Интеллектуальное путешествие "Компас грамотности". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа

Класс: 5


Если в череде будней вам захочется подарить детям (и себе) праздник, то предлагаемая разработка – это то, что вам нужно! Игра удивит своей масштабностью и динамичностью, укрепит командный дух и задаст новый темп в изучении русского языка.

Итак, принимаемся за работу! Каждая команда (5учеников) получает маршрутный лист и отправляется в путь по станциям, где эксперты-старшеклассники предложат выполнить задания. Далее работа проверяется, количество баллов записывается в маршрутный лист. Команда продолжает путешествие. Во время игры работают школьные корреспонденты: их фотоаппараты и видеокамеры всегда наготове. В тот же день на школьном сайте можно будет прочитать репортаж и посмотреть фотографии.

В конце игры команды сдают жюри маршрутные листы для подведения итогов. Церемония награждения проходит в актовом зале. Грамоты вручаются победителям, сертификаты – всем участникам.

Оборудование и материалы:

  1. Цветные значки для каждой команды (дети придумывают сами).
  2. Маршрутные листы
  3. Таблички с названиями станций («Фонетика», «Словообразование», Лексикология. Фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Жюри»)
  4. Бейджики для старшеклассников-экспертов, корреспондентов
  5. Листы с заданиями по количеству команд на каждой станции
  6. Контрольный лист с ответами для старшеклассников-экспертов
  7. Грамоты для награждения команд
  8. Сводная ведомость для подведения итогов
  9. Видеокамера, фотоаппарат.

Ход игры

Станция «Фонетика»

1. В каких словах ударения расставлены верно:

Досуг, звонит, красивее, торты, столяр, хозяева, каталог, гербы, договор, банты, согнутый.

(Ответы: досУг, звонИт, красИвее, тОрты, столЯр, хозЯева, каталОг, гЕрбы, договОр, бАнты, сОгнутый – 1 балл за каждый правильный ответ )

2. В каком слове количество букв и звуков совпадает? (1 балл за верный ответ)

Окрестный, пять, зреют, веешь, яд, беречь, вернёшься

3. Определите, сколько раз встречается звук [а] в предложении: (1 балл за верный ответ)

Я люблю свою лошадку.

[й`а л`убл`у свай`у лашатку] 4 раза

Станция «Словообразование»

1. Сколько в данном списке слов с суффиксом -чик:

кирпичик, зайчик, пончик, колокольчик, мячик, огурчик, одуванчик, шкафчик.

(Ответы: кирпич-ик, зайч-ик, пончик, колоколь-чик, мяч-ик, огурч-ик, одуванчик, шкаф-чик – 1 балл за каждый правильный ответ)

2. Выпишите слова с суффиксом -ок:

Теремок, лесок, венок, ленок, мирок, курок, листок, опёнок.

(Ответы: терем-ок, лес-ок, лен-ок, мир-ок, лист-ок – 1 балл за каждый правильный ответ)

3. Какое из данных слов является родственным слову нос?

Носильщик, поднос, переносица, подношение, занос.

(ответ: переносица – 1 балл)

4. Разделите слова на три группы (1 балл за каждое слово):

  • первая группа – слова с суффиксом -к-;
  • вторая группа – слова с суффиксом -очк(-ечк)-;
  • третья группа – слова с суффиксами -оч-, -к-.

Чашечка, козочка, трубочка, вазочка, полочка, лампочка, книжечка, розочка.

(Ответы: группа №1 – полочка; группа №2 – вазочка, розочка, козочка, лампочка; группа №3 – чашечка, трубочка, книжечка)

Станция «Лексикология. Фразеология»

1. Какие из перечисленных слов являются названиями профессий?

Избиратель, спасатель, указатель, учитель, самоучитель, путеводитель, водитель, осветитель.

(Ответы: спасатель, учитель, водитель, осветитель – 1 балл за каждый правильный ответ)

2. Объясните значения фразеологизмов (1 балл за каждый правильный ответ):

А. Волк в овечьей шкуре (злые люди, прикидывающиеся добрыми).
Б. Спрятать концы в воду (скрыть следы преступления).
В. На блюдечке с голубой каёмочкой (получить желаемое с почётом, без особых усилий).
Г. Голова идёт кругом (слишком много дел, информации, обязанностей).
Д. Повесить язык на плечо (очень устать).
Е. Как снег на голову (неожиданно).
Ж. Как рукой сняло (быстро исчезло, прошло).
З. Аника-воин (хвастун, храбрый лишь на словах)

Станция «Морфология»

1. К какой части речи относятся выделенные слова? (1балл за каждый правильный ответ)

  • Ведро дало течь, и вода стала течь. сущ. 3 скл, глагол в неопр. ф
  • Бабушка стала печь, а сын на печь залез. глагол в неопр. ф., сущ. 3 скл.
  • Ветер стих. Этот стих написан осенью. глагол в форме прош. вр. м.р., сущ. 2 скл. м.р.
  • Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в детский сад. сущ. 3 скл, мн.ч. глагол в неопр. ф

2. Найдите имена существительные в предложном падеже.

