Проект опытно-экспериментальной площадки "Развитие проектной деятельности" на основе интеграции основного и дополнительного образования гимназии

Разделы: Социальная педагогика


Актуальность проекта.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов его развития, что, соответственно, меняет и требования внешней среды к организации обучения в современной школе:
родители хотят, чтобы ребенок был самостоятельным, образованным, успешным;
– для учащихся имеет большое значение развитие лидерских качеств, свободное выражение собственных мнения и убеждений, уважение своего человеческого достоинства;
обществу важно проявление обучающимися самостоятельности, творческого потенциала, активной гражданской позиции, способности сконцентрировать и применить полученные знания, умения и опыт в конкретной социальной ситуации;
государству нужны высококвалифицированные конкурентоспособные специалисты, обладающие профессиональной мобильностью и гибкостью, умением решать социально-профессиональные задачи, анализировать различные ситуации и управлять ресурсами, владеющие приемами сотрудничества, готовые к гражданской ответственности за принятые решения и последствия своей профессиональной деятельности.

Следовательно, школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счет усвоения определенного количества знаний, так как на современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и пр., что позволит выпускнику быть самостоятельным, планировать свою деятельность, ставить цели и выбирать пути для их достижения.

Только полноценная познавательная деятельность может способствовать развитию у обучающихся инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Получить полезный проблемно-поисковой опыт с конкретным видимым результатом и учиться на личном опыте ученик может при условии выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ.

Положительным результатом гимназии в этой области можно считать приобщение обучающихся к исследовательской деятельности. Для формирования и развития творческого и интеллектуального потенциала наших учащихся реализуется гимназическая целевая программа “Интеллект”, предусматривающая деятельность МНОУ “Квантики” (2–4 классы), НОУ “Подсолнухи” (5–7 классы) и “Интеллект” (8–11 классы). Обучающиеся ежегодно активно участвуют в очных и дистанционных НПК (в среднем за последние три года не менее 8%) и становятся многочисленными победителями и призерами (в среднем – 40%).

К моменту формулирования основной идеи педагоги гимназии имели определенный опыт проектирования:
– в 2006 и 2007гг. гимназией, как победителем конкурса краевых и муниципальных ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы в Красноярском крае, получена государственная поддержка посредством субсидий в объеме 2 млн. рублей;
– реализацией долгосрочных и краткосрочных исследовательских и учебных проектов на сегодняшний день занимается 19% педагогов;
– подготовкой проектов в урочной деятельности системно занимаются учителя английского языка, начальных классов, технологии, ИЗО.

Вместе с тем для широкого внедрения проектного обучения требуется целостная система, нацеленная на формирование умений, непосредственно связанных с опытом их применения на практике. Для достижения таких результатов необходимо решить проблемы в организации педагогической деятельности, проявляющиеся в следующем:
– проектная деятельность имеет слабовыраженный разрозненный характер: в нее вовлечено 28% педагогов и учащихся;
– у части педагогов нет четкого представления об организации проектной деятельности;
– учитель навязывает тему неподготовленному ученику либо часть работы выполняет за него;
– затягивание времени на выполнение проекта приводит к потере мотивации, неудачному результату, незаконченной работе или нежеланию ученика участвовать в каких-либо проектах в дальнейшем;
– ученик пытается выдать фикцию за свой личностный результат, например, предоставляет работу, выполненную взрослыми, списывает из книг, интернета;
– небольшая часть учителей участвует в грантовых конкурсах.

Причины такого состояния организации проектной деятельности:

  1. Недостаточно сформированная проектная компетентность учителей.
  2. Недостаточная мотивация педагогов и обучающихся.

В результате анализа мы выявили проблему: отсутствие системы управления проектной деятельностью обучающихся приводит к их низкой самостоятельности, к невозможности получить опыт создания продукта собственного интеллектуального и творческого действия.

Мы исходим из предположения о том, что учащиеся должны быть подготовлены к проектной деятельности, а для этого необходимо последовательно обучать ее планированию и создавать условия для мотивации на исследования и проектирование в основном и дополнительном образовании. Кроме того, уровень методической компетентности учителя повысится при условии обеспечения “инновационного проектного поля”, направленного на занятие проектами.

Новизна проекта состоит в том, что педагоги и учащиеся будут выступать не в роли объекта, а субъекта обучения. Совместно разрабатывая различные проекты и мини-проекты, участники эксперимента будут погружаться в атмосферу проектно-исследовательской деятельности.

