Цель урока: расширить кругозор учащихся при изучении водной оболочки Земли; продолжить воспитание духовно – нравственных ценностей у ребят; развитие навыков в сборе и систематизации информации; развитие логических умений формулировать суждения и умозаключения, обобщать и делать правильные выводы.
Оборудование: мультимедийный проектор, физическая карта мира, компьютер, фонтан.
Ход урока
I. Организационный момент – 2 мин.
II. Проверка знаний учащихся – 3 мин.
Класс делится на три команды: 1ряд – служители веры; 2 ряд – астрологи (в шляпах); 3 ряд – ученые (в шапочках – конфедератках). На доске висят результаты учащихся, принимавших участие в сборе информации. Оценки выставлены капитаном команды.
Разминка.
Ответить на вопросы:
1. В каком виде вода существует на Земле?
2. Меняется ли уровень Мирового океана? Почему?
3. Какой воды на Земле больше?
III. Изучение новой темы – 25 мин.
Учитель: Ребят, тема нашего урока “Живая вода”. Всё ли мы о ней знаем? Вам было дано задание подготовить информацию о воде, сделать свой вывод о ее особенностях и поделиться ими с нами. А в конце урока мы ответим на главный вопрос “Удалось ли нам открыть все тайны живой воды?”.
Культ воды характерен для многих народов мира. Предки наши, как и другие древние народы, предпочитали селиться у воды, по берегам озер и рек. Воде, как источнику жизни, поклонялись кочевники, земледельцы и охотники-рыболовы (культ водоемов, родников и колодцев, культ рек и дождя). Древние славяне поклонялись богине Мокше, которую можно было видеть, когда шел дождь. Дождевые струи считались волосами Мокши. Мокша была для них праматерью всего живого — и человека, и зверя, и хлебного колоса. Египтяне боготворили Изиду — богиню водной стихии, считали ее матерью всех людей. Древние греки почитали бога моря Посейдона и строили в честь него храмы. Римляне особенно торжественно праздновали день бога Фонталия и украшали цветами в его честь водоемы. Ацтеки были убеждены, что праведная душа после смерти возвращается к воде.
Дающий жизнь земным растениям, а от них по биологической цепочке животным и человеку дождь, поневоле навёл наших далёких пращуров на мысль о могущественной силе, от которой во многом зависят условия жизни, да и сама жизнь человека. Эта сила и воплотилась, возможно, в образе славянского божества Даждьбога – дающего жизнь, проливающегося долгожданным дождём. В Египте был праздник, посвященный дню, когда разливался Нил, в этот день приносили жертвы Богам. Живая вода небесных источников по сказаниям индоевропейских племён наделяет дарами высшей мудрости и предвидения. Эта сила была перенесена и на земные источники. Возникли и гадания водою. Отсюда, наверное, и пошло выражение "как в воду смотреть", т.е. угадать.
Каждой команде (служители веры; астрологи; ученые) было дано задание подготовить информацию о том, что значит для них вода и записать выводы в свою колонку таблицы. После выступления команды, к доске приглашаются двое участников (все из одной команды) из числа соперников для заполнения таблицы, остальные ребята продолжают заполнять ее в тетради. (Начинают служители веры, а у доски работаю ученые и т.д.). Вам предлагаются готовые заготовки словосочетаний, которые раскрывают знания о воде, и их необходимо правильно распределить в колонках таблицы по выводам, сделанным каждой командой (таблица записана на доске). Те, кто заполнит ее правильно, получит дополнительные баллы и улучшит свои результаты.
Таблица на доске и в тетрадях учащихся:
Выводы служителей веры. | Выводы астрологов. | Выводы ученых. |
Для многих первобытных религий были характерны ритуальные омовения. Давайте предоставим слово служителям веры и послушаем их выводы о воде.
Выступают с сообщениями учащиеся 1 ряда – служители веры.
1-й учащийся: Вода – один из древнейших религиозных символов. В Священном Писании она занимает ключевое место. В самом начале творения мира Бог вначале сотворил небо и землю, затем “Дух Божий носился над водою”. Из воды же, согласно библейскому рассказу о творении мира, появляются первые живые существа: пресмыкающиеся и рыбы. В жизни человека, сотворенного “из праха земного”, вода тоже играет очень важную роль.
2-й учащийся: Вода это начало, несущее жизнь, но вода может стать и грозной стихией, стать символом разрушения и смерти. Первый человеческий мир, как рассказывает первая книга Библии, погиб в водах потопа (уровень Мирового океана поднялся на 3–5км за 40 дней и ночей, и затопил огромные территории). Такой способ избрал Бог, чтобы уничтожить мир, в котором зло стало абсолютно преобладать над добром.
3-й учащийся: Для христианина одним из важнейших праздников является Крещение. Как известно из Библии, Иисус Христос обрел духовную силу после купания в реке Иордан в возрасте тридцати лет. Его крестил Иоанн Предтеча. Праздник Крещения носит и другое название – Богоявление.
