Занятие по развитию речи в коррекционных классах начальной школы по теме "Многообразие животного мира"

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цели и задачи:

  • расширить и обобщить представления детей о многообразии животных нашего края;
  • обогащать активный словарь; развивать связную речь.
  • развивать познавательный интерес; слуховое и зрительное восприятие; внимание;
  • воспитывать бережное отношение к животным в среде их обитания, к окружающей природе.

Оборудование:

Ход занятия

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

– Ребята, сегодня вам предстоит разгадать кроссворд на тему “Многообразие животного мира” и узнать много интересного.

Название животного узнаем, разгадав загадку и посмотрев его изображение на слайде.

Отгадку записываете в кроссворд, у каждого свой бланк. Начнём с цифры 1.

1. (Филин) Слайд №2

*Днём сидит он как слепой,
А лишь вечер – за разбой.

*Круглоглавый, рыжепёрый
Нападает без разбора:
Грызунов он истребляет,
Рябчиков в лесу хватает,
Куропаток на лугу.
Только ночью он летает
И кричит: “Угу! Угу!”

– Почему вы решили, что это филин?

2. (Лось) Слайд №3

Доскажи слово:
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте – Это …..(лось)

Слайд №4. Признаки: самый крупный из оленей. Его легко узнать по длинным мощным ногам, горбоносой морде; у стоящего зверя холка намного выше крупа. Под горлом обычно свешивается кожный вырост – серьга. Окраска буро-черная, ноги светлые.

Населяют леса, по берегам озер, поймы рек в лесостепи. Летом выходят в тундры на сотни километров от леса. В бесснежное время лося чаще всего можно увидеть на зарастающих вырубках и гарях, болотах, по берегам лесных рек и озер, зимой в лесах с густым подлеском. Активен в любое время суток, но чаще всего пасется перед рассветом и после захода солнца.

Питается листьями деревьев и кустарников, а так же травой, грибами и ягодами; зимой переходит на веточный корм, который не обеспечивает его достаточным количеством энергии. В жаркое время лось не редко забирается по шею в озеро или тихую реку, где спасается от гнуса и поедает сочную водную растительность.

3. (Сова) Слайд №5

*Днём спит, ночью летает.

*Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло

4. (Гусь) Слайд №6

В воде купался,
А сух остался.

Слайд №7. Гусь – гуменник.

Признаки: Крупная птица, хотя считается водоплавающей , больше держатся не на воде, а на суше, хорошо ходят и быстро бегают (во время линьки). Не смотря на крупные размеры, поднимаются на крыло без разбега, летают легко. Гуменник от других гусей отличается черным клювом с оранжевой или желтой предвершинной полосой и очень темными (темнее туловища) головой и шеей, кроме того имеет оранжевый окрас ног.

Весной появляется рано, часто с первыми проталинами. Вскоре стаи распадаются на пары, которые сохраняются пожизненно. В тундре чаще селится в поймах, у озер. Пары нередко селятся в нескольких метрах друг от друга целыми колониями. Гнездо размещают на открытом высоком месте, где раньше сходит снег, на склонах или на ровном месте, в невысоком кустарнике. Линька происходит при подросших птенцах. В тундре есть большие гусиные линьки, где гуменники держатся вместе с белолобыми гусями или обособленно. Время массовой линьки – с середины июля до середины августа.

Питаются растительной пищей – щиплют траву на лугах, едят разные болотные и околоводные растения, выкапывают корешки, корневища, луковички. К осени в значительной степени переходят на семена.

Слайд №8. Белолобый гусь.

Признаки: Мельче гуменника, имеет большие черные, вытянутые поперек пятна на брюхе и нижней части груди, которые с возрастом еще более увеличиваются. Лоб становится белым уже к первой весне, тогда же появляются отдельные темные пестрины на брюхе. Клюв имеет розовый окрас.