Гипотеза.

Развитие проектной деятельности на основе интеграции основного и дополнительного образования и получение конкретного видимого результата будет возможно при соблюдении условий:
– профессиональная готовность педагогов к руководству проектной деятельностью;
– формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и педагогов;
– участие в грантовых конкурсах.

Цель: организовать систему управления проектной деятельностью за счет интеграции основного и дополнительного образования.

Задачи:

  1. Обучить педагогов по вопросам организации проектной деятельности обучающихся.
  2. Выбрать темы проектов и сформировать проектные группы различных категорий обучающихся.
  3. Разработать и реализовать проекты образовательной, воспитательной, социальной направленности.
  4. Принять результативное участие в грантовых конкурсах.

Содержание проекта.

В нашем проекте мы используем следующие понятия.

Проектная деятельность – как индивидуальная, так и групповая – должна иметь целью познавательных действий учащихся не просто усвоение содержания, но и решение определенной проблемы на основе этого содержания, т.е. активное применение полученных знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания [5].

Метод проектов как способ познавательной деятельности позволяет учащимся овладеть умением осуществлять деятельность, выработать ценностное отношение к общению со сверстниками и учителем, приобрести самостоятельность [3].

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности [3].

Проект – вид деятельности, который:
– направлен на достижение определенной цели на основе разработанной одной или нескольких задач;
– осуществляется в течение определенного промежутка времени;
– имеет определенные ожидаемые результаты, которые могут быть измерены и оценены;
– состоит из связей друг с другом действий, которые основаны на результатах предыдущих действий;
– осуществляется при наличии определенных человеческих, материальных и финансовых ресурсов [2].

Интеграция – это 1) состояние, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью, устойчивостью взаимосвязей разных частей целого, содружеством субъектов, его создающих: 2) процесс, обеспечивающий достижение этого состояния; 3) важный показатель системы, так как ведет к ее целостности [1].

Технология интеграции – это совокупность упорядоченных методов, приемов, форм и средств совместной педагогической деятельности, в которой в результате взаимодействия ее субъектов рождаются новое содержание и способы деятельности, имеющие характеристики, не свойственные отдельным сферам образования и приводящие к целостности системы, обеспечивающей благоприятные условия для развития ее субъектов [1].

Цель интеграции основного и дополнительного образования – создание целостного образовательного пространства как условия развития личности ребенка [1].

Организационно-управленческий компонент включает:
– владение средствами, техникой, методами, формами, приемами интегративной деятельности как системой умений по решению педагогических задач;
– овладение умениями проектировать и конструировать процессы интеграции;
– создание системы действий субъектов интеграции с учетом специфики образовательного процесса, результатов деятельности, личностных особенностей участников педагогического процесса;
– овладение умениями педагогического взаимодействия, дающими возможность адекватно оценивать педагогическую ситуацию, правильно понимать воспитанников, коллег, взаимодействовать с воспитанниками на уровне сотрудничества;
– стимулирование процессов интеграции в учреждении;
– создание системы управления внутренней интеграцией;
– осуществление контроля и мониторинга результатов интеграции [1].

Проектной деятельности отводится особая роль в достижении целей образования, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Развитие и расширение ее использования напрямую связывается и с проблемой изменения эффективности обучения. Именно поэтому применение в УВП проектной технологии позволит учителю активизировать процесс включения обучающихся в эффективную познавательную деятельность, ориентированную не столько на приобретение учеником определенной суммы знаний, сколько на овладение им способности к переносу своих навыков в сферу своего опыта.

Все эти требования находят отражение в нормативно-правовых документах.

Так, в 273-ФЗ от 29.12.2012 “Об образовании в РФ” изложены требования к содержанию образования, где указано, что одной из обязанностей учителя, согласно статье 48, является применение педагогически обоснованных форм, методов обучения и воспитания, организация деятельности, направленной на развитие “у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, способности к труду и жизни в условиях современного мира”. [7]. Реализовать данные требования возможно только в правильно организованном педагогическом процессе, представляющим собой систему, значимым звеном которой является проектная деятельность.

Высокие требования к современному образованию предъявлены и в Федеральных государственных образовательных стандартах, главной целью которых становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности. Непременным условием перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме в условиях реализации стандартов второго поколения является проектная деятельность учителя и ученика. Именно внедрение в УВП проектной технологии обеспечивает “формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся” [6].

Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” декларирует, что “…главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности” [4].

