается познавательная активность класса и учеников.   Коммуникативные:
формирование умения слушать и понимать других. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
14. Домашнее задание Дома научиться узнавать букву д, повторить изученные буквы, тренироваться читать по учебнику стр. 95–96 и дополнительные карточки 2 по желанию.

1 группа: слоги, скороговорка.

2 группа: слоги, скороговорка, текст

3 группа: слоги, скороговорка, текст, стихотворение стр. 97

Выбор карточки по желанию Личностные:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:
формирование волевой саморегуляции