Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей о зиме; упражнять в образовании прилагательных от существительных, подбирать однокоренные слова; упражнять в составлении рассказов по схеме; активизировать словарь по данной теме; вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами поэзии, музыки и изобразительного искусства, развивать воображение; воспитывать интерес к коллективной работе; закрепить умение рисовать снежинки разными способами (длинными штрихами, методом тычка, разбрызгиванием, примакиванием, концом кисти).
Материал: тонированные листы бумаги, белая гуашь, кисти, ватные палочки, музыкальные отрывки из произведений Чайковского (“Времена года” - “Декабрь”, “Масленица”), Свиридова (“Метель”), снежинка - Искринка, портреты снежинок, схемы для рассказывания, снежинки для танца.
Ход урока
Воспитатель загадывает загадку детям:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
- Что выпадает зимой? (Снег)
- Если зимой много снега, то зима какая? (Снежная)
- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (Морозная)
- Если часто метет метель, то зима какая? (Метельная)
- Если часто гуляет вьюга, то зима какая? (Вьюжная)
- Если на улице стужа, то зима какая? (Студеная)
Вот как много слов мы придумали о зиме.
Давайте поиграем в игру “Зимние слова”. (Дети хлопают в ладоши, если слышат слова, связанные с зимой)
Снежинка, жара, снеговик, листопад, снегурочка, загорать, снегопад, ягоды, снегирь, снежки, снегоход.
- Что общего вы услышали в этих словах? (Снег, снеж)
- Все эти слова образованы от слова снег. Это слова – родственники.
- Как вы думаете, что такое снег? (Замерзшая вода)
- Сейчас вы послушаете стихотворение и скажите о чем оно.
Ребенок читает стихотворение:
- Белая, узорная звездочка-малютка
Ты слети мне на руку
Посиди минутку
Покружилась звездочка
В воздухе немножко
Села и растаяла на моей ладошке. (О снежинке)
- Из чего состоят снежинки? (Из лучиков, кристалликов)
- Если рассмотреть снежинки, то можно увидеть, что все они разные, потому, что кристаллики воды неравномерно примерзают друг к другу. (Показ)
- Как вы думаете, где живут снежинки? (На тучке)
В огромной синей туче, которая летала над лесами и полями, городами и дорогами жили-были снежинки. И у каждой снежинки была своя семья. Они резвились, играли, водили хороводы. У каждой снежинки была своя мечта: одной хотелось опуститься на ель в лесу и увидеть как зимуют звери, другая мечтала опуститься на крышу дома, подружиться с котами и синицами. Снежинке по имени Искринка очень хотелось прилететь к нам в детский сад и познакомиться с ребятами. И сегодня ее мечта сбылась. (Появляется снежинка)
- Как вы думаете, почему ее зовут Искринка? (Потому что снежинка искристая)
Ребенок читает стихотворение:
Раз шажок, два шажок
Под ногой скрипит снежок
На шнурке ботинка
Звездочка-снежинка
Я возьму ее рукой -
Нет снежинки никакой
А на рукавице-
Капелька водицы.
- Представьте, что вам на ладошку приземлилась снежинка. Какая она? (Пушистая, холодная, тонкая, серебристая, нежная, загадочная, хрустящая.)
- Что же делают эти легкие снежинки? (Летают, падают, блестят, сверкают, тают…)
Игровое упражнение “Снежок”
Посмотрите, как блестит,
Под ногами он хрустит.
Беленький снежок,
Легкий, как пушок.
Дует, дует ветерок,
И летит, летит снежок,
Закружился, заблестел,
Над полянкой полетел.
А потом на землю пал,
До весны там пролежал.
- Снежинка - Искринка очень любит слушать сказки. Пусть она посидит и послушает детей.
Пересказ детьми сказки по схеме.
Cказка про Снежка и Снежинку
В одном красивом доме сидел на подоконнике котенок по имени Снежок и смотрел в окно. А снежинки все кружились и кружились за окном. Вдруг ветер, сильно дунул, и форточка открылась: на подоконник посыпались снежинки. Котенок увидел, что снежинки начали превращаться в капельки воды, и только одна блестела в белой лапке. Снежинка была грустной.
На улице так же весело кружились снежинки подружки.
- Хочешь, я тебя отнесу обратно? – спросил Снежок.
- Да! Очень – обрадовалась Снежинка.
Снежок потихоньку посадил снежинку на свой хвостик и побежал к окну. Он высунул хвостик наружу: “Лети!” Снежинка полетела к своим подружкам. Снежок наблюдал за танцем маленьких снежинок. Он все смотрел, смотрел и уснул.
А во сне он увидел, что стал большой белой пушистой снежинкой и танцевал со всеми снежинками.
- Сейчас девочки покажут танец, который Снежок увидел во сне.
Танец снежинок (исполняют девочки)
Снежинка хочет познакомить нас со своей семьей. Она принесла фотографии и хочет, чтобы мы угадали, где чей портрет.
- Каков характер у снежинки?
- Какой из “портретов” подходит для снежинки, на ваш взгляд?
Уточняется способ рисования. В случае рисования осуществляется показ воспитателем.
Далее следует поиск брата снежинки.
- Как вы думаете, он старше или младше снежинки?
- Каков у него характер?
- А куда он хотел приземлиться?
Воспитатель, обобщая высказывания детей, создает как вариант портрет озорного братца, колкого, ершистого по характеру, поэтому и движения его резкие, колючие. И когда он со своими друзьями отправляется в путешествие из снежного облака на “Землю”, у нас идет мелкий, как крупа, снег.
Идет выбор портрета, уточнение способов изображения (ватными палочками мелкие, частые точки).
Проводится аналогичная работа над портретами мамы, бабушки, дедушки.
Мама - ласковая, нежная, пушистая, мягкая. Тихая, спокойная погода. Снег не спеша большими хлопьями ложится на деревья, прохожих (рисуем сухой кистью способом тычка). Или объединяем несколько точек воедино концом кисти.
Папа строгий, деловой. Идет снегопад, в котором как бы прослеживается определенный ритм. Рисование всем ворсом, способом примакивания, штрихи ложатся в определенном направлении.
Бабушка – добрая, ласковая, но забывчивая, стала “варить снежную кашу для внучат” но захлопоталась “снежное молоко” убежало – началась метель. (Рисование концом кисти и всем ворсом хаотичных, беспорядочных точек, мелких штрихов, мазков.
Дедушка – добрый, обычно спокойный, но иногда может сильно рассердиться на проказы своего внука. И если брат снежинки вовремя не угомонится, не успокоится, дедушка может и разбушеваться, тогда начинается буран. (Рисование концом кисти длинных, наклонных линий – штрихов, местами штрихи переходят в спираль, как образуя завихрения, почти сплошная белая пелена)
После подбора портретов снежинка предлагает послушать и угадать “голоса” своих родственников, звучат отрывки музыкальных произведений.
Снежинка загадочно улыбается: “Я пришла к вам не с пустыми руками, а захватила с собой кусочек снегового облака, которое поможет вам нарисовать портрет моей снежной семьи.
Пальчиковая игра-массаж
Пальчик – мальчик, где ты был,
Где ты с братцами ходил?
- С этим я в снегу валялся,
- С этим с горочки катался,
- С этим по лесу гулял,
- С этим я в снежки играл.
Все мы пальчики – друзья,
Где они – там и я!
Дети коллективно рисуют семью снежинок.
По завершению дети комментируют созданные ими портреты.