Аннотация
Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.
Музыкально-дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.
Используя музыкально-дидактические игры, педагог без напряжения сможет поддержать положительную детскую мотивацию, что положительно сыграет на развитие ребенка.
Данная методическая разработка содержит методические рекомендации по проведению музыкально-дидактических игр с детьми с ОВЗ. Раскрывает содержание практической деятельности, будет полезна и легка в применении музыкальным руководителям в качестве эффективной формы организации совместной деятельности с детьми.
Введение
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка, тем более с ограниченными возможностями здоровья, уже в дошкольном возрасте. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере.
Музыкально-дидактические пособия и игры могут стать средством активизации музыкального развития ребенка, позволяющие приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию музыки. Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими переживаниями, в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.
Новизна моей разработки заключается в инновационной, оригинальной форме организации совместной деятельности музыкального руководителя и дошкольников, а именно – музыкально-игровой деятельности.
Важность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Цель: Развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.
Для достижения цели выделила задачи:
- учить детей ориентироваться в игровой ситуации;
- развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;
- совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память;
- воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.
Для успешной реализации данных задач составлен перспективно-тематический план для детей средних и старших групп ДОУ, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности
- игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый и динамический);
- игры, развивающие чувство ритма;
- игры, способствующие восприятию музыки;
- игры для развития музыкальной памяти.
Перспективно-тематическое планирование музыкально-дидактических игр
Группа |
Средняя |
Старшая |
Подготовительная |
Сентябрь | «Птица и птенчики» «Лесенка» |
«Солнышко и дождик» «Угадай колокольчик» |
«Весело и грустно» «Музыкальные лесенки» |
Октябрь | «Угадай матрешку» «Тихие и громкие звоночки» |
«Громко и тихо» «Песня–танец–марш» |
«Бубенчики» «Слушаем внимательно» |
Ноябрь | «День рождения» «Учись танцевать» |
«Определи инструмент» «Колобок» |
«Высокая лесенка» «Наши песни» |
Декабрь | «Воздушные шары» «К нам гости пришли» |
«Узнай и спой» «Музыкальное лото» |
«Выложи ритм» «Музыкальные загадки» |
Январь | «Угадай на чем играю» «Укрась музыку» |
«Удивительный светофор» «Что музыкальный инструмент расскажет о себе» |
«Музыкальный магазин» «Наше путешествие» |
Февраль | «Домик –крошечка» «Тише–громче в бубен бей» |
«Веселые гудки» «Цвет–настроение» |
«Солнышко» «Ученый кузнечик» |
Март | «Волшебная посылка» «Кто в домике живет» |
«Звенящий треугольник» «Повтори звуки» |
«Веселый поезд» «Выполни задание» |
Апрель | «Найди игрушку» «Нарисуй песню» |
«Подбери музыку» «Узнай сказку» |
«Кого встретил колобок» «Море» |
Май | «Веселые дудочки» «Качели» |
«Буратино» | «Кто самый внимательный» |
Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Музыкальный руководитель знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале музыкальный руководитель является инициатором проведения игры. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
В процессе игр дети не только приобретают
специальные музыкальные знания, у них
формируются необходимые черты личности, в первую
очередь чувство товарищества, ответственности.
Для того чтобы музыкально-сенсорные способности
детей были успешно сформированы, необходимо
наметить пути их формирования. Для этого очень
важно знать какова музыкальность каждого
ребенка.
Поэтому практическая часть должна происходить в два этапа:
- Подготовительный
- Основной.
На подготовительном этапе, детям необходимо дать общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач.
- Развитие звуковысотного слуха
- Развитие динамического слуха
- Формирование тембрового восприятия
- Совершенствование чувства ритма
Подходящий образ для ведущего данных игр – образ сказочного персонажа. Детям он будет казаться знакомым и будет проще наладить общение. При обучении дети сами в дальнейшем будут участвовать в театрализованном действии. Благодаря этому все занятия проходят в игровой форме. Главная задача педагога – чтобы дети проявили интерес, эмоции, активность, откликались на музыкальные задания с большим желанием.
Музыкально-дидактическая игра «К нам гости пришли»
Данная музыкально-дидактическая игра ознакомит детей со звучанием и разнообразием музыкальных инструментов. Эта игра предназначена для подготовительного возраста. Также, детям необходимо доступно объяснить с помощью ударных инструментов как передать приход гостей. Сценический образ будет способствовать эмоциональному подъему и активности детей.
Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма.
