Цели:
- повторить и закрепить правила сравнения, сложения и вычитания десятичных дробей;
- отработать вычислительные навыки при выполнении действий с дробями;
- навыки сравнения десятичных дробей.
Образовательная задача:
- Закрепление и систематизация знаний по теме, формирование практических и устных навыков выполнения действий с десятичными дробями.
Развивающая задача:
- Развитие внимания, логического мышления, наглядно-образного мышления
Воспитательные задачи:
- Расширение общего кругозора учащихся, воспитание любви к природе, эстетическое воспитание, трудолюбие, аккуратность;
- Формирование навыков групповой, индивидуальной деятельности в сочетании с самостоятельностью учащихся.
Требования к знаниям, умениям и способам деятельности:
овладеть понятиями и умениями, связанными с выполнением действий с десятичными дробями; правильно употреблять термины; уметь сравнивать, складывать и вычитать два числа; упорядочивать в несложных случаях наборы чисел.Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний.Формы работы:
индивидуальная, парная, фронтальнаяОборудование и дидактический материал:
компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной и парной работы учащихся.План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашней работы.
3.Сообщение темы урока.
4. Устная работа.
5. Индивидуальная работа; работа по вариантам.
6.Физминутка.
7. Парная работа учащихся.
8. Работа над задачей.
9. Устная работа (кроссворд)
10. Домашнее задание.
11. Итоги урока.
12. Резервное задание.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Помощники – консультанты проверяют наличие задания на перемене, о результатах сообщают учителю. На проверку тетради собираются учителем в конце урока.
Учитель: Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: “ Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Последуем этому совету, постараемся быть внимательными и старательными, будем “поглощать знания” с большим желанием, они помогут нам быть успешными в дальнейшем.
Сегодня мы продолжаем работу над темой “Действия с десятичными дробями”. (1 слайд)
Давайте повторим, какие действия с десятичными дробями вы на предыдущих уроках научились выполнять? (Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей) (2–4 слайды)
Откроем тетради, подготовим их к работе – запишем дату и тему урока.
Учитель: Учение о дробях всегда считалось трудным.
Со средних веков в немецком языке сохранилась поговорка “попасть в дроби”, равнозначная нашей “попасть в переплет”, что означает попасть в трудное положение. Поэтому задача сегодняшнего урока – доказать, что дроби не смогут поставить нас в трудное положение. Буду рада вашим хорошим ответам.
Устная работа (проводится с помощью компьютерной презентации с проекцией на экран) (5 слайд)
На слайде и ваших информационных листах записаны дроби, под ними буквы.
3,5; 0,375; 110,67; 61,981; 3,6; 3,705; 0,8; 6,19 а у м а ч и д в
- Прочитайте дроби.
- Назовите целую часть второй дроби.
- Назовите дробную часть первой, последней дроби.
- Назовите наименьшую и наибольшую десятичную дробь.
- Повторим правило сравнения десятичных дробей.
В тетрадях расположите дроби в порядке возрастания и проверьте себя, прочитайте напутствие на сегодняшний урок. (Удачи вам) (6 слайд)
Ребята, внимательно послушайте стихотворение – загадку и скажите, о каком времени года в нем говорится? (7слайд)
Пришла, улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Движения полна. Зовут её ... (весна, о весне) (8 слайд)
Правильно о весне. А это значит, что сегодня, на уроке решая задания с десятичными дробями, вы узнаете интересное новое о весне и ее первом месяце – марте.
Когда-то в старину отсчет вели с 1 марта. Март был началом года. С начала первой весенней капели начинался год.
Задание: Название месяца “март” пришло к нам от римлян. Они назвали этот месяц в честь одного из богов. Узнать его имя нам помогут следующие примеры.
Примеры (на карточках):
1)19,3 – 3 =
2) 2,68 + 0,08 =
3) 7,4 + 3,2 =
4) 8,7 – 1 =
5) 0,893 – 0,593 =
6) 9,5 – 4,3 =
7) 12,35 + 2 =
8) 7 + 3,4 =
У вас на столах карточки с ответами. Вы решаете пример в тетради, и карточку с правильным ответом, у кого она есть, прикрепляете на доску. Когда все примеры будут решены правильно, мы узнаем загадочное имя.
(9 – 17 слайды)
Какие правила использовали при выполнении данного задания? (Правила сложения и вычитания десятичных дробей.) Расскажите правило сложения (вычитания) десятичных дробей.
Учитель: Имя бога МАРТИУС. На Руси это название упростили, взяв лишь первые четыре буквы. МАРТИУС – МАРТ. (18 слайд)
С мартом связано много народных примет. В народе говорят: “Март неверен: то плачет, то смеется”. Некоторые дни в марте имеют свои названия. Эти названия мы сейчас узнаем, выполнив задание по вариантам. Решение запишите, пожалуйста, в свои тетради.
1 вариант: Расставьте числа в порядке возрастания.
1,3 | 1,72 | 0,5 | 3,5 | 2,08 | 1,7 | 4,81 | 2,18 | 5,09 |
А | Е | К | Н | Л | П | И | Ь | К |
Ответ: КАПЕЛЬНИК-13 марта, как вы думаете, почему так называется этот день?
