Цели урока: раскрытие понятия “семья”; совершенствование возможностей обучающихся применять знания, полученные на уроках в работе с ИКТ, при выполнении заданий диска “УМК “Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия”, развитие творческой активности; воспитание бережного отношения к родным и близким.
Планируемые результаты (предметные):
Обучающийся научится: определять родственные связи в семье; обучающийся получит возможность научиться: оценивать характер взаимоотношений людей в семье с позиции этических чувств и доброжелательности.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Личностные. У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу; обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные. Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные. Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, “Портфолио”; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательного текста; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.
Коммуникативные. Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, технология свободной работы; словесный, наглядный, практический.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Семья. Родственные связи.
Образовательные ресурсы:
Книгопечатная продукция:
Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Окружающий мир: Учебник для 1 класса.
Е.А. Андреева, Н. В. Разваляева. “Портфолио первоклассника”.
Технические средства обучения:
Компьютер;
Ноутбуки (для детей);
Медиапроектор;
Интерактивная доска HITACHI FX-TRIO 77;
Диск “УМК “Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия”.
Условные знаки:
Условные знаки “Способ восприятия информации. Виды информации”:
Условные знаки для обозначения видов заданий и этапов урока.
Схема с условными обозначениями для самооценки. Круги для обозначения УУД.
Сценарий урока
I. “Наблюдаю мир вокруг меня” (, карандаш)
Познавательные УУД: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи; выполнение учебных действий; использование знаково-символических средств для решения учебных задач; логические – умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
– Сегодня вы не будете рассказывать о том, что видели необычного в окружающем вас мире, а покажите знаками и символами, кто провожал вас сегодня в школу. (Несколько учеников вывешивают свои работы на доску. Объясняют, что изображено.)
II. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока.
Личностные УУД: наличие познавательных интересов.
Познавательные УУД: общеучебные – понимание вопроса, умение решать ребусы, осуществление нужной информации в учебнике, “Портфолио”; логические – установление причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи.
На доске: Ребус “7Я”. (Символ “Ребус: Р 1 а”)
– Разгадайте ребус. (Ответы детей). “Семья”
– Кто скажет, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
– Да, вы правы. Тема сегодняшнего урока: “Семья”.
– Как вы понимаете значение этого слова? (ответы детей).
– Вот какое определение слову “семья” дается в “Словаре русского языка” С. И. Ожегова: (на доске статья из словаря, дети читают).
Семья – 1. Группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми). 2. перен. Единство, объединение людей, сплоченных общими интересами.
– В “Портфолио” на стр. 7 авторы написали статью о семье. (Читает ученик)
– А теперь давайте прочитаем статью из учебника (стр. 27).
– Что общего во всех определениях слова “семья”? (ответы детей)
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Личностные УУД: желание узнавать новое.
Познавательные УУД: общеучебные – понимание вопроса, умение разгадывать загадки, ориентироваться в заданиях диска “УМК. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия”; логические – установление причинно-следственных связей, осуществление анализа объекта.
Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения; понимание возможности различных позиций других людей; умение работать в паре, группе.
1. Беседа.
– Ребята, послушайте видеозарисовку. (Используется материал урока 14. “Мой дом, моя семья, мои друзья”, окружающий мир, 1 класс. Диск “УМК “Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия”).
– У вас на столах лежат индивидуальные карты. Подпишите их.
– Прослушайте задание №3 “Сколько детей в Петиной семье?” и запишите свой ответ. Проверьте (один ученик у доски нажимает на желтый рычаг. Инопланетянин говорит правильный ответ). Оцените свою работу.
2. Формы свободной работы. Работа по станциям.
(Используется материал урока 14. “Мой дом, моя семья, мои друзья”, окружающий мир, 1 класс. Диск “УМК “Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия”).
У каждого ученика “Индивидуальная карта”, в правом верхнем углу на ней нарисован кружок определенного цвета. Класс делится на 6 групп по 4 человека. Каждая группа работает за ноутбуком, выполняя одно задание. Время работы определяется по “Светофору” на доске. “Хранитель времени” следит за сменой цвета сигнала и предупреждает группу об оставшемся времени. В конце работы на каждой станции все ученики отмечают “личиком” с улыбкой, серьезным выражением или грустным, как понравилось им задание на станции. Каждая группа выполняет все задания, меняясь друг с другом (по часовой стрелке).