4-й учащийся: В праздник Крещения Господня 19 января в церквях совершают Великое освящение воды в память того, что воды Иордана освятились, когда в них крестился Христос. Православные христиане приносят домой святую богоявленскую воду и сохраняют ее в течение года. Эту воду пьют и ею окропляют жилища. Святая вода, освящённая в церкви на Крещенье, может простоять до 70 лет, не испортившись. Она освящает души и тела, исцеляет страждающих, защищает от темных сил. А также способна очистить грехи и нечистоту, тем самым открывая путь к перерождению человека.
5-й учащийся: На Троицу распространены обряды, связанные с водой: шутливое обливание водой друг друга (отголосок магического ритуала вызывания дождя), катание на лодках, украшенных зеленью и цветами.
6-й учащийся: Обычай освящения воды известен во Франции, скандинавских странах, Нидерландах. При этом троицкой воде, как и пасхальной, приписывают целебные свойства. Такой водой окропляют посевы, орошают сады, виноградники – во имя будущего урожая.
7-й учащийся: Завершается гимн культу воды у христиан (7 июля) в праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, известный у славян как праздник Ивана Купала. Купальский праздник был распространен у многих народов Европы. Традиционными были обряд купания, омовения, а также юноши и девушки водили хороводы вокруг костров, прыгали через них.
8-й учащийся: Большое значение воде придается и в исламе. Сам пророк говорил, что чистота – это уже половина веры. Перед тем как обратиться к Богу с молитвой, мусульманин обязан пройти через ритуальное омовение. Главная мечеть всех мусульман в Мекке (это в Саудовской Аравии) построена прямо над древним священным источником.
9-й учащийся: К Будде приходило озарение, когда он смотрел на капли росы, сверкающие на зеленых листьях. Вода является одним из главных “материальных подношений” Будде.
Особое место вода занимает и в индуизме. Для индуса священна любая вода, особенно речная; в Индии поклонением пользуются семь священных рек, самая крупная – Ганг. Индусы считают, что в воде заключена энергия Космоса.
Учитель: Какой же мы можем сделать вывод служители веры?
Варианты ответов учащихся:
1-й учащийся: Фактически сейчас нет ни одной религии, в которой не использовался бы элемент водного ритуала. Вода – священный символ во всех религиях.
2-й учащийся: Наши предки издавна боготворили воду, использовали ее целительные свойства, использовали для духовного очищения.
3-й учащийся: Вода имеет большую разрушительную силу в виде потопа.
4-й учащийся: Все праздники тем или иным образом связаны с водой.
Учитель: Хорошо, а теперь мы предоставим слово астрологам. Что они скажут нам.
1-й учащийся: Астрология – это учение о воздействии звезд, Космоса на земной мир и человека. В античных представлениях, по Аристотелю, вода один из 4-х основных стихий или элементов, на которых основана Вселенная (Вода, Огонь, Воздух, Земля).
2-й учащийся: Изображение воды с глубокой древности было одинаковым у всех народов и особенно чётко было закреплено в античное время – это волнистая линия, синусоида. В таком виде эмблема воды сохранилась и в средние века, и в новое время как знак Зодиака Водолей – две волнистые линии одна под другой. Это знак в настоящее время, как полагают астрологи, управляется планетой Уран. Ранние цивилизации связывали Водолея с сезоном дождей. Символ изогнутых линий, как полагают, возник в Египте, обозначая собой поток воды, возможно – течение Нила.
3-й учащийся: В славянском фольклоре существовали мифические образы существ, обитающих в воде. Это русалки, водяные и морские драконы. Водяной – это дух, хозяин вод. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Появлялся из воды ночью и пугал прохожих. Русалка – человекоподобное существо, преимущественно женского пола (или дух), связанное с водоемами, полями, лесом, часто считалось, что это была утопленница.
4-й учащийся: Знак Водолея считается знаком России. На вышивках, на орнаментах глиняной посуды и деревянной резьбы у славян символические знаки воды были одними из самых распространённых. Планета Земля сейчас находится под влиянием знака Водолея, а так как он покровительствует России, это значит, что наша страна имеет все шансы для реализации всех своих планов на будущее.
5-й учащийся: Люди, родившиеся под этим знаком, отличаются человеколюбием, независимостью, оригинальностью. Будучи постоянным знаком, отличается решительностью, упрямством. Черпает уверенность из общения с другими. Не бывает одинок. Любит природу, при этом предпочитает быть в комфорте. Любит материальные блага, но не жаден. Интересы лежат в духовной области. Имеет развитый интеллект, предпочитает глубокое в духовном отношении общение.
6-й учащийся: В Крещение вода становится чистой, несет в себе заряд святости и омоложения. И это не просто так. Астрологи предполагают, что Солнце, Земля, центр галактики расположены так, что 18–19 января открывается линия связи между нашей планетой и центром галактики, все начинает взаимодействовать. Земля попадает под энергетический канал, который меняет все, в частности и воду на Земле.
7-й учащийся: Вода, согласно учению йоги, содержит довольно значительное количество космической энергии. При купании или питье часть энергии усваивается организмом.
Учитель: Какой же мы можем сделать вывод астрологи?
