Развитие анализа структуры предложения и синтез слов в предложении

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Медиапродукт: дидактический материал по развитию языкового анализа и синтеза.

Аудитория: 1-2 классы.

УМК: без ограничений.

Цель: Развитие анализа структуры предложения и синтез слов в предложении

Задачи:

  • Учить составлять предложения из слов и заменять картинки словами.
  • Учить определять последовательность слов в предложении.
  • Учить составлять предложения из слов, данных в беспорядке и определять количество слов в предложении.
  • Закрепить полученные знания в письменной речи.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушение письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы -своевременно устранить ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Это:

пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);

раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;

нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные “описки”. Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

При устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза проводится систематическая работа по развитию умения анализа и синтеза речевых единиц.

Языковой анализ и синтез предполагает: анализ предложений на слова и синтез слов в предложении; слоговой анализ и синтез; фонематический анализ и синтез.

Задания:

1. Составьте и прочитайте предложения.

На слайде записаны предложения и изображения картинок. Учащимся необходимо заменить картинки словами. Составив предложение, идёт анализ предложения, затем дети записывают в тетрадь. Проверка – нажать мышью на картинку (последнее слово в предложении). Переход к следующему слайду осуществляется по управляющей кнопке “ДАЛЕЕ”.

Слайд 2- 5.

  1. В цирке выступают клоуны.
  2. Дети идут в зоопарк.
  3. В небе яркое солнышко.

Слайд 6 - 9.

  1. На ветке сидел воробей.
  2. У Саши щенок Шарик.
  3. В лесу растут ландыши.

2. Закончи предложения, выбрав подходящее по смыслу слово.

На слайде карточки с предложениями, в которых пропущено последнее слово, и изображения картинок. Учащимся необходимо выбрать из двух картинок подходящую по смыслу. Составив предложение, логопед нажимает мышкой и лишнее слово-картинка исчезает. Затем предложение записывается.

Слайд 10.

  1. По небу летит ... (корабль, самолёт).
  2. В парке растут ... (деревья, машины).
  3. У Юры воздушные ... (цветы, шары).

Слайд 11.

  1. Алёша поймал ... (черешни, рыбу).
  2. Мама Кате сшила ... (часы, платье).
  3. В огороде растут ... (овощи, конфеты).

3. Составьте предложения из двух частей.

Учащиеся читают части предложений, записанные на карточках в 1 колонке и во 2 колонке. Необходимо соединить части предложений по смыслу. По щелчку мыши части соединяются.

Слайд 12.

Слайд 13.

Прочитайте слова. Придумайте из слов предложения.

На слайде карточки разного цвета со словами. Учащимся необходимо прочитать слова и составить предложения. Проверяем предложение по кнопке данного цвета. Переход к следующему заданию осуществляется по управляющей кнопке “ДАЛЕЕ”.

Слайд 14 - 17.

Бабушка испекла вкусные пирожки.

Слайд 18 -21.

После дождя на небе появилась радуга.

 

В аквариуме плавают рыбки.

5. Прочитайте предложения, соединив слова по линиям.

На слайде карточки со словами, которые соединены линиями разного цвета. Необходимо прочитать слова, составив предложение. Проверяем предложение по кнопке определённого цвета.

Слайд 22 -25.

  • На столе лежат карандаши.
  • На клумбе растут розы.
  • Под ёлкой сидит ёжик.