– Ребята, сейчас мы будем работать в группах по станциям. На каждой станции вам нужно выполнить одно задание, время выполнения – 2 минуты. Внимательно следите за временем. Давайте вспомним правила работы.
На доске:
- Разбейтесь на группы, выберите “Хранителя времени”.
- Выполняйте задания вместе, переговариваясь друг с другом шепотом.
- Если вам необходима помощь, поднимите руку.
- Передвигайтесь в классе тихо и не мешайте работе других.
- Аккуратно заполните “Индивидуальную карту” по окончании работы.
- Сдайте учителю на проверку листы, в которых вы выполняли задания.
– Найдите свою группу, выберите “Хранителя времени”. Напоминаю, что после выполнения задания, Инопланетянин скажет вам, правильно ли вы выполнили задание. Каждой группе необходимо выполнить все 6 заданий, затем вернуться на свои места.
Задания на станциях (ноутбуки). Знак “Компьютер”, “Работа в группах”.
- “Построй дом”
- “Кто чем увлекается?”
- “Приготовь напиток от простуды”
- “Отгадай загадки”
- “Размести фотографии на стене”
- “Перенести предметы к картинкам, на которых изображены члены Петиной семьи”
Задание: 1) Построй дом (пазлы). 2) Отгадай загадку (дверь). 3) Нажми кнопку нужного этажа в лифте.
Задание: Отгадай загадки, найди предметы-отгадки, перенеси предмет к члену семьи (фотоаппарат, аквариум, спицы для вязания, рубанок).
Задание: Инопланетянин читает инструкцию-алгоритм по приготовлению напитка, щелкая по предметам, необходимо повторить последовательность приготовления.
Задание: отгадай названия игр, отгадки-предметы перенеси к члену семьи (лото, шахматы, мяч).
Задание: Размести фотографии на стене от
самых старших членов семьи к самым младшим.
Инопланетянин рассказывает о членах Петиной
семьи (называет их имена, родственные связи).
Задание: Какие предметы необходимы каждому члену семьи? Перенеси предметы к членам семьи.
Инопланетянин рассказывает о членах Петиной семьи (профессии, в каком классе учатся дети, чем занимаются бабушка и дедушка).
Ученики садятся на свои места (группы выполнили все задания).
– Вам понравились задания? (ответы детей)
– А теперь мы проверим, как вы внимательно слушали то, что вам говорил Инопланетянин. Запишите ответы на вопросы в ваших картах. Знак “Самостоятельная работа”.
Вопросы:
- Как звали Петину старшую сестру? (Светлана)
- Кто самый любимый член Петиной семьи? (младшая сестра Люба)
- Кем работает папа Пети? (учитель)
- В каком классе учится Петя? (в 1-ом)
- Чьи родители бабушка и дедушка? (Петиного папы)
– Давайте проверим ваши ответы. (Самопроверка)
3. Работа в парах. (Знак “Работа в парах”)
Задание (интерактивная доска): “Щелкни по той картинке, что бывает и в твоей семье”.
– Послушайте, что бывает у Пети в семье. Расскажите друг другу, что бывает и у вас в семье.
А теперь расскажите, что бывает у вас в семье. (Ребята выходят к доске, щелкают по нужной картинке; прослушиваем 2-3 пары. После всех выступающих нажимаю на желтый рычаг, Инопланетянин говорит слова о дружной семье.)
4. Рисунок “Моя семья”. Знак “Карандаш”.
– Вспомните о своей семье, о самых близким вам людях. Нарисуйте членов своей семьи на листах бумаги. Три ученика рисуют семью на интерактивной доске (доска позволяет работать одновременно трем пользователям. На доске рисуют дети, которые хорошо освоили способы работы кисточкой, имеют творческие способности). Выставка работ.
IV. Подведение итогов. Знак “Итог”
Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление контроля по результату.
Коммуникативные УУД: умение формулировать свое мнение и позицию.
– О чем мы говорили сегодня на уроке? (план урока)
– Вспомните, что такое семья.
– В семье люди одного возраста?
– За что мы любим наших бабушек и дедушек?
– Чем вы можете помочь старикам?
– Какие способы получения информации были на уроке?
– Какие УУД мы отрабатывали?
V. Самооценка.
РегулятивныеУУД: оценивание совместно с учителем и одноклассниками результата своей работы на уроке.
– Откройте дневники, оцените свою работу на уроке. (Несколько учеников вслух оценивают себя).