Тип урока: самоконтроля и самооценки
Цель: Выявить готовность учащихся к проведению контрольной работы по теме.
Задачи:
- Проверить и оценить уровень овладения учащимися способов звукового анализа слова, способов проверки слабых позиций гласных и согласных звуков.
- Организовать работу учащихся на уроке в системно-деятельностном подходе.
- Развивать коммуникативные компетенции учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель. Ребята, как вы понимаете пословицу:
- Без труда – не вынешь рыбку из пруда.
Дети: Если не потрудиться, то не получишь хорошего результата.
У. Над чем мы работали на последних уроках?
Д. Проверяли слабые позиции гласных и согласных звуков.
У. На следующем уроке нам предстоит выполнить контрольную работу. Вы готовы? Давайте проверим и оценим наши умения проверять слабые позиции гласных и согласных звуков.
II. Постановка проблемы.
У. Нашим друзьям: Авосику и Небойсику надо проверить слабую позицию гласного звука в слове [ вада ]
Авосик сделал так: [ в_да ] - вадичка – вада
Небойсик - так: [ в_да ] - проводка – вода
Кто из них прав?
Д. Авосик выполнил проверку неправильно. Слабую позицию гласного звука проверяем по сильной позиции. Значит, гласный звук должен быть под ударением.
Д. Небойсик проверил тоже неправильно. Слово проводка – это не изменение слова [ вада ].
У. Объясните значение слова – проводка.
Д. Электрическая проводка. Проводка – кабель для прохождения электрического тока.
У. Как же проверить слабую позицию гласного звука?
Д. Изменим слово по числу: множественное число - воды, ударный звук [ о ], значит в слове вода пишем букву о.
Д. Слабую позицию гласного звука проверяем по сильной позиции. Надо подобрать изменение этого же слова, чтобы этот звук был под ударением.
У. Зафиксируйте наш вывод с помощью модели.
III. Отработка умения проверки слабых позиций гласных и согласных звуков.
У. Подумайте, как я разделила слова на доске в 2 группы.
Д. Слабые позиции гласных звуков и слабые позиции согласных звуков
У. Проверьте и запишите правильно слова.
Гр(а,о)чи | рука(в,ф) |
л(е, и)сты | ло(д,т)ка |
з(е, и)мля | улы(б,п)кА |
Д. Самостоятельная работа учащихся.
- Гр _ чи – грач – грачи
- л _ сты – лист – листы
- з _ мля – земли – земля
- рука _ - рукава – рукав
- ло _ ка - нет лодок – лодка
- улы _ ка - нет улыбок - улыбка
У. Как изменяли слова, чтобы проверить слабую позицию гласного звуков?
Д. Мы изменяли слова по числу и по падежу.
IV. Работа в паре
Задание.
Прочитайте отрывок из стихотворения. Запишите, проверяя слабые позиции гласных и согласных звуков.
Моро(з,с) и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, дру(г, к) прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Зв(е, и)здою севера явись!
(А.С.Пушкин)
У. Проверьте свою работу по выполненной работе на экране. Оцените свои умения.
№ | Умения | Оценка ученика | Оценка учителя |
1 | Умею находить слабые позиции гласных | ||
2 | Умею находить слабые позиции согласных | ||
3 | Умею проверять слабые позиции гласных | ||
4 | Умею проверять слабые позиции согласных |
V. Рефлексия.
У. Готовы ли вы, ребята, к контрольной работе?
- Что бы вы посоветовали Авосику и Небойсику?
- Кого можно поблагодарить за работу на уроке?