Стаи белолобых гусей пролетают весной несколько позже остальных гусей. На места гнездования прилетают в конце мая – начале июня, когда в тундре тает снег, а если весна затяжная – при первых проталинах, и тогда гуси долго держатся стаями на речных берегах и отмелях. Гнездятся в самых разнообразных типах тундр, от сырых пойм и болот до сухих бугров, но предпочтительнее рядом с рекой, озерами травянистыми участками тундр. Линька обычно в первой половине июля.

Питание почти исключительно растительное – травы, хвощи, корневища, водоросли, осенью и весной охотно едят ягоды.

5. (Тюлень) Слайд №9

Загадка:

*Головка и хвост,
Вместо лап плавники.
Ленив он на льду
И проворен в водице.
Детишек его называют “бельки”.
Скажи, что за зверь
Возле льдины резвится.
Доскажи слово:

*В заснеженной пустыне
Разлёгся он на льдине,
Но рыб ловить ему не лень,
Он любит плавать, он …..(тюлень)

Слайд №10.Лахтак.

Признаки: крупный тюлень (около 2,5 м) однотонной окраски, сверху буро-серой, снизу светло-серой, обычно с размытыми желтоватыми пятнами на голове, спине и брюхе. Усы очень пышные и длинные. Морда чуть вытянутая.

Распространен во всех арктических морях, обитает в прибрежных зонах, за глубины 70-80 м., заплывает очень редко. Осенью образует береговые лежбища, затем переходит на плавающий лед, где встречается поодиночке или по 2-3 зверя на одной льдине.

Питается донными животными – крабами, креветками, червями, моллюсками, реже рыбой.

6. (Олень) Слайд №11.

Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга.

Слайд №12. Приметы: вытянутое приземистое тело (длина 180-220 см, высота в холке 100-140 см). На шее короткая, не всегда заметная грива, морда удлиненная. Окраска летом бурая, зимой серая. Грива зимой белая. Рога есть у самцов и самок. Они очень длинные, тонкие, серповидно изогнутые.

Обитает в равнинах и горных тундрах, где придерживаются верховых болот, пустоши и боров с зарослями ягеля. Во время миграции олени десятилетиями следуют по одним и тем же маршрутам, переплывая реки и морские проливы в определенных местах. Домашние стада не так широко кочуют как дикие, и местами полностью уничтожают растительный покров тундры.

Кроме наземных и древесных лишайников, он питается также травой, листьями, грибами и ягодами, при случае может поедать яйца птиц. Зимой ему приходиться раскапывать снег на глубину до 80 см в поисках корма. Лишайники бедны минеральными солями, поэтому очень часто он пьет морскую воду.

7. (Лемминг) Слайд №13

Маленький шарик по полю шарит.

Лемминг, или пеструшка; тело не бывает длиннее 15 см.; хвост очень короткий.

Объяснить детям правильное написание слова.

8. (Горностай) Слайд №14.

Доскажи слово:

Хищный маленький зверёк,
Шерсти белый цвет сберёг.
Не живёт в составе стай,
С ценным мехом …. (горностай)

9. (Журавль) Слайд №15.

Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.

Слайд №16.

Весной прилетают птицы: мелкие утиные, кулики, певчие и другие птицы. (ниже на фото: чирок-свистунок, малый веретенник, чернозобая гагара, пеночка – весничка, серый журавль, крохаль).

10. (Утка) Слайд №17.

Пёстрая крякуша
Ловит лягушек.

Слайд №18.

Из 119 видов птиц, постоянно обитающих и прилетающих в период гнездования в наш край, 12 видов занесены в Красную книгу РФ. (ниже на фото: краснозобая гагара, обыкновенная гага, малый (тундровый) лебедь, гага гребенушка, кулик-сорока)

11. (Лиса) Слайд №19.

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.

Слайд №20. Признаки: среднего размера звери с длинным, очень пушистым хвостом и большими острыми ушами. Грудь белая. Длина тела около метра, задняя сторона ушей черная, кончик хвоста белый, на лапах черные пятна. Окраска рыжая, часто с темным крестом на плечах.

Питается грызунами, реже зайцами, птицами, насекомыми, ягодами. Свою основную добычу – грызунов – лиса ловко выкапывает из – под снега на слух.

