Интеллектуально-познавательная математическая игра "Морской бой". 5–6-й классы

Разделы: Математика


Цели игры:

  • Образовательные: научение применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации;
  • Развивающая: развитие у обучающихся логического мышления, внимания и смекалки;
  • Воспитательная: воспитание дисциплинированности, уважения друг к другу, умения работать в группе.

Характеристика участников: возраст участников: 11-13 лет, младшие воспитанники объединения «Математика».

План урока:

  1. Организационный момент, объяснение правил, представление команд (5 мин.)
  2. Первый этап. «Разведка» (3 мин.)
  3. Второй этап. «Бой» (25 мин.)
  4. Третий этап. «Новая стратегия» (5 мин.)
  5. Четвертый этап. «Последний удар» (5 мин.)
  6. Подведение итогов (2 мин.)

Оформление: на доске или стене размещаются два листа расчерченного ватмана с игровым полем, столы и стулья для команд, жюри, отдельные столы для капитанов и карточек с заданиями для каждой команды.

Реквизит: набор чистых карточек, закрывающих игровое поле, уменьшенные варианты игрового поля (см. карточки для капитанов), спички и набор карточек с заданиями для каждой команды. По числу команд заранее подготавливаются расчерченные листы, на которых располагают «корабли» так, чтобы они не касались друг друга даже углами. В предложенном варианте «четырехклеточный», два «трехклеточных», три «двухклеточных» и четыре «одноклеточных» «корабля».

Игровой лист

Жюри: членами жюри могут быть старшие воспитанники объединения «Математика», коллеги педагога или родители участников.

Форма и правила подведения итогов, награждение: выигрывает команда, указавшая наибольшее число баллов.

Распределение баллов:

«четырехклеточный корабль» – 4 балла;
«трехклеточный корабль» – 3 балла;
«двухклеточный корабль» – 2 балла;
«одноклеточный корабль» – 1 балл;
максимальное количество – 20 баллов.

Итоги подводит жюри, награждение участников сразу после окончания игры.

ХОД ИГРЫ

1. Организационный момент, объяснение правил, представление команд

– Ребята представляют свою команду: название, девиз, капитана. Ребята! Сегодня нам с вами предстоит сражение на море. Как и перед любым боем, нам с вами необходимо провести разведку. Её успешность зависит только от вашего внимания. Затем следует само сражение. Первые две карточки вы получаете от ведущего, другие карточки вы выбираете сами. Количество сделанных вами выстрелов зависит от количества баллов на карточке. Затем придет время смены стратегии. Ваш капитан попытается вычислить корабли противника, а команда – открыть «заблокированные» клетки. Тогда вы объединяетесь и называете координаты найденных вами «кораблей».

Зачитываются правила игры для участников:

1) Первый этап. «Разведка». Ребятам выдается на 3 минуты карточки с заданиями. Необходимо найти рисунок, полностью совпадающий с образцом. Рисунки нумеруются справа налево. При правильном ответе открывается соответствующая клетка игрового поля.
2) Второй этап. «Бой». Первые две карточки вы получаете от ведущего, другие карточки капитан выбирает по желанию. Количество сделанных вами выстрелов зависит от количества баллов на карточке. Команда называет номера клеток своего игрового поля (по числу возможных очков), которые хотела бы открыть и получает задание. При правильном его выполнении соответствующая клетка открывается, при неверном – блокируется. У команды есть 8 карточек. Заблокированные клетки открыть нельзя. Если на заблокированной клетке находиться «корабль» или его часть, то «корабль» считается «потерянным», указать на него нельзя, даже если его расположение вычислено. Время раунда ограничено.
3) Третий этап. «Новая стратегия». За отведенное время капитаны команд должны по полученным данным вычислить расположение «кораблей». Им выдается уменьшенный вариант игрового поля, в котором отмечено количество элементов «кораблей», находящихся в каждом столбце и строке. В это время проводится игра с остальными членами команды. Ведущий зачитывает в течении одной минуты вопросы. Учитывается первый прозвучавший ответ. Правильный ответ на 2 вопроса дает возможность открыть любую заблокированную клетку.
4) Четвертый этап. «Последний удар». Команда объединяется и указывает местоположение всех открытых или вычисленных «кораблей». Если какой-то из «кораблей» или его часть остались заблокированы, то назвать его (их) нельзя.
5) Подведение итогов. Выигрывает команда, указавшая наибольшее число баллов

2. Первый этап. «Разведка»

Ребятам выдается на 3 минуты карточки с заданиями (Приложение 1). Необходимо найти рисунок, полностью совпадающий с образцом. Рисунки нумеруются справа налево. При правильном ответе открывается соответствующая клетка игрового поля.

