Цель урока:
- познакомить со звуками [д], [д,] и буквами “Д, д”;
- формировать навык правильного, слогового, выразительного, сознательного чтения.
Тип урока: изучение нового материала, накопления фактического материала, его осмысления.
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальные, парные, индивидуальные.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация (POWERPOINT), карточки.
Планируемый результат обучения и формирование УУД:
- Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.
- Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.
- Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Коммуникативные УУД: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль
Элементы современных образовательных технологий:
- Здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание);
- игровые;
- личностно ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
- информационно-коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения;
- проблемное обучение (частично-поисковое).
Ход урока
1. Организационный момент.
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
Сначала садятся те ребята, чьи имена начинаются с гласного звука. Теперь присядут те мальчики и девочки, чьи имена начинаются с твердого согласного, и наконец, те ребята, у кого в начале имени слышится мягкий согласный звук. Все расселись? Хорошо, что всем нашлось место.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями. За работу!
2. Речевая разминка
Упражнения для этапа “подключение к работе”:
Подключаемся к работе:
- Включаем глазки (вращательные движения руками около глаз);
- Включаем ушки (нежное прикосновение к ушам);
- Включаем носики (дотронуться пальчиком до носа);
- Включаем щеки (потереть щечки);
- Включаем губы (дотронуться до губ);
- Включаем мысли (вращательное движение над головой).
- На уроке нам придется много говорить, читать, поэтому надо подготовить свой речевой аппарат. Сделаем зарядку для губ и языка.
Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно
Артикуляционная гимнастика + фонетическая зарядка
1.“Язык путешествует”. Оближи губы, потрогай зубы, достань до нёба, потянись язычком к носу, затем – к подбородку.
2.“Лягушка-квакушка”. Улыбнись. Тяни звук [и]. “Рот до ушей, хоть завязочки пришей”.
3. – змеиный слышен свист - С-С-С
– шуршит опавший лист - Ш-Ш-Ш
– шмели в лесу жужжат - Ж-Ж-Ж
– моторы тарахтят - Р-Р-Р
- Как в дудочку дудят? ду-ду-ду
3. Постановка учебной проблемы. Определение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Ребята, а знаете ли вы, какое знаменательное событие ожидается в нашей стране совсем скоро, в начале нового 2014 года?
Совсем скоро, в начале февраля в городе Сочи состоятся XXII Олимпийские зимние игры. Мы все с нетерпеньем ждем это событие (вывешивается табличка со словом ОЛИМПИАДА).
– Знаете ли вы об истории происхождения этого слова? Слайд 2
Это слово происходит от названия города Олимпия, расположенного в Южной Греции. Первые Олимпийские игры состоялись в 776-м году до н. э.
В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: “Все — в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”
На знаменитых Олимпийских играх состязались в силе и ловкости борцы, бегуны, метатели копий и дисков, кулачные бойцы, прыгуны. Игры проводились один раз в четыре года в самый разгар лета. Олимпийские игры продолжались пять дней. На время игр запрещались войны между враждующими греческими полисами.
С большим волнением и радостью ожидаем эти дни и мы и, конечно, главные помощники – символы Олимпиады.
- Ребята, кто-нибудь из вас знает, какие звери стали символами на Олимпийских играх в городе Сочи?
- Символами на Олимпийских играх в городе Сочи стали белый леопард Барсик, Белый медведь Полюс и Зайка Стрелка. Слайд 3 Белый медведь Полюс имеет такой же покладистый и добрый характер, как и его предшественник – символ Олимпиады-80, он лучший друг детей, дарит им свою заботу и уважение. Полюс ни минуты не может сидеть на месте, обладает настоящим спортивным напором и постоянно стремится к новым спортивным вершинам, демонстрируя силу и волю к победе. Слайд 4 Белый леопард Барсик – сильный, выносливый зверь, который живёт в горах Кавказа. Он знаток горных склонов и отличный альпинист. Охраняет ближайшие селения от непогоды, а в свободное время учит своих друзей кататься на сноуборде. Слайд 5 Активная Зайка успевает всё: заниматься спортом, учиться “на отлично” и помогать маме. Слайд 6-7. И сегодня эти герои вместе с вами будут путешествовать по страницам Букваря и приготовили для вас интересные задания. Слайд 8
- Ребята, посмотрите на доску. На доске слово ОЛИМПИАДА
- Что перед вами: (Слово). Из чего оно состоит? (из букв)
- Разделите их на группы. (Гласные и согласные).
- Все ли буквы мы изучили? (Нет).
- Какая же буква нам не знакома? (Буква Д).
- Какие животные стали символами олимпиады?
- ЛЕОПАРД
- МЕДВЕДЬ
- ЗАЙКА
- Давайте произнесем эти слова и подумаем, в каких из этих слов встречается Звук
/ Д/,/Д,/?
- ЛЕОПАРД
- МЕДВЕДЬ
Попробуйте рассказать нашим гостям, чем сегодня мы будем заниматься, какая у нас тема и цели на уроке. Слайд 9
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки и тема урока - “Звуки [д] [д,] и буква д”
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока, продолжив предложения.
На уроке мы должны
- познакомиться............
- научиться отличать..........
- учиться читать..........
Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой Д и звуками, которые она обозначает. А еще будем учится читать слоги и слова с новой буквой.
4. Открытие нового знания.
1. Знакомство с новыми звуками и буквой д. Работа по Букварю (С. 92)
- Где живёт дятел? (на дереве)
- Что строит дятел? (дупло)
- Назовите все предметы. Что общего в этих словах?
Дятел, дом, дерево, дупло. Все слова начинаются со звуков [д] [д,].
Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки.
Дом
Слайд 10
Что видите на картинке? Произнесите слово - дом, сделайте звукобуквенный анализ этого слова. Работа в паре. Проверка. - Какой первый звук услышали в этом слове? Что о нем можете сказать? - Звук [д] согласный, твердый, звонкий.
Дятел
Слайд 11
Что видите на картинке? Произнесите слово – дятел, сделайте звукобуквенный анализ этого слова. Работа в паре. Проверка.
Какой первый звук услышали в этом слове? Что о нем можете сказать? - Звук [д'] согласный, звонкий, мягкий.
Вывод: Звуки [д] [д,] согласные, потому что произносятся с трудом, они звонкие, потому что произносятся с голосом и шумом, в словах бывают твердыми и мягкими.
Слайд 12-13 (Звуковичок)
- Какой буквой обозначим звуки [д], [д']?
Слайд14. (Буква д).
- На что похожа буква д?
Это домик – буква Д
В домике окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке – кошка.
5. Физминутка. Слайд 15
Игра "Узнай звук" (При указании на слова, в которых есть звук /д/, дети приседают и встают, если этого звука в слове нет - ученики повора чиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками.)
Дело, котёнок, дудочка, вертолёт, подружка, ромашка, озеро, радость, гвоздика, лягушка, дым.
6. Первичное закрепление. Работа по Букварю (дифференцированный подход)
Чтение и анализ слогов.
Ваша задача – научиться читать слоги с новой буквой.
Чтение слогов про себя
- Прочитайте слоги, которые начинаются с гласного звука
- Прочитайте слоги, которые начинаются с согласного твёрдого звука
- Прочитайте слоги с гласной буквой а с вопросительной интонацией, а слоги с гласной буквой о с восклицательной интонацией хором.
- Дополните до слова: слог До - домик, дождь, дорога, доктор
Чтение столбиков слов.
Прочитать столбики про себя.
1 столбик
- В каких словах все согласные звонкие?
- В каком слове есть опасное место?
2 столбик
3 столбик
- Какое слово лишнее?
Работа над лексическим значением слова
4 столбик
- Как вы понимаете значение этих слов?
Дар
дарит
подарит
подарок
- Можно ли их назвать родственными? Почему?
- В них есть общий смысл и одинаковая часть – корень.
5 столбик
Прочитайте слова. Какая часть слова делает его ласковым, придает уменьшительно-ласкательное значение? (суффикс –ушк-)
Образуйте слова с уменьшительно-ласкательным значением от слов: Слайд 16-17
ЗИМА – зимУШКа
РЕКА – речУШКа
ГОЛОВА – головУШКа
Физминутка “По дорожке”
По дорожке, по дорожке
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
Работа по развитию речи уч-ся. Работа с текстом.
- Внимательно рассмотрите картинки и записи к ним. Скажите, что перед нами?
Почему в центре стоит вопросительный знак?
- Это предложения. Можно ли их назвать текстом? Почему? (Связаны по смыслу, идут по порядку, можно озаглавить)
А название к нашему тексту придумаем, когда составим предложения и прочитаем текст.
- Как называются слова, выделенные голубым шрифтом? (предлоги)
- Для чего они нужны? (связывают слова в предложении)
- Как озаглавим текст? (варианты ответов)
7. Физминутка Слайд 18-20
Зарядка для глаз по схеме зрительно-двигательных траекторий.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Наши друзья – медвежонок Полюс, леопард Барсик и Зайка внимательно наблюдали за вашей работой и остались вами довольны. Пришли они к вам не с пустыми руками.
1). – Медвежонок Полюс принес конверт с картинками. Предлагаю вам рассмотреть картинки из конверта (с изображением дерева, звезды, девочки, тетради, радуги и лебедя) и выполнить следующие задания:
Ребята 1-й группы выбирают и показывают карточки со словами, в которых буква Д находится в начале слова, ребята 2-й группы - со словами, в которых буква Д находится в середине слова, ребята 3-й группы - со словами, в которых буква Д находится на конце слова
2). Активная Зайка тоже приготовила для вас задание. Слайд 21
Подберите схему к словам: дело, сады
Проверка. Слайд 22
3). – Как вы думаете, какое задание подготовил для вас Барсик?
- А леопард Барсик просит вас поработать в парах и составить как можно больше новых слов из данных слогов: Слайд 23
ВЕРБ ДОГ
БУЛЬ ДА
БЕ ЛЮД
ДОБ БЫ
ДУ БА
БОРЬ РО
Проверка. Слайд 24
9. Первичное закрепление. Работа по карточкам. Разноуровневые задания.
- Сейчас вы сами побываете в роли учителя и попробуете оценить свои силы. (Каждый ученик получает карточку с заданиями.) Перед вами карточка. На ней задания двух уровней. Первый уровень для тех ребят, кто хорошо понял тему, и уверен, что справится с этим заданием. Второй уровень для ребят, которым ещё нужна тренировка. Выберите себе задание, которое вам подходит по сложности.
Карточка. Слайд 25
1 уровень
Сделайте звуко-буквенный анализ слова подарок. Составьте предложение с этим словом.
2 уровень.
Найдите слово, соответствующее схеме, соедините их линией
6 б., 6 зв.
Ведро дорога дверь
10. Итог урока
- Вернемся мысленно к началу урока. Вспомним, какие цели мы поставили для себя. Достигли ли мы этих целей? Выполнили ли мы поставленные задачи?
11. Рефлексия.
- С каким настроением заканчиваем наш урок?
Дети прикрепляют к доске знаки:
? – если не всё понятно, требуется помощь учителя;
! - если всё понял, было интересно! Слайд 26