Методическая разработка "Организация и проведение музыкально-дидактических игр"

Разделы: Работа с дошкольниками


Аннотация

Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.

Музыкально-дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.

Используя музыкально-дидактические игры, педагог без напряжения сможет поддержать положительную детскую мотивацию, что положительно сыграет на развитие ребенка.

Данная методическая разработка содержит методические рекомендации по проведению музыкально-дидактических игр с детьми с ОВЗ. Раскрывает содержание практической деятельности, будет полезна  и легка в применении музыкальным руководителям в качестве эффективной формы организации совместной деятельности с детьми.

Введение

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка, тем более с ограниченными возможностями здоровья, уже в дошкольном возрасте. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере.

Музыкально-дидактические пособия и игры могут стать средством активизации музыкального развития ребенка, позволяющие приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию музыки. Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими переживаниями, в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.

Новизна моей разработки заключается в инновационной, оригинальной форме организации совместной деятельности музыкального руководителя и дошкольников, а именно – музыкально-игровой деятельности.

Важность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Цель: Развивать  музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Для достижения цели выделила задачи:

  • учить детей ориентироваться в игровой ситуации;
  • развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;
  • совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память;
  • воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.

Для успешной реализации данных задач составлен перспективно-тематический план для детей средних и старших групп ДОУ, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности

  • игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый и динамический);
  • игры, развивающие чувство ритма;
  • игры, способствующие восприятию музыки;
  • игры для развития музыкальной памяти.

Перспективно-тематическое планирование музыкально-дидактических игр

Группа
Месяц

Средняя

Старшая

Подготовительная

Сентябрь «Птица и птенчики»
«Лесенка»
«Солнышко и дождик»
«Угадай колокольчик»
«Весело и грустно»
«Музыкальные лесенки»
Октябрь «Угадай матрешку»
«Тихие и громкие звоночки»
«Громко и тихо»
«Песня–танец–марш»
«Бубенчики»
«Слушаем внимательно»
Ноябрь «День рождения»
«Учись танцевать»
«Определи инструмент»
«Колобок»
«Высокая лесенка»
«Наши песни»
Декабрь «Воздушные шары»
«К нам гости пришли»
«Узнай и спой»
«Музыкальное лото»
«Выложи ритм»
«Музыкальные загадки»
Январь «Угадай на чем играю»
«Укрась музыку»
«Удивительный светофор»
«Что музыкальный инструмент расскажет о себе»
«Музыкальный магазин»
«Наше путешествие»
Февраль «Домик –крошечка»
«Тише–громче в бубен бей»
«Веселые гудки»
«Цвет–настроение»
«Солнышко»
«Ученый кузнечик»
Март «Волшебная посылка»
«Кто в домике живет»
«Звенящий треугольник»
«Повтори звуки»
«Веселый поезд»
«Выполни задание»
Апрель «Найди игрушку»
«Нарисуй песню»
«Подбери музыку»
«Узнай сказку»
«Кого встретил колобок»
«Море»
Май «Веселые дудочки»
«Качели»
«Буратино» «Кто самый внимательный»

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Музыкальный руководитель  знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале музыкальный руководитель  является инициатором проведения игры. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
Для того чтобы музыкально-сенсорные способности детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути их формирования. Для этого очень важно знать какова музыкальность каждого ребенка.

Поэтому практическая часть должна происходить в два этапа:

  1. Подготовительный
  2. Основной.

На подготовительном этапе, детям необходимо дать общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач.

  • Развитие звуковысотного слуха
  • Развитие динамического слуха
  • Формирование тембрового восприятия
  • Совершенствование чувства ритма

Подходящий образ для ведущего данных игр – образ сказочного персонажа. Детям он будет казаться знакомым и будет проще наладить общение. При обучении дети сами в дальнейшем будут участвовать в театрализованном действии. Благодаря этому все занятия проходят в игровой форме. Главная задача педагога – чтобы дети проявили интерес, эмоции, активность, откликались на музыкальные задания с большим желанием.

Музыкально-дидактическая игра «К нам гости пришли»

Данная музыкально-дидактическая игра ознакомит детей со звучанием и разнообразием музыкальных инструментов. Эта игра предназначена для подготовительного возраста. Также, детям необходимо доступно объяснить с помощью ударных инструментов как передать приход  гостей.  Сценический  образ будет способствовать эмоциональному подъему и активности детей.

Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма.

Игровой материал: Взрослые (воспитатель, музыкальный руководитель) и дети, изображающие гостей, ширма, карточки, на которых изображены детские музыкальные инструменты.

Ход: Взрослый говорит: «Сегодня к нам должны прийти гости». Стук дверь.
Приходит медведь(взрослый в костюме медведя).
«Здравствуйте дети, я пришел к вам в гости. Я очень люблю плясать и играть. Сегодня я придумал такую игру: один из вас встает за ширму, выбирает там музыкальный инструмент, на котором он будет играть. А остальные будут угадывать, какой же это волшебный инструмент».
Ребенок проходит за ширму, и с помощью взрослого выбирает инструмент, который больше всего подходит к неуклюжему медведю. В данном случае это будет бубен. Медведь пляшет под бубен, дети ему хлопают. По окончании пляски медведя дети должны угадать,под какой инструмент он плясал. (Предварительно раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов).
Когда дети угадают, приходят другие гости, и каждый раз используются разные инструменты: зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка – под четкие удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка – под звон колокольчиков.

Музыкально-дидактическая игра «Укрась музыку»

Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма.

Игровой материал: магнитофон с записью «Неаполитанской песни» П.И.Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).

Ход: ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.
В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество: украсить звучание. Например, где-то можно уловить звон колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон.
В такой музыкально-дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения и проявляют творчество, что играет немаловажную роль в развитии чувства ритма.
В игре детям также даются следующие задания: определить ритм музыки, её настроение, выбрать музыкальный инструмент из имеющихся и попробовать «поучаствовать» в создании музыки.

Музыкально-дидактическая игра «Кто поет?»

Цель:
Развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий)
Дидактический  материал:
Карточки с изображением мамы, папы, сына.
Музыкальный материал:
Аудиозаписи музыкальных произведений.
Методика организации игры:
Педагог рассказывает о музыкальной  семье, показывает картинки и говорит, что все в этой семье любят  музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким , высоким.
Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что пьеса, звучащая в низком регистре называется «Рассказ папы» (о военном походе); пьеса звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная песенка» (мама поет сыну); в высоком регистре – «Маленький марш» (мальчик напевает и марширует).
После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают ее, объясняя свой выбор.

Заключение

При определении значимости использования музыкально-дидактических игр в обучении дошкольников и анализе сценарных планов, становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкально развития. Поэтому развивающая функция музыкально-дидактических игр очень важна.

Предлагаемые музыкально-дидактические игры, способствуют развитию не только музыкально-сенсорных способностей, но и творческих.

При проведении данных игр необходим наглядный вспомогательный музыкальный материал который позволит в простой доступной игровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение, предаваемое ею.

Необходимо вызвать интерес, активность у детей, развить самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер.

Данные игры рекомендованы для использования его в детских дошкольных образовательных учреждениях, как на музыкальном занятии, так и в индивидуальной работе по музыкальному воспитанию.

Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально-сенсорных. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкально руководителя, осуществляться различными методами и средствами. И музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством.

Список используемой литературы

1. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед. ин-тов. – М.: просвещение, 1983. – 255 с.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. – 96 с.
4. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.
5. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. Руководителей дет.садов. – М.: просвещение, 1986. – 144 с.
6. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред.пед. учеб. завед. – 2-е из. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.