Личностно ориентированный подход к изучению органической химии

Разделы: Общепедагогические технологии


“Наука должна быть весёлая, увлекательная и простая.
Таковыми же должны быть и учёные”.
Пётр Капица

Общие тенденции развития образования включают в себя не только значительное расширение сферы различных компетенций учащихся, но и повышение их культуры, максимальное развитие их способностей, творческого потенциала и индивидуальности. Одной из главных составляющих педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и учащихся. Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения даёт наиболее эффективный результат.

Урок – это очень сложный психолого-педагогический процесс. С точки зрения личностно-ориентированной технологии, урок – это произведение учительского творчества. На подготовку таких уроков затрачивается очень много энергии и времени. Но все затраты стоят того, чтобы увидеть в глазах учащихся радостные искорки счастья: “Да, я понял!”. Во время такой творческой работы рождается взаимопонимание учителя и ученика, и естественно, интерес к предмету.

С предметом органическая химия учащиеся кратко знакомятся в 9 классе и затем изучают подробно в 10 классе. Органическая химия – это наука о веществах, составляющих организмы животных, растений, человека; это наука об образовании этих веществ из неорганических, о тех изменениях, которые происходят с веществом в организмах и лежат в основе развития живой природы. Из выше сказанного следует, что наука эта очень интересная, но как показывает опыт, многие учащиеся испытывают перед ней страх. Она представляется им, как очень образно выразил Вёлер в письме к Берцелиусу в 1835 году “дремучим лесом, полным удивительных вещей, безграничной чащей, из которой нельзя выбраться, куда не осмеливаешься проникнуть”. Учитель должен доказать обратное, что это очень увлекательная наука, но на первых порах не такая простая. Шаг за шагом учитель должен стараться сделать эту науку для учащихся яркой, понятной и любимой. В результате приложенных усилий страх исчезнет и возникнет интерес и любопытство. Ведь именно с любопытства и начинаются процессы познания и мышления.

Мышление всегда начинается с вопроса, требующего разрешения. Поэтому, чтобы возбудить мысль учащихся, перед ними необходимо поставить познавательную задачу.

Но, прежде всего, учитель ставит эту познавательную задачу самому себе – как донести до учащихся информацию, как построить объяснение так, чтобы стало всё понятно. На помощь как раз и придёт личностно-ориентированная технология обучения.

В каждой науке для передачи информации используется свой язык. Поэтому логично, прежде всего, изучить язык новой науки. Необходимо заметить, что в неорганической химии язык науки выражает преимущественно состав вещества и изменение его в процессе химических превращений, в органической же химии, кроме состава ещё и порядок соединения атомов в пространстве, и электронный характер химических связей. Язык органической химии является более сложным, но, несомненно, интересным. Данный факт ни у кого не может вызвать сомнений. Владение химическим языком необходимо для успешного изучения науки, и, одновременно является показателем успехов в усвоении предмета.

Поскольку языком органической химии являются структурные формулы, необходимо объяснить принцип построения формул и правила их названия.

Целесообразно сообщить учащимся о том, что органических соединений насчитывается более 27 млн., поэтому есть смысл их классифицировать и знать правила их названий. Далее необходимо сообщить, что одной из особенностей органических соединений является то, что существует несколько способов их названия, т.е. номенклатур. В настоящее время используются правила, выработанные Международным союзом по чистой и прикладной химии (IUPAC). Однако правила IUPAC позволяют употреблять названия органических соединений на основе тривиальной и рациональной номенклатур.

Цель данной статьи-презентации состоит в том, чтобы показать, как, используя личностно-ориентированную технологию, можно достаточно легко изучить и понять классификацию органических соединений и их номенклатуру IUPAC. За основу я взяла идею из книги Е.П. Сгибневой, А.В. Скачкова “Современные открытые уроки химии 8-9 классы”. Мне хотелось бы, чтобы каждый учитель химии, ознакомившись с моей статьёй-презентацией, взял её на вооружение, внёс какие-то свои предложения. Это будет означать, что органическая химия для учащихся уже не будет представляться “дремучим лесом”.