Поэтому, учитывая государственную стратегию развития образования и систематизировав социальные ожидания родителей, учащихся и педагогов, было решено создать в гимназии среду, где ученик развивается по своей собственной образовательной траектории, при этом выбирая самостоятельно цель обучения, планируя свои действия и анализируя полученные результаты; а учитель, овладев алгоритмом работы над проектом, в процессе проектирования вовлекает каждого ученика, выбирая именно те формы, направления, виды проектов, позволяющие вывести процесс обучения на новый качественный уровень.

Основное содержание деятельности.

Задача Результат (продукт) Критерий результата Мероприятия Ресурс Источник
1. Обучить педагогов по вопросам организации проектной деятельности обучающихся Повышена квалификация педагогов (приобретены специальные умения в области организации проектной деятельности) Не менее 60 % педагогов обучено 1. Курсовая подготовка по вопросам организации проектной деятельности.

2. Проведение практикумов, семинаров, деловых игр в рамках внутри-
гимназической системы повышения квалификации.

3. Разработка Положения о проектной деятельности.

4. Самообразование педагогов.

Руководители; педагоги, имеющие опыт проектной деятельности Кадровый потенциал гимназии
2. Выбрать темы проектов и сформировать проектные группы различных категорий обучающихся Выбраны темы проектов, сформированы проектные группы обучающихся Не менее 60% обучающихся гимназии охвачены проектной деятельностью В рамках основного или дополнительного образования педагоги с обучающимися выбирают тему и направленность проекта Руководители; педагоги, имеющие опыт проектной деятельности Кадровый потенциал гимназии
3. Разработать и реализовать проекты образовательной, воспитательной, социальной направленности Разработаны и реализуются проекты образовательной, воспитательной, социальной направленности Реализуется не менее 6 проектов.

Продукты проектной деятельности находят применение в гимназии

В рамках учебного процесса (уроки, элективные и факультативные занятия), НПК Руководители; педагоги, имеющие опыт проектной деятельности.

Финансовые ресурсы для реализации проектов прикладного характера

Бюджет, пожертвования
4. Получить грант в конкурсе проектов Разработаны проекты для участия в конкурсе Продукты проектной деятельности находят применение в гимназии и социуме Грантовые конкурсы Руководители; педагоги, имеющие опыт проектной деятельности

Финансовые ресурсы для реализации проектов прикладного характера

Кадровый потенциал гимназии Бюджет, пожертвования

Основные этапы эксперимента.

Описание деятельности Сроки

исполнения

Ответственный
I. Подготовительный этап
1. Разработка плана и программы эксперимента I полугодие

2013/14 уч.г.

Зам. директора по УВР Сенькив З.А.
2. Комплектование группы педагогов-экспериментаторов Декабрь 2013 г. Зам. директора по УВР Сенькив З.А.
3. Разработка и проведение исследования “Выявление степени владения технологией метода проектов и готовность использовать его в своей деятельности” Декабрь 2013 г. Зам. директора по УВР Сенькив З.А.

Педагог-психолог Автаева И.В.

4. Проведение научно-теоретических и практических семинаров для участников ОЭП II полугодие

2012/13 уч.г.

Зам. директора по УВР Сенькив З.А.

Зам. директора по УВР Лазукова И.Н.

5. Обучение педагогов на курсах повышения квалификации “Проектирование в профессиональной деятельности специалиста образования и социальной сферы” II полугодие

2013/14 уч.г.

Зам. директора по УВР Сенькив З.А.
5. Оформление дидактического портфеля педагога-экспериментатора II полугодие

2013/14 уч.г.

Зам. директора по УВР Сенькив З.А.
6. Подготовка методических рекомендаций учащимся по выполнению проектных работ До февраля 2014 г. Зам. директора по УВР Сенькив З.А.
7. Подготовка и проведение промежуточного и по итогам года самоанализа экспериментаторов Сентябрь-октябрь 2014 г. Зам. директора по УВР Сенькив З.А.

Зам. директора по УВР Лазукова И.Н.

II. Основной этап.
1. Организация психолого-педагогической, научно-методической и нформационной поддержки и сопровождения экспериментальной работы 2013–2016 гг. Зам. директора по УВР Сенькив З.А.

Педагог-психолог Автаева И.В.

2. Проведение научно-теоретических и практических семинаров для участников ОЭП 2014–2015 гг. Зам. директора по УВР Сенькив З.А.

Зам. директора по УВР Лазукова И.Н.

