Актуальность проекта.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, –
ускорение темпов его развития, что, соответственно, меняет и требования внешней
среды к организации обучения в современной школе:
– родители хотят, чтобы ребенок был самостоятельным, образованным,
успешным;
– для учащихся имеет большое значение развитие лидерских качеств,
свободное выражение собственных мнения и убеждений, уважение своего
человеческого достоинства;
– обществу важно проявление обучающимися самостоятельности, творческого
потенциала, активной гражданской позиции, способности сконцентрировать и
применить полученные знания, умения и опыт в конкретной социальной ситуации;
– государству нужны высококвалифицированные конкурентоспособные
специалисты, обладающие профессиональной мобильностью и гибкостью, умением
решать социально-профессиональные задачи, анализировать различные ситуации и
управлять ресурсами, владеющие приемами сотрудничества, готовые к гражданской
ответственности за принятые решения и последствия своей профессиональной
деятельности.
Следовательно, школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счет усвоения определенного количества знаний, так как на современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и пр., что позволит выпускнику быть самостоятельным, планировать свою деятельность, ставить цели и выбирать пути для их достижения.
Только полноценная познавательная деятельность может способствовать развитию у обучающихся инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Получить полезный проблемно-поисковой опыт с конкретным видимым результатом и учиться на личном опыте ученик может при условии выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ.
Положительным результатом гимназии в этой области можно считать приобщение обучающихся к исследовательской деятельности. Для формирования и развития творческого и интеллектуального потенциала наших учащихся реализуется гимназическая целевая программа “Интеллект”, предусматривающая деятельность МНОУ “Квантики” (2–4 классы), НОУ “Подсолнухи” (5–7 классы) и “Интеллект” (8–11 классы). Обучающиеся ежегодно активно участвуют в очных и дистанционных НПК (в среднем за последние три года не менее 8%) и становятся многочисленными победителями и призерами (в среднем – 40%).
К моменту формулирования основной идеи педагоги гимназии имели определенный
опыт проектирования:
– в 2006 и 2007гг. гимназией, как победителем конкурса краевых и муниципальных
ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы в Красноярском крае,
получена государственная поддержка посредством субсидий в объеме 2 млн. рублей;
– реализацией долгосрочных и краткосрочных исследовательских и учебных проектов
на сегодняшний день занимается 19% педагогов;
– подготовкой проектов в урочной деятельности системно занимаются учителя
английского языка, начальных классов, технологии, ИЗО.
Вместе с тем для широкого внедрения проектного обучения требуется целостная
система, нацеленная на формирование умений, непосредственно связанных с опытом
их применения на практике. Для достижения таких результатов необходимо решить
проблемы в организации педагогической деятельности, проявляющиеся в следующем:
– проектная деятельность имеет слабовыраженный разрозненный характер: в нее
вовлечено 28% педагогов и учащихся;
– у части педагогов нет четкого представления об организации проектной
деятельности;
– учитель навязывает тему неподготовленному ученику либо часть работы выполняет
за него;
– затягивание времени на выполнение проекта приводит к потере мотивации,
неудачному результату, незаконченной работе или нежеланию ученика участвовать в
каких-либо проектах в дальнейшем;
– ученик пытается выдать фикцию за свой личностный результат, например,
предоставляет работу, выполненную взрослыми, списывает из книг, интернета;
– небольшая часть учителей участвует в грантовых конкурсах.
Причины такого состояния организации проектной деятельности:
- Недостаточно сформированная проектная компетентность учителей.
- Недостаточная мотивация педагогов и обучающихся.
В результате анализа мы выявили проблему: отсутствие системы управления проектной деятельностью обучающихся приводит к их низкой самостоятельности, к невозможности получить опыт создания продукта собственного интеллектуального и творческого действия.
Мы исходим из предположения о том, что учащиеся должны быть подготовлены к проектной деятельности, а для этого необходимо последовательно обучать ее планированию и создавать условия для мотивации на исследования и проектирование в основном и дополнительном образовании. Кроме того, уровень методической компетентности учителя повысится при условии обеспечения “инновационного проектного поля”, направленного на занятие проектами.
Новизна проекта состоит в том, что педагоги и учащиеся будут выступать не в роли объекта, а субъекта обучения. Совместно разрабатывая различные проекты и мини-проекты, участники эксперимента будут погружаться в атмосферу проектно-исследовательской деятельности.
Гипотеза.
