Цели урока:
1. Образовательная:
– выяснить условия, при которых внутренняя энергия тела изменяется,
– дать понятие теплопередачи;
2. Развивающая:
– развивать правильную речь, логическое мышление;
3. Воспитательная:
– достигать внимания, сосредоточение внимания на изучение новой темы, активности
класса.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
2. Проверка усвоения изученного материала (проверка домашнего задания).
(Работа по карточкам, 8 карточек по 2 варианта.)
Вариант № 1.
- Дайте определение внутренней энергии тела.
- Почему при малых значениях кинетической и потенциальной энергии одной молекулы внутренняя энергия тела достаточно большая величина?
- Камень лежал на земле, его подняли и положили на скамейку, а затем подбросили вверх. Изменилась ли внутренняя энергия камня при таких изменениях его положения?
Вариант № 2.
- Почему внутренняя энергия тела увеличивается с увеличением средней скорости движения молекул тела?
- Почему внутренняя энергия тела изменяется при деформации тела?
- Укажите, в каком из перечисленных ниже случаев, внутренняя энергия воды
не изменяется:
а) воду переливают из ведра в чайник;
б) её нагревают до кипения;
в) оставляют кипящей на плите.
3. Изучение нового теоретического материала.
Изменение внутренней энергии тела при повышении его температуры или при её понижении.
Опыт: на подставке укреплена тонкостенная латунная трубка, в которую налито немного эфира, трубка плотно закрыта пробкой. Трубку обвивают верёвкой и быстро двигают верёвку то в одну, то в другую сторону. Через некоторое время эфир закипает и пар вытолкнет пробку.
Внутренняя энергия тела увеличивается за счёт работы, совершённой над ним другими телами.
Увеличение внутренней энергии тела при его деформации; уменьшение внутренней энергии тела в случае, если тело совершает работу над другими телами.
Опыт: берут толтостенный стеклянный сосуд, закрытый пробкой. Через специальное отверстие в сосуд накачивают воздух, в котором содержится водяной пар. Через некоторое время пробка выскакивает из сосуда. В тот момент, когда пробка выскакивает, в сосуде появляется туман. Появление тумана означает, что воздух в сосуде стал холоднее, следовательно, его внутренняя энергия уменьшилась.
Объясняется это тем, что находящийся в сосуде сжатый воздух, выталкивая пробку, совершает работу. Эту работу он совершает за счёт своей внутренней энергии, которая при этом уменьшается. Об уменьшении энергии мы судим по охлаждению воздуха в сосуде.
Выяснение физической сути процесса нагревания холодной металлической ложки, опущенной в горячую воду. Постепенное выравнивание температур ложки и воды.
Понятие процесса теплопередачи.
Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом называется теплопередачей.
Два способа изменения внутренней энергии:
- совершение над телом механической работы,
- теплопередача.
4. Закрепление изученного материала.
Задача № 1.
Растяните слегка резиновую нить. Как надо поступить (отпустить нить или растянуть сильнее), чтобы ее внутренняя энергия увеличилась?
Задача № 2.
Кусок сахара раздробили на мелкие кусочки, а потом растёрли в порошок. В каком случае внутренняя энергия сахара больше?
Задача № 3.
Каким способом и как изменяется внутренняя энергия пилы при распиливании бревна? На основании чего вы об этом судите?
Задача № 4.
Каким способом и как изменяется внутренняя энергия продуктов, положенных в холодильник? Объясните это на основе МКТ.
Задача № 5.
Почему при обработке детали напильником деталь и напильник нагреваются?
5. Подведение итогов.
– Как изменяется внутренняя энергия тела, когда над ним совершают работу.
– Приведите примеры увеличения внутренней энергии тела способом теплопередачи.
– Что такое теплопередача?
– Объясните на основе молекулярного строения вещества нагревание ложки,
опущенной в горячую воду.
– Какими двумя способами можно изменить внутреннюю энергию тела?
6. Домашнее задание. § 3, задание № 1 с.10, рабочая тетрадь: урок № 2 (2 часть).