Охотится круглые сутки, но чаще в сумерки обычно охотятся рядом со своим логовом.

12. (Куропатка) Слайд №21.

Доскажи слово:
Коль охотник вышел в поле,
Птицу чтоб добыть на воле.
Не нужна ему палатка:
Где-то бродит …. (куропатка)

Слайд №22

Не все птицы покидают наш округ, некоторые виды переживают суровую зиму в нашем крае. (Ниже на фото: воробей, ворон, снегирь, белая (полярная) куропатка, белая (полярная) сова, клест).

13. (Ондатра) Слайд №23.

Эта мускусная крыса
В водице любит порезвиться.

(Мускус – неприятный вонючий запах)

Слайд №24. Признаки: околоводное животное, длина тела около 40 см., уши едва выступают из меха, хвост почти голый, сильно сплюснут с боков, на задних лапах плавательные перепонки. Окраска от светло-рыжей до почти черной.

Обитает по берегам водоемов, большую часть времени проводит в воде и под водой. Хорошо приживается в солоноватой воде, но исчезает в чистых северных озерах со слабо минерализованной водой. Живет в норах с подводным входом. Там, где нет твердых берегов, ондатра строит хатки из травы и веток. Активна, в основном, в сумерках.

Питается прибрежными и водными растениями, а так же моллюсками, лягушками, изредка мелкой рыбой.

Разводится в неволе ради шкурки.

14. (Нерпа) Слайд №25.

Доскажи слово:
На Каспии и на Байкале,
Её с трудом мы отыскали:
Ведь браконьеров часто жертва
Тюлень с блестящей шкурой…...(нерпа)

Слайд №26 Признаки: длина 1-1,5 м. Окраска сверху серая или черная с густым рисунком из мелких белых колец, снизу светлая.

Обычный обитатель акватории прибрежных вод Печорского моря. Зимой держится на льдах, где иногда, если лед покрыт глубоким снегом, живет в незаметной снаружи подснежной норе, с выходом под лед. Летом держится на мелководьях, изредка образует небольшие залежки на галечных косах.

Питается рыбой, ракообразными. Является основным звеном в пищевой цепи, для белого медведя.

15. (Песец) Слайд №27.

*Ловкий маленький зверёк,
Живёт на севере суровом.
Шерсть его блестит как шёлк,
Как цвет блестящего покрова.
И пусть охотятся за ним,
За драгоценной его шкурой,
Он осторожен, не ленив,
Проворный, хитрый, юркий.

Слайд №28. Признаки: среднего размера приземистый зверь с очень пушистым длинным хвостом и маленькими квадратными ушами. Морда короткая, слабо заостренная. Летом их мех короткий, темно-бурый. Зимой большинство зверей чисто-белые.

Обитает по всей территории тундровой зоны, а так же на островах Арктики. Зимой большая часть зверей откочевывает в лесотундру, изредка забегая далеко на юг; некоторые кочуют по льдам Арктики, следуя за белыми медведями и питаясь остатками их добычи. На период размножения роет сложные норы, обычно на сухих возвышенных местах, первыми освобождающихся от снега.

Питается в основном грызунами, а так же падалью, птицами, отбросами, ягодами. Отлично плавает. Летом почти не боится человека, активен днем. Зимой очень осторожен и ведет ночной образ жизни.

16. (Щука) Слайд №29.

*У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала.

*Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.

17. (Морж) Слайд №30.

Он усатый, но не кот.
Он на севере живёт.
И заботясь о еде,
Рыбу ловит он в воде.

Слайд№31. Признаки: очень массивный зверь(достигает 5 метров). Взрослых легко узнать по бивням – удлиненным верхним клыкам. Молодых моржат можно узнать по густой щетке из коротких жестких усов, тупой, как бы обрубленной морде и складчатой коже. Ушных раковин нет. Взрослые особи светлые, рыжевато-коричневые, на солнце становятся розовыми.