3. Организация работы проектных мастерских 2013–2016 гг. Зам. директора по УВР
4. Организация и проведение конкурса проектов “Фестиваль идей” Апрель 2016 г. Зав. кафедрами
5. Использование системы мотивации педагогов и обучающихся – участников эксперимента 2013–2016 гг. Зам. директора по УВР Семенько Т.И.

Педагог-психолог Автаева И.В.

6. Проведение мониторинга эксперимента Апрель – май 2016 г. Зам. директора по УВР Сенькив З.А.

Зам. директора по УВР Лазукова И.Н.

8. Подготовка отчетных материалов Апрель – май 2016 г. Зам. директора по УВР Сенькив З.А.
III. Заключительный этап
1. Сбор материалов итогового мониторинга эксперимента и его анализ Сентябрь – октябрь 2016 г. Зам. директора по УВР Сенькив З.А.

Зам. директора по УВР Ковалева Е.Н.

2. Обобщение инновационного опыта педагогов-экспериментаторов Октябрь – ноябрь 2016. Зам. директора по УВР Сенькив З.А.

Зам. директора по УВР Ковалева Е.Н.

3. Оформление результатов деятельности ОЭП Ноябрь – декабрь 2016 г. Зам. директора по УВР Сенькив З.А.
4. Презентация итогов эксперимента: публикации в педагогических изданиях, публичное представление опыта работы в педагогическом сообществе города Ноябрь – декабрь 2016 г. Зам. директора по УВР Сенькив З.А.

Риски Компенсация рисков
Существует риск чрезмерного вмешательства педагога в работу учащегося, навязывание своего видения конечного результата.

Перегруз участников проектной деятельности (учащихся и педагогов).

Повышение тьюторской компетенции педагогов позволит минимизировать данный риск.

Взаимозаменяемость некоторых видов работ в урочное и внеурочное время и проектной деятельности позволит избежать перегруза.

Дополнительные эффекты.

  1. Разработка и реализация проектов социальной направленности приведет к установлению новых социальных контактов, следовательно, возможно привлечение новых партнеров к участию в проектной и научно-исследовательской деятельности гимназистов.
  2. Разработка и реализация проектов, направленных на решение внутригимназических проблем и задач, позволит их решить, минимизируя расходы. Поэтому проблемы, которые необходимо решать гимназии, будут выноситься на обсуждение ученикам с целью инициирования ими полезных для образовательного учреждения проектов, повышения значимости собственной деятельности.
  3. Совершенствование развивающей среды гимназии позволит повысить рейтинг образовательного учреждения.
  4. Участие педагогов в грантовых конкурсах будет способствовать совершенствованию материально-технической базы гимназии.
  5. Усиление практической и деятельностной направленности образовательного процесса посредством проектного метода обучения напрямую связано с повышение качества обученности гимназистов.

Состав участников эксперимента:

Руководитель – Собкович Е.И., директор МАОУ “Гимназия №48”.

Творческий коллектив:

Сенькив З.А. – заместитель директора гимназии по УВР;

Ковалева Е.Н. – заместитель директора по УВР;

Лазукова И.Н. – заместитель директора по УВР;

Семенько Т.И. – заместитель директора гимназии по УВР;

Гасникова С.М. – заместитель директора гимназии по ВР;

Автаева И.В. – психолог гимназии, заведующий кафедрой здоровьесберегающих технологий;

Шалаева Е.Л. – заведующий кафедрой социо-гуманитарных наук;

Гловацкая И.Е. – заведующий кафедрой иностранных языков;

Танюшина Ю.Л. – заведующий кафедрой естественных наук;

Харченко Т.Л. – заведующий кафедрой формальных наук;

Савина Л.И. – заведующий кафедрой начальных классов;

Звонцова Е.А. – заведующий кафедрой дополнительного образования.

Список используемой литературы

  1. Интеграция общего и дополнительного образования. http://www.pkdod.ru/sites/default/files/documents/Integracia.pdf
  2. Линдеманн-Комарова С. Общественно-активные школы. Руководство для создания общественно-активных школ: Методология и опыт применения в пяти странах. – IFES. 2004.
  3. Метод проектов. http://www.aripk.ru/mo/mo4/nov/proekt.doc
  4. Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”. http://www.old.mon.gov.ru
  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2004.
  6. Федеральные государственные образовательные стандарты. // Вестник образования. – 2012. – № 16.
  7. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”. – Новосибирск: Норматика, 2013.