Теперь можно приступить к самому главному – созданию “Волшебных рук”. Здесь нужно сказать, что первая группа изучаемых органических соединений – это углеводороды. Будет более правильно охватить все классы углеводородов, чтобы появилась целостная картинка.

Итак, предлагаем учащимся нарисовать свои руки (слайд 2). Презентация 1

Над руками пишем определение углеводородов и нумеруем пальчики от 1 до 10 (слайд 3).

Необходимо пояснить, что в основе названий углеводородов лежат названия греческих числительных. Предлагаем под каждой цифрой написать её греческое название (слайд 4).

Теперь можно приступить непосредственно к классификации углеводородов. Используем номенклатуру (IUPAC). Углеводороды классифицируем по следующим признакам: класс, общая формула, вид связи между атомами углерода, тип гибридизации, суффикс в названии.

Делим обе руки на пять колонок, каждой колонке даём название (слайд 5).

Теперь приступаем непосредственно к обсуждению каждого класса углеводородов. Постепенно наши руки становятся волшебными, поскольку заполняются очень ценной информацией (слайд 6).

Очень важно, чтобы полученная информация усвоилась, знания закрепились. Для этого в конце урока можно предложить учащимся немного потренироваться: назвать 10 алканов; произнести формулы алкенов; составить формулы и назвать алкины.

В начале следующего урока для отработки полученных умений и навыков (компетенций) можно поиграть. Я придумала такую игру “Верите - не верите” (слайд 7).

Можно ещё провести блиц “Верно ли, что…” (слайд 8).

Учитель не должен забывать о таком важном понятии как радикал. Необходимо объяснить, что радикал – это часть молекулы, он может вступать в реакции, но эти реакции не будут специфическими для данного класса углеводородов.

Используя “Волшебные руки”, можно объяснить явление гомологии, пояснить, какие вещества являются гомологами. Для закрепления данного понятия можно предложить составить гомологические ряды углеводородов (вариант домашнего задания).

Совершенно естественно, что при дальнейшем подробном изучении каждого класса углеводородов язык органической химии, т.е. умение составлять структурные формулы и умение называть вещества, будут совершенствоваться.

Следующая группа соединений, которую предстоит изучить – это кислородсодержащие органические соединения. И опять целесообразно дать полную картину того, что предстоит изучать. Поэтому нужно применить такой же подход к её изучению. Все учащиеся без исключения, (с большим удовольствием) опять нарисуют свои руки, пронумеруют пальчики, напишут греческое произношение числительных (слайд 2).

Затем в руках делаем таблицу, содержащую четыре колонки: класс, общая формула, суффикс, функциональная группа (слайд 3).

Далее идёт обсуждение кислородсодержащих соединений, в ходе которого постепенно наши руки становятся ещё более волшебными, ведь они заполняются необходимой информацией.

При этом учитель поясняет, что каждый класс кислородсодержащих соединений характеризует не только общая формула, а ещё и функциональная группа (в отличие от углеводородов). Необходимо пояснить, что функциональная группа характеризует химические свойства кислородсодержащих соединений, но не всегда, поскольку, их свойства может определять и радикал (слайд 4).

Для закрепления полученных первичных знаний можно предложить выполнить задание “Куча мала” (слайд 5).

Такой оригинальный подход делает процесс изучения новой науки интересным, увлекательным, учит учащиеся логически мыслить, и, вследствие этого понимать и осмысливать полученные знания и правильно их использовать. Как опять же показывает опыт, эти “Волшебные руки” впоследствии наполняются ещё информацией, (причём эту информацию вносят сами учащиеся) и используются ими в течение продолжительного времени. Достигается определённый успех в изучении науки органической химии. Она становится любимой наукой!

Презентация 2