Развитие проектной деятельности на основе интеграции основного и
дополнительного образования и получение конкретного видимого результата будет
возможно при соблюдении условий:
– профессиональная готовность педагогов к руководству проектной деятельностью;
– формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и педагогов;
– участие в грантовых конкурсах.
Цель: организовать систему управления проектной деятельностью за счет интеграции основного и дополнительного образования.
Задачи:
- Обучить педагогов по вопросам организации проектной деятельности обучающихся.
- Выбрать темы проектов и сформировать проектные группы различных категорий обучающихся.
- Разработать и реализовать проекты образовательной, воспитательной, социальной направленности.
- Принять результативное участие в грантовых конкурсах.
Содержание проекта.
В нашем проекте мы используем следующие понятия.
Проектная деятельность – как индивидуальная, так и групповая – должна иметь целью познавательных действий учащихся не просто усвоение содержания, но и решение определенной проблемы на основе этого содержания, т.е. активное применение полученных знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания [5].
Метод проектов как способ познавательной деятельности позволяет учащимся овладеть умением осуществлять деятельность, выработать ценностное отношение к общению со сверстниками и учителем, приобрести самостоятельность [3].
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности [3].
Проект – вид деятельности, который:
– направлен на достижение определенной цели на основе разработанной одной или
нескольких задач;
– осуществляется в течение определенного промежутка времени;
– имеет определенные ожидаемые результаты, которые могут быть измерены и
оценены;
– состоит из связей друг с другом действий, которые основаны на результатах
предыдущих действий;
– осуществляется при наличии определенных человеческих, материальных и
финансовых ресурсов [2].
Интеграция – это 1) состояние, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью, устойчивостью взаимосвязей разных частей целого, содружеством субъектов, его создающих: 2) процесс, обеспечивающий достижение этого состояния; 3) важный показатель системы, так как ведет к ее целостности [1].
Технология интеграции – это совокупность упорядоченных методов, приемов, форм и средств совместной педагогической деятельности, в которой в результате взаимодействия ее субъектов рождаются новое содержание и способы деятельности, имеющие характеристики, не свойственные отдельным сферам образования и приводящие к целостности системы, обеспечивающей благоприятные условия для развития ее субъектов [1].
Цель интеграции основного и дополнительного образования – создание целостного образовательного пространства как условия развития личности ребенка [1].
Организационно-управленческий компонент включает:
– владение средствами, техникой, методами, формами, приемами интегративной
деятельности как системой умений по решению педагогических задач;
– овладение умениями проектировать и конструировать процессы интеграции;
– создание системы действий субъектов интеграции с учетом специфики
образовательного процесса, результатов деятельности, личностных особенностей
участников педагогического процесса;
– овладение умениями педагогического взаимодействия, дающими возможность
адекватно оценивать педагогическую ситуацию, правильно понимать воспитанников,
коллег, взаимодействовать с воспитанниками на уровне сотрудничества;
– стимулирование процессов интеграции в учреждении;
– создание системы управления внутренней интеграцией;
– осуществление контроля и мониторинга результатов интеграции [1].
Проектной деятельности отводится особая роль в достижении целей образования, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Развитие и расширение ее использования напрямую связывается и с проблемой изменения эффективности обучения. Именно поэтому применение в УВП проектной технологии позволит учителю активизировать процесс включения обучающихся в эффективную познавательную деятельность, ориентированную не столько на приобретение учеником определенной суммы знаний, сколько на овладение им способности к переносу своих навыков в сферу своего опыта.
Все эти требования находят отражение в нормативно-правовых документах.
Так, в 273-ФЗ от 29.12.2012 “Об образовании в РФ” изложены требования к содержанию образования, где указано, что одной из обязанностей учителя, согласно статье 48, является применение педагогически обоснованных форм, методов обучения и воспитания, организация деятельности, направленной на развитие “у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, способности к труду и жизни в условиях современного мира”. [7]. Реализовать данные требования возможно только в правильно организованном педагогическом процессе, представляющим собой систему, значимым звеном которой является проектная деятельность.
Высокие требования к современному образованию предъявлены и в Федеральных государственных образовательных стандартах, главной целью которых становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности. Непременным условием перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме в условиях реализации стандартов второго поколения является проектная деятельность учителя и ученика. Именно внедрение в УВП проектной технологии обеспечивает “формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся” [6].
Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” декларирует, что “…главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности” [4].
