Урок-КВН по русскому языку в рамках проведения "Недели русского языка". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • прививать любовь к родному языку;
  • закреплять знания и умения, полученные на уроках.

Оборудование:

  • эмблемы для каждого члена команды;
  • большая эмблема для каждой команды;
  • карточка со словами;
  • карточки с иллюстрациями к пословицам;
  • ребусы;
  • фонограмма к песне В.Шаинского «Улыбка».

1. Вступительное слово ведущего

«Учите русский язык –
Годы к ряду,
С душой,
Усердием,
С умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда в нём самом». (Сабир Абдулла)

2. Приветствие команд (название команды, девиз, приветствие соперникам, жюри)

3. Разминка. Закончи пословицу.

Всякому мила ……….. (своя сторона)

Терпение и труд……….. ( всё перетрут)

Декабрь год кончает……… (а зиму начинает)

Соловья баснями ………… (не кормят)

Куй железо пока …….. (горячо)

Где труд, ……….. (там и счастье)

Труд кормит, а ……… (лень портит)

Маленькое дело лучше ….. (большого безделья)

Не имей сто рублей, а ………. (имей сто друзей)

Чай пить - ……………. (не дрова рубить)

 Делу время- ………. (потехе час)

По одёжке встречают ……. (по уму провожают)

4. Конкурс « Весёлые картинки»

 Какие фразеологизмы изображены на рисунках?

Что они обозначают?

Как курица лапой (писать некрасиво, неразборчиво, иметь плохой почерк)

Брать быка за рога (смело, энергично, начинать с самого главного, важного)

Сесть в лужу (оказаться в глупом положении, потерпеть неудачу)

5. Конкурс «Отгадай ребусы». Работа с залом (ребусы)

Гроза (г + роза)

Мель (м + ель)

Шутка (ш + утка)

Родина (р + 1 + а)

Стриж ( с + 3 + ж)

Год (код)

6. Сделать транскрипцию слова

2 «а» - белка [б̕элка] 2 «б» - берёза [б̕ир̕оза] 2 «в» - рябина [р̕иб̕на]

          воробей [вараб̕эй̕]       соловей [салав̕эй̕]         поляна [пал̕ана]

Зал. Игра « Звуки по мягкости – твёрдости»

[к̕] - [к] [ж] - …

[р̕] - [р] [л] - [л̕]

[б̕] - [б] [н] - [н̕]

[в̕] - [в] [ф] - [ф̕]

[м̕] - [м] [ш] - …

7. Составить модель слова

Зал. Игра.

1) Если папа – гусь, то сын – гусёнок. А мама?

А) гусиха; Б) гусица; В) гусятина; Г) гусыня.

2) Кто из них не музыкант?

А) пианист; Б) гармонист; В) баянист; Г) флейтист; Д) трубочист.

3) Косте подарили щенка. Как Костя увидел его, так сразу и назвал Бубликом. Какой хвост у Бублика?

А) трубой; Б) прутом; В) свисающий; Г) обрубленный; Д) колечком.

4) Какого языка не существует?

А) немецкого; Б) французского; В) турецкого; Г) грецкого; Д) итальянского.

5) Существует такое шуточное правило: если в названии месяца есть буква «р» (например, январь), то в этом месяце сидеть на голой земле нельзя, иначе простудишься. А сколько в году месяцев, когда по этому правилу на земле сидеть можно?

А) один; Б) два; В) три; Г) четыре; Д) пять.

6). Даны названия частей слова из старого учебника правописания: корень, представка, суффикс, окончание. Какая из них теперь носит другое название?

А) корень; Б) представка; В) суффикс; Г) окончание; Д) все части слова так и называются до сих пор.

7) Какое из этих слов по смыслу сильно отличается от остальных?

А) очки; Б) бинокль; В) микроскоп; Г) наушники; Д) лупа.

8. Звуко-буквенный анализ слова

2 «а» - Яша – 3 б., 4 зв., 2 гл., 2 слога, 1 согл.

2 «б» - яма – 3 б., 4 зв., 2 гл., 2 слога, 1 согл.

2 «в» - Юля 3 б., 4з в., 2 гл., 2 слога, 1 согл.

Зал. Когда так говорят?

«На лбу у него написано» - всё ясно по выражению лица.

«На широкую ногу жить» - жить богато, не считая денег.

«Очки втирать» - надувать, обманывать.

«Перемывать косточки» - сплетничать, злословить, судачить о чём-то.

«Семь пятниц на неделе» - это образное выражение человеческого непостоянства. Так говорят о том, кто часто меняет решение, постоянно отступает от своего слова, не выполняет обещаний, т.е. о человеке на которого нельзя положиться и которому нельзя доверять.

«Шарашкина контора» - контора жуликов, обманщиков.

«Шиворот навыворот» - наоборот сделать, перепутать.

«Уйти несолоно хлебавши» - остаться неудовлетворённым, не получить того, на что рассчитывал.

«Разделать под орех» - разругать, раскритиковать.

9. Конкурс капитанов. Когда так говорят?

2 «а» - «Нос картошкой» - широкий, толстый книзу.

2 «б» - «Дрожит как осиновый лист» - о трусливом человеке.

2 «в» - «Как огурчик» - о здоровом, румяном человеке.

Болельщикам - «Картошка в мундире» - сваренный в кожуре.

10. Словарный диктант

Город, корова, ворона, карандаш, ученик, машина, ветер, пальто, кино, берёза, дорога, тетрадь.

11. Домашнее задание. Грамматическая сказка.

12. Итоги конкурса. Награждение победителей.

Наш КВН подошёл к концу. Жюри подвело итог, но независимо оттого, кто победил, помните, русский язык – могучий, правдивый и свободный язык. Язык межнациональ-ного общения. Любите и берегите его!

Изучение языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли.

Своеобразным заветом всем последующим поколениям звучат слова И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин!

Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!».

Приложение