3. Второй этап. «Бой»

Команда называет номер клетки своего игрового поля, которую хотела бы открыть и получает задание. Время выполнения задания ограничено максимум 5 минутами. Время раунда ограничено 25 минутами.

Карточка №1. Максимальное число баллов: 3.

Собери фигуры. Команда получает три конверта, в каждом из которых находится танграм.


квадрат                                дом                              молоток

Карточка №2. Максимальное число баллов: по числу игроков.

Будь внимателен! Из команды выделяется игрок, который должен называть числа от 1 до 100. Если число делится на три, то игрок должен не назвать число, а хлопнуть в ладоши. Каждый игрок, справившийся с заданием, получает очко.
Например: Один – два – хлоп! – четыре – пять – хлоп! – семь – восемь– хлоп!

Карточка № 3. Максимальное число баллов: 3.

Разгадайте ребусы. (Приложение 2)

Карточка № 4. Максимальное число баллов: 2.

Василий Васильевич работает водителем. Каждый день он берет товар на складе и развозит по магазинам. На рисунке указаны все дороги, по которым он проезжал. Причём, как оказалось, ни по одной из них он не проезжал дважды. Каков был маршрут Василия Васильевича? Какой магазин он посетил последним?

Карточка № 5. Максимальное число баллов: 2.

Перед вами фигуры, выложенные из спичек.

Из спичек выстроен дом. Переложите две спички так, чтобы дом повернулся другой стороной.
Спичечный рак ползет вверх. Переложите три спички так, чтобы он полз вниз.

Карточка № 6. Максимальное число баллов: 1.

Гирьки разного цвета весят 1, 2, 3 и 4 кг. С помощью картинок определите вес красной гирьки.

Карточка № 7. Максимальное число баллов: 2.

Ответьте на следующие вопросы:

Как известно, число («пи») равно 3,14… Математики каждый год празднуют день рождения числа . Назовите этот день.
Вдоль траектории забега на равных расстояниях друг от друга поставили 15 столбов. После начала забега спортсмен был у третьего столба через 3 минуты. За сколько минут он пробежит весь путь, если всю дистанцию он бежит по прямой и с одинаковой скоростью.

Карточка № 8. Максимальное число баллов:1.

Сколько кубиков использовалось для построения башни?

4. Третий раунд «Новая стратегия»

За отведенное время капитаны команд должны по полученным данным вычислить расположение «кораблей». В это время проводится игра с остальными членами команды. Ведущий зачитывает в течении минуты вопросы. Учитывается первый прозвучавший ответ. Правильный ответ на 2 вопроса дает возможность открыть любую заблокированную клетку.

Вопросы для первой команды:

  1. Назовите сумму противоположных чисел. (0)
  2. Восемь умножить на шесть будет … (48)
  3. Назовите наименьшее трехзначное число (100)
  4. Сколько будет углов, если один угол у квадрата отрезать (5)
  5. Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали разрезов? (4)
  6. Число, из которого вычитают (уменьшаемое)
  7. Что это может быть: 2 головы, 2 руки, и 6 ног? (всадник на лошади)
  8. Летела стая уток: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток? (3)
  9. На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 5 км. Сколько км проехал велосипед? (5)
  10. Сколько десятков в тысяче?
  11. Сколько месяцев в году имеют в названии 4 буквы (3)
  12. Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, у каждой кошки по 3 котенка. Сколько ног было на мельнице? (2)
  13. Два землекопа выкапывают 2 м канавы за 2 часа. Сколько землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы? (2)
  14. Горело 7 свечей, три погасли. Сколько осталось? (3)
  15. У меня и у вас одинаковое количество денег. Сколько я вам должна вам дать, чтобы у вас стало на 10 рублей больше. (5)
  16. Две дюжины умножить на три дюжины. Сколько получится дюжин? (6)
  17. Гусь стоит 20 рублей и еще половину того, сколько он на самом деле стоил. Сколько стоил гусь? (40)
  18. 132 делить на 11 (12)