Варианты ответов учащихся:
1-й учащийся: Астрологический знак России – это Водолей и планета сейчас находится под его влиянием.
2-й учащийся: Символ воды – является древним.
3-й учащийся: В Крещение вода, по предположению астрологов, меняется из-за открытия энергетического канала.
4-й учащийся: Согласно учению йоги, вода содержит космическую энергию, которую может передавать человеку.
Физкультминутка – 1мин.
Учитель: Хорошо! Ребят, а давайте, и мы попробуем несколько поз, которые используют йоги для укрепления своего здоровья. (Под журчание воды небольшого фонтанчика встать в несколько поз.)
Молодцы, а теперь мы предоставим слово ученым. Что же они скажут нам с научной точки зрения?
1-й учащийся: В Институте медико-биологических проблем РАН ученый Станислав Зенин дал определение воды как вещества в информационно-фазовом состоянии, вещества, обладающего структурой, пригодной для хранения данных, биологического накопителя информации. Он выяснил, чтобы сформировать определенную структуру воды, достаточно в течение какого-то времени передавать воде определенную эмоцию.
2-й учащийся: Японский ученый Масару Эмото обнаружил, что вода образует кристаллы, что абсолютно похожих кристаллов не встречается и что эти кристаллы, несомненно, отражают свойства воды.
3-й учащийся: Ученые брали различную воду, замораживали ее и смотрели под микроскопом. Кристаллы водопроводной воды выглядели уродливыми монстрами, вода из обычной реки или озера – почти так же. Но кристаллы воды, над которой читали молитвы, и особенно крещенская святая вода – это идеальной формы симметричные кристаллы. И свою гармонию она передает людям, которые пьют ее или окунаются в крещенскую прорубь.
4-й учащийся: Масару Эмото пришел к выводу, что любая вода “слышит”,
воспринимает и впитывает информацию: если ей играть музыку, говорить добрые
слова, читать молитвы (на любом языке), то ее структура становится гармоничней и
чище.
Просмотр небольшого отрывка из видеофильма “Живая вода” (2 мин.).
5-й учащийся: Физики и химики в разных странах проводили опыты и выяснили: структура святой крещенской воды удивительна, в ней гибнут все микробы, а ее энергетика и полезные свойства просто уникальны.
6-й учащийся: В сообщении Института полярных исследований России, говорится, что вода в Мировом океане сохраняет информацию о живущих в ней организмах в виде одиночных молекул, по распространению которых, как по запаху, можно отследить пути миграции животных. Профессор Борис Кох сообщил, что “вода имеет химическую память и сохраняет информацию о находившихся в ней организмах”.
7-й учащийся: С точки зрения химии этот феномен пока не имеет объяснения. По мнению ученых, применение такой технологии послужит решению разных научных задач, например, определять пути редких морских млекопитающих в океане.
Учитель: Уважаемые ученые, какой вывод сделали вы?
1-й учащийся: Вода живая, она слышит и запоминает информацию.
2-й учащийся: Святая вода имеет идеальную форму кристалла, ее энергетика и свойства уникальны.
3-й учащийся: Вода любит и реагирует на хорошую музыку, добрые и красивые слова, а также на плохие.
4-й учащийся: Вода в Мировом океане сохраняет информацию о живущих в ней организмах.
IV. Закрепление пройденной темы – 10 мин.
Учитель: А теперь, давайте посмотрим, как справились наши ребята с заполнением таблицы.
Заполненная таблица:
Информация служителей веры | Информация астрологов | Информация ученых |
небо и земля
вода
жизнь; всемирный потоп; “святая вода”; обливание, купание; омовение; священный Ганг; озарение. |
4 стихии; – древний символ; планета Уран; русалки, водяные; знак России; энергетический канал; космическая энергия. |
гармоничная структура; накопитель информации; эмоция => кристаллические формы; “слышит”; “химическая память”. |
Учитель: И так ребята, давайте теперь ответим на вопрос, который был поставлен в начале урока. Удалось ли нам открыть все тайны живой воды?
Варианты ответов учащихся:
1-й учащийся: Мы много нового узнали и увидели о воде, но очень много ещё неизвестного.
2-й учащийся: Ученые продолжают её изучать.
3-й учащийся: А люди продолжают ее почитать.
Учитель: Правильно, ну а сейчас проведен небольшой опыт. Я набираю из крана воду, ставлю его перед вами, под хорошую музыку (в это время звучит классическая музыка) вы говорите друг другу и воде добрые и приятные слова, дарите друг другу снежинки, которые сделали дома. Зарядим эту воду и друг друга положительными эмоциями. И всякий раз, когда вы будете смотреть на воду и снежинки, вспоминайте о том, о чем мы с вами сегодня говорили. Дарите всему живому доброе слово, чистые мысли и приятные эмоции!
Подводятся результаты урока – выставляются оценки (3 мин.).
V. Домашнее задание (на доске) – 1мин. Подготовить примеры сказок, песен и примет, связанных с водой.
Приложение 1. Презентация.
Приложение 2. Видеофрагмент.