Цели:
- прививать любовь к родному языку;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках.
Оборудование:
- эмблемы для каждого члена команды;
- большая эмблема для каждой команды;
- карточка со словами;
- карточки с иллюстрациями к пословицам;
- ребусы;
- фонограмма к песне В.Шаинского «Улыбка».
1. Вступительное слово ведущего
«Учите русский язык –
Годы к ряду,
С душой,
Усердием,
С умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда в нём самом». (Сабир Абдулла)
2. Приветствие команд (название команды, девиз, приветствие соперникам, жюри)
3. Разминка. Закончи пословицу.
Всякому мила ……….. (своя сторона)
Терпение и труд……….. ( всё перетрут)
Декабрь год кончает……… (а зиму начинает)
Соловья баснями ………… (не кормят)
Куй железо пока …….. (горячо)
Где труд, ……….. (там и счастье)
Труд кормит, а ……… (лень портит)
Маленькое дело лучше ….. (большого безделья)
Не имей сто рублей, а ………. (имей сто друзей)
Чай пить - ……………. (не дрова рубить)
Делу время- ………. (потехе час)
По одёжке встречают ……. (по уму провожают)
4. Конкурс « Весёлые картинки»
Какие фразеологизмы изображены на рисунках?
Что они обозначают?
Как курица лапой (писать некрасиво, неразборчиво, иметь плохой почерк)
Брать быка за рога (смело, энергично, начинать с самого главного, важного)
Сесть в лужу (оказаться в глупом положении, потерпеть неудачу)
5. Конкурс «Отгадай ребусы». Работа с залом (ребусы)
Гроза (г + роза)
Мель (м + ель)
Шутка (ш + утка)
Родина (р + 1 + а)
Стриж ( с + 3 + ж)
Год (код)
6. Сделать транскрипцию слова
2 «а» - белка [б̕элка] 2 «б» - берёза [б̕ир̕оза] 2 «в» - рябина [р̕иб̕на]
воробей [вараб̕эй̕] соловей [салав̕эй̕] поляна [пал̕ана]
Зал. Игра « Звуки по мягкости – твёрдости»
[к̕] - [к] [ж] - …
[р̕] - [р] [л] - [л̕]
[б̕] - [б] [н] - [н̕]
[в̕] - [в] [ф] - [ф̕]
[м̕] - [м] [ш] - …
7. Составить модель слова
Зал. Игра.
1) Если папа – гусь, то сын – гусёнок. А мама?
А) гусиха; Б) гусица; В) гусятина; Г) гусыня.
2) Кто из них не музыкант?
А) пианист; Б) гармонист; В) баянист; Г) флейтист; Д) трубочист.
3) Косте подарили щенка. Как Костя увидел его, так сразу и назвал Бубликом. Какой хвост у Бублика?
А) трубой; Б) прутом; В) свисающий; Г) обрубленный; Д) колечком.
4) Какого языка не существует?
А) немецкого; Б) французского; В) турецкого; Г) грецкого; Д) итальянского.
5) Существует такое шуточное правило: если в названии месяца есть буква «р» (например, январь), то в этом месяце сидеть на голой земле нельзя, иначе простудишься. А сколько в году месяцев, когда по этому правилу на земле сидеть можно?
А) один; Б) два; В) три; Г) четыре; Д) пять.
6). Даны названия частей слова из старого учебника правописания: корень, представка, суффикс, окончание. Какая из них теперь носит другое название?
А) корень; Б) представка; В) суффикс; Г) окончание; Д) все части слова так и называются до сих пор.
7) Какое из этих слов по смыслу сильно отличается от остальных?
А) очки; Б) бинокль; В) микроскоп; Г) наушники; Д) лупа.
8. Звуко-буквенный анализ слова
2 «а» - Яша – 3 б., 4 зв., 2 гл., 2 слога, 1 согл.
2 «б» - яма – 3 б., 4 зв., 2 гл., 2 слога, 1 согл.
2 «в» - Юля 3 б., 4з в., 2 гл., 2 слога, 1 согл.
Зал. Когда так говорят?
«На лбу у него написано» - всё ясно по выражению лица.
«На широкую ногу жить» - жить богато, не считая денег.
«Очки втирать» - надувать, обманывать.
«Перемывать косточки» - сплетничать, злословить, судачить о чём-то.
«Семь пятниц на неделе» - это образное выражение человеческого непостоянства. Так говорят о том, кто часто меняет решение, постоянно отступает от своего слова, не выполняет обещаний, т.е. о человеке на которого нельзя положиться и которому нельзя доверять.
«Шарашкина контора» - контора жуликов, обманщиков.
«Шиворот навыворот» - наоборот сделать, перепутать.
«Уйти несолоно хлебавши» - остаться неудовлетворённым, не получить того, на что рассчитывал.
«Разделать под орех» - разругать, раскритиковать.
9. Конкурс капитанов. Когда так говорят?
2 «а» - «Нос картошкой» - широкий, толстый книзу.
2 «б» - «Дрожит как осиновый лист» - о трусливом человеке.
2 «в» - «Как огурчик» - о здоровом, румяном человеке.
Болельщикам - «Картошка в мундире» - сваренный в кожуре.
10. Словарный диктант
Город, корова, ворона, карандаш, ученик, машина, ветер, пальто, кино, берёза, дорога, тетрадь.
11. Домашнее задание. Грамматическая сказка.
12. Итоги конкурса. Награждение победителей.
Наш КВН подошёл к концу. Жюри подвело итог, но независимо оттого, кто победил, помните, русский язык – могучий, правдивый и свободный язык. Язык межнациональ-ного общения. Любите и берегите его!
Изучение языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли.
Своеобразным заветом всем последующим поколениям звучат слова И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин!
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!».