Поэтому, учитывая государственную стратегию развития образования и систематизировав социальные ожидания родителей, учащихся и педагогов, было решено создать в гимназии среду, где ученик развивается по своей собственной образовательной траектории, при этом выбирая самостоятельно цель обучения, планируя свои действия и анализируя полученные результаты; а учитель, овладев алгоритмом работы над проектом, в процессе проектирования вовлекает каждого ученика, выбирая именно те формы, направления, виды проектов, позволяющие вывести процесс обучения на новый качественный уровень.
Основное содержание деятельности.
Задача | Результат (продукт) | Критерий результата | Мероприятия | Ресурс | Источник |
1. Обучить педагогов по вопросам организации проектной деятельности обучающихся | Повышена квалификация педагогов (приобретены специальные умения в области организации проектной деятельности) | Не менее 60 % педагогов обучено | 1. Курсовая подготовка по вопросам организации
проектной деятельности. 2. Проведение практикумов, семинаров, деловых
игр в рамках внутри- 3. Разработка Положения о проектной деятельности. 4. Самообразование педагогов. |
Руководители; педагоги, имеющие опыт проектной деятельности | Кадровый потенциал гимназии |
2. Выбрать темы проектов и сформировать проектные группы различных категорий обучающихся | Выбраны темы проектов, сформированы проектные группы обучающихся | Не менее 60% обучающихся гимназии охвачены проектной деятельностью | В рамках основного или дополнительного образования педагоги с обучающимися выбирают тему и направленность проекта | Руководители; педагоги, имеющие опыт проектной деятельности | Кадровый потенциал гимназии |
3. Разработать и реализовать проекты образовательной, воспитательной, социальной направленности | Разработаны и реализуются проекты образовательной, воспитательной, социальной направленности | Реализуется не менее 6 проектов. Продукты проектной деятельности находят применение в гимназии |
В рамках учебного процесса (уроки, элективные и факультативные занятия), НПК | Руководители; педагоги, имеющие опыт проектной
деятельности. Финансовые ресурсы для реализации проектов прикладного характера |
Бюджет, пожертвования |
4. Получить грант в конкурсе проектов | Разработаны проекты для участия в конкурсе | Продукты проектной деятельности находят применение в гимназии и социуме | Грантовые конкурсы | Руководители; педагоги, имеющие опыт проектной
деятельности Финансовые ресурсы для реализации проектов прикладного характера |
Кадровый потенциал гимназии Бюджет, пожертвования |
Основные этапы эксперимента.
№ | Описание деятельности | Сроки
исполнения |
Ответственный | |||||
I. Подготовительный этап | ||||||||
1. | Разработка плана и программы эксперимента | I полугодие
2013/14 уч.г. |
Зам. директора по УВР Сенькив З.А. | |||||
2. | Комплектование группы педагогов-экспериментаторов | Декабрь 2013 г. | Зам. директора по УВР Сенькив З.А. | |||||
3. | Разработка и проведение исследования “Выявление степени владения технологией метода проектов и готовность использовать его в своей деятельности” | Декабрь 2013 г. | Зам. директора по УВР Сенькив З.А. Педагог-психолог Автаева И.В. |
|||||
4. | Проведение научно-теоретических и практических семинаров для участников ОЭП | II полугодие
2012/13 уч.г. |
Зам. директора по УВР Сенькив З.А. Зам. директора по УВР Лазукова И.Н. |
|||||
5. | Обучение педагогов на курсах повышения квалификации “Проектирование в профессиональной деятельности специалиста образования и социальной сферы” | II полугодие
2013/14 уч.г. |
Зам. директора по УВР Сенькив З.А. | |||||
5. | Оформление дидактического портфеля педагога-экспериментатора | II полугодие
2013/14 уч.г. |
Зам. директора по УВР Сенькив З.А. | |||||
6. | Подготовка методических рекомендаций учащимся по выполнению проектных работ | До февраля 2014 г. | Зам. директора по УВР Сенькив З.А. | |||||
7. | Подготовка и проведение промежуточного и по итогам года самоанализа экспериментаторов | Сентябрь-октябрь 2014 г. | Зам. директора по УВР Сенькив З.А. Зам. директора по УВР Лазукова И.Н. |
|||||
II. Основной этап. | ||||||||
1. | Организация психолого-педагогической, научно-методической и нформационной поддержки и сопровождения экспериментальной работы | 2013–2016 гг. | Зам. директора по
УВР Сенькив З.А. Педагог-психолог Автаева И.В. |
|||||
2. | Проведение научно-теоретических и практических семинаров для участников ОЭП | 2014–2015 гг. | Зам. директора по