Вопросы для второй команды:

  1. Назовите число, которое делится на все числа без остатка. (0)
  2. Семь умножить на шесть (42)
  3. Назовите наибольшее двузначное число (99)
  4. Сколько сторон у квадрата (4)
  5. Веревку разрезали на части. Сделали 6 разрезов. Сколько стало частей (7)
  6. Результат деления одного числа на другое (частное)
  7. Два пошли – 3 гвоздя нашли, Следом четверо пойдут – много ли гвоздей найдут?.(0)
  8. Летела стая, совсем небольшая. Сколько птиц летело и как они назывались? (7 сов)
  9. Тройка лошадей пробежала 90 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (90)
  10. Назовите наименьшее натуральное число
  11. Сколько месяцев в году содержат 30 дней (11)
  12. Угол в два градуса рассматривают в лупу, увеличивающую в 4 раза. Какой величины покажется угол? (2)
  13. Что легче килограмм пуха или килограмм железа? (9)
  14. Шел мужик в Москву и повстречал 7 богомолок; у каждой из них было по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?(1)
  15. Два землекопа выкапывают 2 м канавы за 2 часа. Сколько землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы? (2)
  16. Я задумала пятизначное число, отняла от него единицу и получила четырехзначное число. Какое число я задумала? (10000)
  17. Арбуз стоит 20 рублей и еще половину того, сколько он на самом деле стоил. Сколько стоил арбуз? (40)
  18. 11 умножить на 12 (132)

Карточки для капитанов

5. Четвертый этап «Последний удар»

Команда объединяется и указывает местоположение всех открытых или вычисленных кораблей. Если какой-то из кораблей или его часть остались заблокированы, то назвать его (их) нельзя.

6. Подведение итогов

Выигрывает команда, указавшая наибольшее число очков.
Производится награждение команд.

Рекомендации организаторам:

Ребята делятся на 2 команды по 8-10 человек в команде. На доске перед каждой командой вывешиваются расчерченные листы ватмана, игровое поле закрывается чистыми карточками. Набор карточек с заданиями для каждой команды. На каждой карточке с внешней стороны указывается номер карточки и максимально возможное число очков. Время работы на втором этапе жестко ограничено 25 минутами. Первую карточку ребята получают от ведущего, например, первая команда Карточку №1, вторая – Карточку №2. Номер последующей карточки капитан выбирает по желанию. Команда должна назвать координаты клеток своего игрового поля (по числу возможных очков), которые хотела бы открыть и получает задание. При правильном его выполнении соответствующая клетка открывается, при неверном – блокируется. Заблокированные клетки открыть нельзя. Если на заблокированной клетке находиться «корабль» или его час.

Ответы

Разминка: Ответы В3 (кленовый лист) и А4 (настольная лампа).

Карточка №1. Максимальное число баллов: 3.

Карточка № 3. Максимальное число баллов: 5.

Команда 1: улица Жукова, улица Архангельская, улица Гоголя, улица Беляева, Советский проспект

Команда 2: улица Комарова, улица Архангельская, улица Красная, улица Гоголя, проспект Победы

Карточка № 4. Максимальное число баллов: 2. 2

Карточка № 5. Максимальное число баллов: 2.

Карточка № 6. Максимальное число баллов: 1. 3 кг.

Карточка № 7. Максимальное число баллов: 2. 14 марта; 18 минут

Карточка № 8. Максимальное число баллов:1. 44 кубика

Размещение кораблей

Использованная литература:

1. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: Лицей, 2003. – 288 с.
2. Удальцова Н.В. Математические шарады и ребусы. – М.: Чистые пруды, 2010. 32с.