А. Подойти к забору
Б. купить свёклу
В. прыгнуть с разбегу
Г. сварить кофейку
Д. сидеть в аэропорту
Е. держаться на клею
Ж. прятаться в шкафу
З. отвечать директору

(Ответы: д, е, ж – 1 балл за каждый правильный ответ)

Станция «Синтаксис и пунктуация»

1. В каких предложениях правильно определена грамматическая основа?

А. Дети украсили класс гирляндами.
Б. Надо к уроку подготовить доклад.
В. Отвели они девицу вверх во светлую светлицу.
Г. Присутствующие с увлечением слушали рассказ старого охотника.
Д. Это стихотворение прекрасно.
Е. Лена прочитала его прекрасно.

(Ответы: а, г, д, е – 1 балл за каждый правильный ответ)

2. Найдите предложение(-я) без пунктуационных ошибок:

А. Мать включила лампочки на ёлке и вся изба засверкала.
Б. Нашей группе сшили шёлковые зеленые платья.
В. «Помоги пожалуйста грядку прополоть» – попросила сестра.
Г. Заря в волну бросается с разбега, и сразу разгорается волна.
Д. Мир кажется красочной книгой.
Е. Кажется, дедушка был абсолютно прав!

(Ответы: г, е, д – 1 балл за каждый правильный ответ)

3. Какие примеры не являются словосочетаниями:

Громко петь, полезно и интересно, громкое пение, шарф из шерсти, приятно дарить, около дома, ребята играют, отличная игра.

(Ответы: полезно и интересно, около дома, ребята играют – 1 балл за каждый правильный ответ). Дополнительный балл за обоснование ответа.

Станция «Орфография»

1. Вставьте пропущенные буквы:

Бл…г…дарю, изв..ните, здра..ствуй, п..жалу..ста, (до)св..дани…, с..рьёзный, фотоа…арат, г..роизм, ш..к..лад, к..л..метр, б..с..довал, б..р..чь, в..л..с..пед, девч..нки, трен..р, трен...роваться, б..ске..бол, г...мнастика, с..р..вноваться, сп..рт..киада, ..десь, ст..дион.

2. «Третий лишний»

А. отгореть, возгорание, горевать;
Б. загар, нагар, гарантия;
В. росы, заросли, поросль;
Г. растерять, растение, расти;
Д. влага, влажный, полагать;
Е. пригорок, горный, загорелый.

Ответы: А – горевать; Б – гарантия; В – росы; Г – растерять; Д – полагать; Е – загорелый. 1 балл за каждый правильный ответ). Дополнительный балл за обоснование ответа.

Станция «Культура речи»

1. Найдите предложения без ошибок:

А. Более пятиста ребят приняли участие в конкурсе.
Б. Благодаря сильным морозам погибли кусты роз.
В. Вопреки всех прогнозов погода была отличная.
Г. Сестра купила пять огромных апельсинов.
Д. Расскажи свою автобиографию.
Е. Мост был построен в двухтысяч восьмом году.
Ж. Я так и не нашёл в магазине красивых полотенец.
З. Я надену завтра самое красивое платье!

(ответы: г, ж, з – 1 балл за каждый правильный ответ)

2. Укажите примеры с ошибкой в образовании форм слова:

А.шла сзади его
Б. пара туфель
В. наиболее храбрейший
Г. сладких яблок
Д. тончайшая тюль
Е. группа англичан
Ж. двое татаров
З. красивых полотенец
И. поклади в сумку

(Ответы: а, в, д, ж, и – 1 балл за каждый правильный ответ)

Литература:

  1. Секреты стилистики. /Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. – М.: Рольф, 2001. – 201с.
  2. Олимпиады по русскому языку.: Кн. для учителя / А.О.Орг. -3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. -158с.
  3. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11классы /М.М.Казбек-Казиева. -2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. -160с.
  4. Материалы по занимательной грамматике русского языка. /А.Т.Арсирий, Г.М.Дмитриева. – Государственное учебное педагогическое издательство. – М.:1963. -244с.
  5. Фелицына В.П., МокиенкоВ.М. Русские фразеологизмы: Лингвострановедческий словарь /Под ред. Е.М.Верещагина и В.Г.Костомарова. – Рус.яз., 1990 -220с.
  6. Школьный словообразовательный словарь русского языка/ Тихонов А.Н. – М.: Просвещение, 1991.