УВР Сенькив З.А. Зам. директора по УВР Лазукова И.Н. |
|||||
3. | Организация работы проектных мастерских | 2013–2016 гг. | Зам. директора по УВР | |||||
4. | Организация и проведение конкурса проектов “Фестиваль идей” | Апрель 2016 г. | Зав. кафедрами | |||||
5. | Использование системы мотивации педагогов и обучающихся – участников эксперимента | 2013–2016 гг. | Зам. директора по
УВР Семенько Т.И. Педагог-психолог Автаева И.В. |
|||||
6. | Проведение мониторинга эксперимента | Апрель – май 2016 г. | Зам. директора по
УВР Сенькив З.А. Зам. директора по УВР Лазукова И.Н. |
|||||
8. | Подготовка отчетных материалов | Апрель – май 2016 г. | Зам. директора по УВР Сенькив З.А. | |||||
III. Заключительный этап | ||||||||
1. | Сбор материалов итогового мониторинга эксперимента и его анализ | Сентябрь – октябрь 2016 г. | Зам. директора по
УВР Сенькив З.А. Зам. директора по УВР Ковалева Е.Н. |
|||||
2. | Обобщение инновационного опыта педагогов-экспериментаторов | Октябрь – ноябрь 2016. | Зам. директора по
УВР Сенькив З.А. Зам. директора по УВР Ковалева Е.Н. |
|||||
3. | Оформление результатов деятельности ОЭП | Ноябрь – декабрь 2016 г. | Зам. директора по УВР Сенькив З.А. | |||||
4. | Презентация итогов эксперимента: публикации в педагогических изданиях, публичное представление опыта работы в педагогическом сообществе города | Ноябрь – декабрь 2016 г. | Зам. директора по УВР Сенькив З.А. |
Риски | Компенсация рисков |
Существует риск чрезмерного вмешательства педагога в
работу учащегося, навязывание своего видения конечного результата. Перегруз участников проектной деятельности (учащихся и педагогов). |
Повышение тьюторской компетенции педагогов позволит
минимизировать данный риск. Взаимозаменяемость некоторых видов работ в урочное и внеурочное время и проектной деятельности позволит избежать перегруза. |
Дополнительные эффекты.
- Разработка и реализация проектов социальной направленности приведет к установлению новых социальных контактов, следовательно, возможно привлечение новых партнеров к участию в проектной и научно-исследовательской деятельности гимназистов.
- Разработка и реализация проектов, направленных на решение внутригимназических проблем и задач, позволит их решить, минимизируя расходы. Поэтому проблемы, которые необходимо решать гимназии, будут выноситься на обсуждение ученикам с целью инициирования ими полезных для образовательного учреждения проектов, повышения значимости собственной деятельности.
- Совершенствование развивающей среды гимназии позволит повысить рейтинг образовательного учреждения.
- Участие педагогов в грантовых конкурсах будет способствовать совершенствованию материально-технической базы гимназии.
- Усиление практической и деятельностной направленности образовательного процесса посредством проектного метода обучения напрямую связано с повышение качества обученности гимназистов.
Состав участников эксперимента:
Руководитель – Собкович Е.И., директор МАОУ “Гимназия №48”.
Творческий коллектив:
Сенькив З.А. – заместитель директора гимназии по УВР;
Ковалева Е.Н. – заместитель директора по УВР;
Лазукова И.Н. – заместитель директора по УВР;
Семенько Т.И. – заместитель директора гимназии по УВР;
Гасникова С.М. – заместитель директора гимназии по ВР;
Автаева И.В. – психолог гимназии, заведующий кафедрой здоровьесберегающих технологий;
Шалаева Е.Л. – заведующий кафедрой социо-гуманитарных наук;
Гловацкая И.Е. – заведующий кафедрой иностранных языков;
Танюшина Ю.Л. – заведующий кафедрой естественных наук;
Харченко Т.Л. – заведующий кафедрой формальных наук;
Савина Л.И. – заведующий кафедрой начальных классов;
Звонцова Е.А. – заведующий кафедрой дополнительного образования.
Список используемой литературы
- Интеграция общего и дополнительного образования. http://www.pkdod.ru/sites/default/files/documents/Integracia.pdf
- Линдеманн-Комарова С. Общественно-активные школы. Руководство для создания общественно-активных школ: Методология и опыт применения в пяти странах. – IFES. 2004.
- Метод проектов. http://www.aripk.ru/mo/mo4/nov/proekt.doc
- Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”. http://www.old.mon.gov.ru
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2004.
- Федеральные государственные образовательные стандарты. // Вестник образования. – 2012. – № 16.
- Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”. – Новосибирск: Норматика, 2013.