Цель: формировать представление учащихся об информации, её источниках , способах передачи, хранения и использования.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес, воспитывать коммуникативную культуру.
- Ввести новые понятия ,закрепить программный материал в процессе выполнения различных заданий, совершенствовать работу с толковым словарём, обогащать словарный запас.
- Развивать творческий потенциал, расширять кругозор.
Подготовка к занятию:
- Поисковая работа учащихся.
- Подготовка костюмов, наглядно-иллюстративного материала.
- Подготовка инсценировки отрывка произведения А.С. Пушкина.
- Подготовка сообщений о жизни А.С. Пушкина.
Оборудование:
- Учебник Т.А. Ладыженской “ Детская риторика”.
- Костюмы для инсценировки.
- Презентация “Что такое информация”.
- Толковый словарь С.И.Ожегова.
Ход занятия
1) Организационный момент:
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
СЛАЙД 2
2) Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Сегодня мы повторим изученный раннее материал по риторике с помощью кроссворда. Разгадав все задания, мы узнаем тему сегодняшнего занятия.
1. Тип текста, в котором описываются люди, предметы, животные, события. К такому тексту можно поставить вопросы какой?, какая? , какое? (описание)
2. Действительные, вполне реальные события, явления, то что действительно произошло, происходит, существует, имеет место.(факты)
3. Изложение содержания чего-нибудь. Он бывает полный, краткий, выборочный. (пересказ)
4. Перерывы в звучании, отделяющие друг от друга речевые отрезки.(паузы)
5. Условный знак, условное обозначение чего-нибудь. (символ)
6. Объяснение, доказательство.(аргумент)
7. Один из типов текста, в которых рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос что случилось? (повествование)
8. Движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние. (мимика)
9. Самая маленькая смысловая часть письменного текста. Мы её узнаём по отступам в 2-3 буквы в начале предложения. (абзац)
10. Начало любого литературного произведения, начальный момент развития действия в рассказе. (завязка)
3) Открытие нового знания.
Вы, наверное, часто слышите слово“ информация”. Например: “ Прослушайте наиболее важную информацию сегодняшнего дня. ” Что же, по-вашему, такое информация?
Как вы понимаете значение этого слова? Что вы знаете об информации? Откуда, по вашему, люди получают информацию?
То, откуда мы получаем информацию, называют источником информации.
Учебник задание 186.
Назовите и запишите изображённые здесь источники информации.
Информацией мы можем обмениваться, общаясь друг с другом; также информацию мы узнаём из книг, из газет, из журналов, из телевизионных программ, из радиопередач, кинофильмов, видеофильмов. На уроках мы тоже получаем информацию.
Люди давно осознали, что информация имеет большое значение. Наверное, раньше других это поняли воевавшие между собой племена. Лазутчики и разведчики были первыми профессионалами, задачей которых стала добыча информации. Владение информацией давало её обладателю большие преимущества. Постепенно увеличилась потребность в широком обмене разной информацией.
СЛАЙД 3
Давайте найдём в толковом словаре С.И. Ожегова объяснение слова“ информация”. Информация - сообщение, осведомляющее о положении дел, о состоянии чего-нибудь.
Обратите внимание на слово“ осведомляющее ” в определении информации. Что оно означает? Что оно вам говорит?
Осведомиться - справиться о чём-нибудь, узнать что-нибудь новое.
Любое ли сообщение будет информацией?
Информация не просто сообщение, а сообщение, в котором содержатся новые сведения о чём-то. Информация - это то, что мы слышим впервые; какие-то новые сведения; новости науки, культуры, спорта, искусства, политики...
СЛАЙД 4
Ребята, давайте вспомним треугольник “ речевая ситуация”. А вспомнить его компоненты нам поможет стихотворение Роджера Уоддиса:
Лишь пять вещей должны все знать,
И нам язык не враг:
Кому сказать,
О ком сказать,
Когда, и где, и как.
Какой компонент в речевой ситуации будет являться источником информации? (кто) Это, когда данный объект говорит и пишет.
А когда этот же компонент будет являться источником запроса информации? (Это, когда данный объект слышит и читает.)
Давайте подумаем, а где же в нашем риторическом треугольнике отведено место для самой информации? (компонент что)
То, что мы говорим, читаем, пишем и слышим, то, что один человек сообщает другому, -- это и есть информация. Вы видите, что информация занимает в риторическом треугольнике центральное место.
Сейчас мы с вами поработаем над отрывком “ Сказки о попе и работнике его Балде ”. Попробуем описать речевую ситуацию этого отрывка. Мы будем не просто читать отрывок, а посмотрим небольшую инсценировку, которую подготовили по моей просьбе ребята нашего класса.
СЛАЙД 5
А пока они готовятся, давайте вспомним, кто автор этой сказки? (А.С. Пушкин)
Мы с вами не раз сталкивались с его творчеством на уроках чтения и знаем некоторые сведения из его биографии.
