Цели:
- расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;
- развивать умения понимать и называть обобщающие слова (животные и их детеныши);
- воспитывать любовь к животным.
Предварительная работа:
- Рассматривание картин.
- Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?» А. Барто «Кто как кричит?»
Музыкально-художественная область: выполнение движений под песенку «Лошадка» (муз. Тиличеевой). «Заинька, попляши», «Ах ты, котенька-коток».
Познавательно-исследовательская область: сравнение игрушек-животных.
Продуктивная область (художественное творчество): рисование с элементами ТРИЗ, лепка животных из солёного и бумажного теста.
Материал к занятию: магнитофон, аудиокассеты. Карточки с животными и их детёнышами (из серии «Домашние животные», автор С. Веретенникова). Магнитная доска, фигурки животных.
ХОД НОД
– Ребята, сегодня мы отправимся в гости к бабушке и дедушке в деревню.
– Скажите, на чем можно поехать? (На машине, на лодке, на поезде).
– Да, верно. А мы поедем на автобусе. Чтобы не было нам скучно, давайте споем песню «Еду, еду к бабе, к деду…» (Воспитатель надевает платок)
– Приехали! Проходите, пожалуйста, посмотрите какое у меня хозяйство: есть и птицы и разные животные. Назовите птиц, которых вы узнали (курочка, петушок, цыплята, гуси, утки, индюк). Правильно, молодцы!
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
– Ребята, давайте поиграем. Я буду вам загадывать загадки, а вы в мешочке находить ответ – вынуть то животное, о котором говориться в загадке:
Маленькая, беленькая, как есть начнет – песенку поёт.
– Это кошка, у меня тоже есть кошка. (Настя)
– Молодец, Настя. Теперь достань игрушку.
– Хвост колечком, сидит под крылечком. (Это собака). И другие загадки.
– Хорошо, ребята, вы справились с заданием. А теперь подумайте и скажите, какие это животные?
– Домашние животные (Саша).
– Почему вы так думаете? А смогут ли эти животные прожить без помощи человека? (Ответы детей).
– Правильно, ребята, молодцы. Действительно, эти животные помогают человеку: собака охраняет дом, кошка ловит мышей, лошадь перевозит груз, корова и коза дают молоко, овца – шерсть, из которой можно связать теплые вещи.
– Ребята, предлагаю поиграть. (Игра малой подвижности).
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
(Дети встают в круг, выполняют движения и проговаривают вместе с воспитателем слова.)
– Ребята, а у кого дома есть кот или собака?
– У меня есть кот Васька (Таня, Данил).
– И у меня тоже есть кот Васька, он черного цвета, пушистый и ласковый (Бабушка).
– А мой котик тоже красивый, но он немного кусается (Настя).
– Да, ребята, животные тоже разные по характеру: одни ласковые, другие злые, они умеют обижаться, только не могут об этом сказать. Поэтому надо о них заботиться, нельзя обижать их и выгонять из дома, особенно зимой, иначе они могут погибнуть.
– А теперь посмотрите внимательно сюда: на магнитной доске расставлены животные и их детеныши. Но все ли детки возле своей мамы. Кто из вас сможет им помочь?
(Дети выполняют задание)
– Справились? Молодцы! А теперь я называю маму, а вы – детеныша, хорошо?
Собака – щенок, кошка – котенок, корова – теленок, лошадь – жеребенок, коза – козленок, овца – ягненок и т. д.
– Все правильно, скажите мне, пожалуйста, где вы сегодня были? Кого видели? Что узнали? (Ответы детей)
– Садитесь в автобус, поедем обратно в детский сад.
– Ребята, спасибо, мне было приятно провести с вами время. Меня очень порадовали ваши знания о домашних животных. О том, что вы умеете ухаживать за своими домашними питомцами. Я рада, что вы их любите!