УЭ-1
Общая цель урока. 2 мин.
Интегрирующая цель: выяснить условия образования и основные свойства почв Санкт- Петербурга и Ленинградской области, познакомиться с наиболее распространенными типами почв и путями их бережного использования, уметь объяснять возможность использования почвенных ресурсов нашей местности; прогнозировать последствия влияния человеческой деятельности на элементы природы: почвы, растительный и животный мир.
УЭ-2
Входной контроль. 7 мин.
Цель: называть или показывать основные типы почв по карте своего региона, районы их распространения, приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов.
УЭ-3
Изучение нового материала. 20 мин.
“Почва - не мертвая порода, она живет, развивается и в зависимости от условий, от действий человека может процветать либо медленно умирать”.
Цель: закрепить знания о почвообразующих факторах, основных свойствах почв на примере своего города - Санкт-Петербурга.
Задание №1
Вспомни компоненты природы, оказывающие влияние на формирование почвы.
Задание №2
Прочитай фрагмент темы: “Почвы Санкт-Петербурга” в учебном пособии 8 класса на стр.31-32, и составь краткую характеристику типов почв в виде таблицы. “Тип почвы, условие образования и свойства почв”.
Задание № 3
Составить диаграмму: “Соотношение основных типов почв в Санкт-Петербурге и Ленинградской области”.
УЭ-4
Задание №4
Цель: установить причинно-следственные связи между почвами, растительностью и рельефом Санкт-Петербурга (в виде схем или логической цепочки по выбору учащихся).
УЭ-5
Задание № 5
Выясните значение почвы в твоей жизни на примере своей местности (нашего города).
Цель. Почему необходимо охранять почву?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы:
1. Оцени значимость почв своей местности лично для тебя? Для промышленности и сельского хозяйства твоего региона?
2. Назови причины эрозионных процессов почвы. Предложи пути решения проблемы.
3. Какие виды мелиоративных работ проводятся на территории города и области?
УЭ-6
Выход на контроль.
Тест и взаимопроверка
Выставление оценок за урок
Домашнее задание. Разработайте план, позволяющий сохранить и преумножить почвенные ресурсы своей местности.
Составь синквейн по теме:
“Почвы нашего города” или кроссворд “Интересные растения и животные почв Санкт-Петербурга” (по выбору учащихся).
Релаксация. Что ты узнал нового? Чтобы хотелось выполнить еще раз?
Что сделать по-другому?
Вырази свое настроение на уроке символом!
Приложение. (Рук-во по изучению учебного материала)