Обитает в арктических морях и Беринговом, где придерживается мелководных участков. Зимой держатся по окраинам плавучих льдов. Весной и летом образует групповые залежки на льду, в конце лета и местами зимой – береговые лежбища. При сильном испуге моржи могут покинуть лежбища на несколько лет или навсегда.

Питается моллюсками и другими беспозвоночными, которых добывает с глубины 30-50 м, вспахивая донный ил бивнями.

18. (Росомаха) Слайд №32.

Доскажи слово:
С ценным мехом хищный зверь –
Никогда ему не верь:
В бой бросается без страха
Брат куницы …(росомаха)

Слайд №33

Признаки: крупный зверь (длина тела около метра), несколько похожий на маленького пушистого остроносого медведя с небольшой головой, небольшими ушами и лохматым хвостом. Окраска от буровато-серой или рыжевато-коричневой до черной. Вдоль боков тянется широкая рыжеватая, белая или желтая полоса, еще одна светлая полоска обычно бывает поперек лба.

Распространена по всей зоне лесотундры. Летом забредает в тундру до самого арктического побережья, зимой – в смешанные леса. Благодаря широким лапам, росомаха не проваливается в снег, и может кочевать на большие расстояния по глубокому снегу. Обычно нор не роет, разве что в снегу, используют различные укрытия и чужие норы. Лишь во время размножения самка роет берлогу в снегу.

В бесснежный период питается в основном молодыми копытными, мелкими животными, личинками насекомых, растительными кормами, легко взбираясь за ними на деревья. Зимой охотится на копытных, зайцев, кормится падалью и мышевидными грызунами, часто следует за стаями волков, куницей, лисой, отнимая добычу или подбирая остатки.

19. (Нельма) Слайд №34.

Составьте слово: для этого возьмите
2-й слог слова тун-нель,
1-й слог слова ма-шина
Нельма, белорыбица.

20. (Белка) Слайд №35.

По веткам скачет, да не птица.
Рыжая, да не лисица.

– Весь кроссворд мы разгадали.

Переверните свои листочки и по памяти назовите названия тех животных, которые записывали в кроссворд. (Дети называют, учитель вывешивает слова на доску)

– На какие группы можно разложить все эти слова? (звери, рыбы, птицы)

– Почему?

– Что есть общее у зверей? (рыб, птиц)

3. Обобщение:

Всё живое может жить, расти, развиваться, размножаться только в определённой среде обитания, к условиям которой оно приспособлено.

Основные среды обитания живых организмов: на земле (наземная среда), в воздухе (воздушная), в воде (водная), неглубоко под землёй (подземная). Приспособление к среде проявляется во внешнем строении и образе жизни живого.

Характерные признаки внешнего строения:

Звери рождают детёнышей живыми и вскармливают их молоком, тело, как правило, покрыто шерстью, есть пасть и четыре ноги.

Птицы – тело покрыто перьями, есть два крыла и две ноги, рот в виде клюва, детёныши появляются из яиц.

Рыбы – вытянутое, как правило, сплющенное по бокам, покрытое чешуёй тело, передвигаются в воде с помощью плавников, мальки появляются из икры или рождаются (у живородящих рыб)

Более подробно знакомиться с каждой группой животных будем на следующих занятиях.

Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней дружить, она раскроет тебе свои секреты и тайны. Но сегодня в природе не всё благополучно. В процессе своей деятельности человек внёс в природу неблагоприятные изменения: загрязнил почву, водоёмы, разрушил места обитания животных и растений. Многие виды животных и растений не сохранены в достаточном количестве. Сейчас под охраной находятся белый медведь, розовая чайка, морская выдра и многие другие животные, которые занесены в Красную книгу. Вам, конечно, трудно помочь этим животным, но вы всегда можете прийти на помощь тем, кто находится рядом – муравьям, дождевым червякам, жукам, бабочкам. Не обижайте их, не вытаптывайте землю и растения там, где они обитают. Тогда у них всегда будет в достатке еды и места для проживания. Последите за своим другом – котом. Многие птицы во время строительства гнезда, знакомства и создания семейки становятся его добычей. Уберегите их от неприятностей!