Игровой материал: Взрослые (воспитатель, музыкальный руководитель) и дети, изображающие гостей, ширма, карточки, на которых изображены детские музыкальные инструменты.
Ход: Взрослый говорит: «Сегодня к нам
должны прийти гости». Стук дверь.
Приходит медведь(взрослый в костюме медведя).
«Здравствуйте дети, я пришел к вам в гости. Я
очень люблю плясать и играть. Сегодня я придумал
такую игру: один из вас встает за ширму, выбирает
там музыкальный инструмент, на котором он будет
играть. А остальные будут угадывать, какой же это
волшебный инструмент».
Ребенок проходит за ширму, и с помощью взрослого
выбирает инструмент, который больше всего
подходит к неуклюжему медведю. В данном случае
это будет бубен. Медведь пляшет под бубен, дети
ему хлопают. По окончании пляски медведя дети
должны угадать,под какой инструмент он плясал.
(Предварительно раздаются карточки с
изображением музыкальных инструментов).
Когда дети угадают, приходят другие гости, и
каждый раз используются разные инструменты:
зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на
металлофоне, лошадка – под четкие удары
музыкального молоточка или деревянных ложек,
птичка – под звон колокольчиков.
Музыкально-дидактическая игра «Укрась музыку»
Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма.
Игровой материал: магнитофон с записью «Неаполитанской песни» П.И.Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).
Ход: ребенок слушает сначала
произведение, определяет его ритм, настроение.
Потом, по показу взрослого дети пробуют
применять прием оркестровки. Они повторяют ритм
песни, как бы подыгрывая на музыкальном
инструменте. Потом, в кульминационной части
песни, инструменты звучат все одновременно.
В качестве творческого задания детям
предлагается проявить творчество: украсить
звучание. Например, где-то можно уловить звон
колокольчика, удар в барабан или бубен,
металлофон.
В такой музыкально-дидактической игре дети
различают характер музыки, настроение пытаются
подстроиться под определенный ритм и уловить
малейшие его изменения и проявляют творчество,
что играет немаловажную роль в развитии чувства
ритма.
В игре детям также даются следующие задания:
определить ритм музыки, её настроение, выбрать
музыкальный инструмент из имеющихся и
попробовать «поучаствовать» в создании музыки.
Музыкально-дидактическая игра «Кто поет?»
Цель:
Развивать у детей способность различать
регистры (высокий, средний, низкий)
Дидактический материал:
Карточки с изображением мамы, папы, сына.
Музыкальный материал:
Аудиозаписи музыкальных произведений.
Методика организации игры:
Педагог рассказывает о музыкальной семье,
показывает картинки и говорит, что все в этой
семье любят музыку, но поют разными голосами.
Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким ,
высоким.
Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что
пьеса, звучащая в низком регистре называется
«Рассказ папы» (о военном походе); пьеса звучащая
в среднем регистре, называется «Колыбельная
песенка» (мама поет сыну); в высоком регистре –
«Маленький марш» (мальчик напевает и марширует).
После повторного исполнения каждой из пьес дети
отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную
картинку и показывают ее, объясняя свой выбор.
Заключение
При определении значимости использования музыкально-дидактических игр в обучении дошкольников и анализе сценарных планов, становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкально развития. Поэтому развивающая функция музыкально-дидактических игр очень важна.
Предлагаемые музыкально-дидактические игры, способствуют развитию не только музыкально-сенсорных способностей, но и творческих.
При проведении данных игр необходим наглядный вспомогательный музыкальный материал который позволит в простой доступной игровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение, предаваемое ею.
Необходимо вызвать интерес, активность у детей, развить самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер.
Данные игры рекомендованы для использования его в детских дошкольных образовательных учреждениях, как на музыкальном занятии, так и в индивидуальной работе по музыкальному воспитанию.
Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально-сенсорных. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкально руководителя, осуществляться различными методами и средствами. И музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством.
Список используемой литературы
1. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной
культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.:
Просвещение, 1988. – 144 с.
2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и
методика музыкального воспитания в детском саду:
учеб. Пособие для студ-ов пед. ин-тов. – М.:
просвещение, 1983. – 255 с.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному
воспитанию дошкольников. Пособие для
воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. –
96 с.
4. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ.
Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г.
Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.
5. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные
средства в музыкальном воспитании дошкольников:
Пособие для воспитателей и муз. Руководителей
дет.садов. – М.: просвещение, 1986. – 144 с.
6. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание
дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред.пед.
учеб. завед. – 2-е из. – М.: Издательский центр
«Академия», 1998.