Методическая разработка модульного урока по теме "Почвы Санкт-Петербурга и Ленинградской области". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


УЭ-1

Общая цель урока. 2 мин.

Интегрирующая цель: выяснить условия образования и основные свойства почв Санкт- Петербурга и Ленинградской области, познакомиться с наиболее распространенными типами почв и путями их бережного использования, уметь объяснять возможность использования почвенных ресурсов нашей местности; прогнозировать последствия влияния человеческой деятельности на элементы природы: почвы, растительный и животный мир.

УЭ-2

Входной контроль. 7 мин.

Цель: называть или показывать основные типы почв по карте своего региона, районы их распространения, приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов.

УЭ-3

Изучение нового материала. 20 мин.

“Почва - не мертвая порода, она живет, развивается и в зависимости от условий, от действий человека может процветать либо медленно умирать”.

Цель: закрепить знания о почвообразующих факторах, основных свойствах почв на примере своего города - Санкт-Петербурга.

Задание №1

Вспомни компоненты природы, оказывающие влияние на формирование почвы. 

Задание №2

Прочитай фрагмент темы: “Почвы Санкт-Петербурга” в учебном пособии 8 класса на стр.31-32, и составь краткую характеристику типов почв в виде таблицы.  “Тип почвы, условие образования и свойства почв”.

Задание № 3

Составить диаграмму: “Соотношение основных типов почв в Санкт-Петербурге и Ленинградской области”.

УЭ-4

Задание №4

Цель: установить причинно-следственные связи между почвами, растительностью и рельефом Санкт-Петербурга (в виде схем или логической цепочки по выбору учащихся).

УЭ-5

Задание № 5

Выясните значение почвы в твоей жизни на примере своей местности (нашего города).

Цель. Почему необходимо охранять почву?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы:

1. Оцени значимость почв своей местности лично для тебя? Для промышленности и сельского хозяйства твоего региона?

2. Назови причины эрозионных процессов почвы. Предложи пути решения проблемы.

3. Какие виды мелиоративных работ проводятся на территории города и области?

УЭ-6

Выход на контроль.

Тест и взаимопроверка

Выставление оценок за урок

Домашнее задание. Разработайте план, позволяющий сохранить и преумножить почвенные ресурсы своей местности.

Составь синквейн по теме:

“Почвы нашего города” или кроссворд “Интересные растения и животные почв Санкт-Петербурга” (по выбору учащихся).

Релаксация. Что ты узнал нового? Чтобы хотелось выполнить еще раз?

Что сделать по-другому?

Вырази свое настроение на уроке символом!

Приложение. (Рук-во по изучению учебного материала)