Я просила нескольких учеников подготовить небольшие сообщения об А. С. Пушкине. Сейчас мы внимательно прослушаем одно из них. А потом я задам несколько вопросов, касающихся темы сегодняшнего занятия.
Что из данного сообщения явилось для вас информацией? Почему? (потому что мы об этом не знали)
Что не было информацией? Почему? (эти факты его биографии нам известны)
Сообщение получилось информационным?
СЛАЙД 6
Инсценировка учащимися отрывка сказки.
В какой форме представлена нам в этом отрывке “ речевая ситуация” ? (в форме диалога)
СЛАЙД 7
Что такое диалог? Что такое реплика? Сколько участников в нашем диалоге? Кто они?
СЛАЙД 8
В какой реплике содержится запрос информации? (“Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался? ”) Запрос содержится также в ответе попа, который сообщает: “ Нужен мне работник: повар, конюх, плотник. ”
Что является информацией для попа? Где содержится эта информация? (в ответе Балды)
Что ещё сообщает поп Балде? (“Ладно. Не будет нам обоим накладно... ”)
СЛАЙД 9
В этом отрывке нам встретилось слово “ полба”. Как вы понимаете его значение? Посмотрим объяснение его значения в словаре Ожегова.
Полба - злак, особый вид пшеницы с ломким колосом.
Ребята, информация всегда связана с тем, как, каким образом она передаётся.
Для передачи информации используются особые сигналы и некоторые технические средства.
Работа по рисунку учебника с. 135 Одним из сигналов передачи информации являются жесты.
Задание по группам. Каждой группе я предлагаю передать сообщения с помощью жестов.
- У меня всё хорошо.
- Тише, спит ребёнок.
- Выход там.
- Очень громко.
- Не шали!
СЛАЙД 10
Давайте посмотрим на экран и проверим себя.
4) Физкультминутка.
Мы с вами только что говорили, что информацию можно передавать с помощью жестов. Давайте мы немножко отдохнём, а поможет нам в этом физкультминутка, в которой вы передаёте мне информацию с помощью жестов.
Как живёшь? Вот так...
Как даёшь?
Как идёшь?
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как шалишь?
А за партою сидишь?
Кто в данной речевой ситуации является источником информации? (Дети.)
А кто её запрашивает? (Учитель.)
Мы уже говорили об источнике информации, как передаётся информация. А как можно хранить информацию?
Хранить информацию можно различными способами : на бумаге, в виде фотонегатива, на магнитной ленте, на компьютерном диске, в памяти и т.д.
СЛАЙД 11
А как можно передавать информацию? С помощью чего? (по почте, телефону, телеграфу, по радио, через газету... слово....)
Задание 190 в учебнике (коллективно).
Проанализировав сообщения, учащиеся делают вывод, что все эти сообщения состоят из шести слов, но говорится в них о разном :
- болезни отца и необходимости приехать
- о признании в любви
- о приезде и необходимости встретить
Дети читают вывод на стр. 135.
5) Самостоятельная творческая работа.
Попробуйте написать разные по содержанию сообщения, состоящие из 10 слов.
Какое из сообщений не содержит для вас информацию? Почему?
СЛАЙД 12
6) Итог занятия. Рефлексия.
С какими понятиями мы сегодня работали на занятии? Что из материалов занятия вам было известно ранее ? Что вы узнали нового? Что ещё хотели бы узнать?
Ребята, у вас у каждого есть три смайлика. С помощью их оцените свою работу сегодня. Если вы всё поняли и не испытывали никаких трудностей при выполнении заданий, то покажите мне “улыбающийся смайлик”. Если вы совсем ничего не поняли и выполнение заданий было для вас тяжёлым, то покажите “грустный смайлик”. Если вы поняли не всё и выполнение некоторых заданий для было несколько затруднительным, то используйте оставшийся смайлик.
Вы очень хорошо поработали, все молодцы!
СЛАЙД 13
7) Рекомендации для занятий дома.
Ребята, очень скоро в нашей стране будет отмечаться праздник. Какой? (23 февраля “День защитника Отечества”.) Совсем недавно этот праздник имел другое название. Кто знает какое? (“День Советской Армии”). А с 2004 года этот день стал выходным.
К следующему занятию попробуйте подготовить сообщения по теме “ Наша Армия”. Сюда можно включить материал о корнях этого праздника, о воинах современности, о героях войны прошлых лет.
В мае этого года наша страна будет отмечать 69-ую годовщину победы в Великой Отечественной войне. У меня просьба, чтобы были сообщения и о наших земляках, защищавших нашу Родину.
Прослушав ваши сообщения на следующем занятии, мы выделим самую интересную для нас информацию.
Литература.
1. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В.Уроки риторики в школе. М.: Баласс; Ювента, 2008.
2. Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. М.: Баласс; Ювента, 2008.
3. Речь. Речь. Речь. Под редакцией Ладыженской Т.А. - М, 1990.
4. Смелкова З.С. Азбука общения. - Самара, 1994.
5. Бабаев Э.Г. Творчество А.С.Пушкина.- М.,1988.