13.03 – Капельник. С крыш начинает капать, днем солнце заметно пригревает. Полагают, что в этот день всегда бывает оттепель.
(19 слайд)
2 вариант: Расставьте числа в порядке убывания.
4,20 | 8,14 | 6,17 | 1,2 | 7,05 | 3,85 | 5,8 | 0,9 | 2,78 |
Е | Г | А | И | Р | В | Ч | К | Н |
Ответ: ГРАЧЕВНИК -17 марта (20 слайд)
Действительно, 17 марта в русском народном календаре Грачевник. Отмечается день птиц. (21слайд)
21 марта называют днем весеннего равноденствия. Солнце на небе ровно 12 часов. В этот день на Руси издавна отмечали праздник под названием Жаворонки, верили в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. А в нашем районе в конце марта – в начале апреля отмечают национальный праздник народов ханты и манси “Вороний день”. (22 слайд)
Физминутка. (23 слайд)
Работа над задачей.
Весна — пора, когда оживает природа, расцветают деревья, животные просыпаются после зимней спячки, а птицы прилетают из теплых стран и радуют нас своим пением. Помня о том, что в это время года нашим пернатым друзьям не хватает корма и места для укрытия, люди в начале марта вывешивают на деревьях домики для птиц. Как их называют? (Скворечники). Птицы в скворечнике устраивают гнезда и выводят птенцов. (24 слайд)
Задача 1. (работа в парах). Узнать, на какой высоте нужно прибивать скворечник. Для этого (25 слайд)
1) Из первой строки выберите наименьшее число(1,25)
2) Из второй строки выберите наибольшее число (2,35)
3) Сложите их (1,25+2,35=3,6)
4) К полученному результату прибавьте число из третьей строки, которое не является ни наибольшим, ни наименьшим(3,6+5,4=9), составьте и запишите выражение, посчитайте.
(1, 25 + 2, 35) + 5,4 = 9 (м) – высота. Итак, наш ответ – необходимая высота в метрах.
5,36 1,25 1,945 2,35 2,255 1,999 5,8 5,2 5,4
Мы живем в северном районе, и поэтому весной нашему организму требуются витамины, а где их больше всего? Конечно в овощах и фруктах. (26 слайд)
Задача 2. (Один ученик у доски решает с комментированием, остальные учащиеся решают задачу самостоятельно. Показывается иллюстрация к задаче на слайде)
Яблоко, груша и апельсин вместе имеют массу 0,95 кг. Масса апельсина 360 г, а груша на о, 158 кг легче. Найдите массу яблока. Ответ укажите в килограммах.
1) 360 г = 360/1000 кг = 0,360 кг = 0,36 кг – масса апельсина
2) 0,360 – 0, 158 = 0,202 (кг) – масса груши
3) 0, 360 + 0, 202 = 0, 562 (кг) – масса груши и апельсина
4) 0,950 – 0, 562 =0, 388 (кг) – масса яблока
Ответ: 0, 388 кг.
Учитель: Весной прекращается охота, а со свежей водой приходит рыба, начинается её промысел. Все рыбаки знают, что рыба в это время лучше всего ловится у берегов и особенно там, куда стекает талая вода. Ловят щук, окуней..(27 – 32 слайды)
Задание:
угадайте, какую еще рыбу ловят в это время?- Что можно записать с помощью цифр? (число)
- Результат сложения. (Сумма)
- Самое маленькое двузначное число. (Десять)
- Единица измерения времени. (Час)
- Инструмент для проведения отрезков. (Линейка)
Резервное задание.
Подумайте, где нужно поставить запятые в примерах, чтобы получились верные равенства.
- 32+18 = 5
- 3+108 = 408
- 42+17 = 212
- 736 – 336 = 4
- 63 – 27 = 603
- 57 – 4 = 17
Домашнее задание. Повторить правила и выполнить творческое задание – составить математический кроссворд о перелетных птицах (33 слайд)
Итог урока.
Всё дальше и дальше шагает по Земле март – первая улыбка весны, а наш урок подходит к концу.
- Какую задачу мы ставили на уроке?
- Выполнили мы ее?
- Ребята, какие новые знания вы сегодня приобрели?
- Чем понравился вам сегодняшний урок?
Объявление оценок, с учетом мнения ученика о своей работе на уроке и выполнении самостоятельной работы.
На уроке все хорошо работали. Если у кого-то сегодня не все получалось, нужно еще дома поработать. Спасибо за работу!
Список источников информации.
- Математика. Учебник для 5 класса./Н.Я. Виленкин и др. Издательство “Мнемозина”, Москва 2006.
- Задания для обучения и развития учащихся. Рабочая тетрадь по математике/ Е.Ю. Беленкова, Е.А. Лебединцева. Москва “Интеллект – Центр” 2008
- В помощь учителю. Учебно-методическое пособие./В.В.Выгодская. Москва “ВАКО” 2009.
- https://urok.1sept.ru/