Урок физики по теме "Способы изменения внутренней энергии тела". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели урока:

1. Образовательная:
– выяснить условия, при которых внутренняя энергия тела изменяется,
– дать понятие теплопередачи;

2. Развивающая:
– развивать правильную речь, логическое мышление;

3. Воспитательная:
– достигать внимания, сосредоточение внимания на изучение новой темы, активности класса.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

2. Проверка усвоения изученного материала (проверка домашнего задания).

(Работа по карточкам, 8 карточек по 2 варианта.)

Вариант № 1.

  1. Дайте определение внутренней энергии тела.
  2. Почему при малых значениях кинетической и потенциальной энергии одной молекулы внутренняя энергия тела достаточно большая величина?
  3. Камень лежал на земле, его подняли и положили на скамейку, а затем подбросили вверх. Изменилась ли внутренняя энергия камня при таких изменениях его положения?

Вариант № 2.

  1. Почему внутренняя энергия тела увеличивается с увеличением средней скорости движения молекул тела?
  2. Почему внутренняя энергия тела изменяется при деформации тела?
  3. Укажите, в каком из перечисленных ниже случаев, внутренняя энергия воды не изменяется:
    а) воду переливают из ведра в чайник;
    б) её нагревают до кипения;
    в) оставляют кипящей на плите.

3. Изучение нового теоретического материала.

Изменение внутренней энергии тела при повышении его температуры или при её понижении.

Опыт: на подставке укреплена тонкостенная латунная трубка, в которую налито немного эфира, трубка плотно закрыта пробкой. Трубку обвивают верёвкой и быстро двигают верёвку то в одну, то в другую сторону. Через некоторое время эфир закипает и пар вытолкнет пробку.

Внутренняя энергия тела увеличивается за счёт работы, совершённой над ним другими телами.

Увеличение внутренней энергии тела при его деформации; уменьшение внутренней энергии тела в случае, если тело совершает работу над другими телами.

Опыт: берут толтостенный стеклянный сосуд, закрытый пробкой. Через специальное отверстие в сосуд накачивают воздух, в котором содержится водяной пар. Через некоторое время пробка выскакивает из сосуда. В тот момент, когда пробка выскакивает, в сосуде появляется туман. Появление тумана означает, что воздух в сосуде стал холоднее, следовательно, его внутренняя энергия уменьшилась.

Объясняется это тем, что находящийся в сосуде сжатый воздух, выталкивая пробку, совершает работу. Эту работу он совершает за счёт своей внутренней энергии, которая при этом уменьшается. Об уменьшении энергии мы судим по охлаждению воздуха в сосуде.

Выяснение физической сути процесса нагревания холодной металлической ложки, опущенной в горячую воду. Постепенное выравнивание температур ложки и воды.

Понятие процесса теплопередачи.

Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом называется теплопередачей.

Два способа изменения внутренней энергии:

  1. совершение над телом механической работы,
  2. теплопередача.

4. Закрепление изученного материала.

Задача № 1.

Растяните слегка резиновую нить. Как надо поступить (отпустить нить или растянуть сильнее), чтобы ее внутренняя энергия увеличилась?

Задача № 2.

Кусок сахара раздробили на мелкие кусочки, а потом растёрли в порошок. В каком случае внутренняя энергия сахара больше?

Задача № 3.

Каким способом и как изменяется внутренняя энергия пилы при распиливании бревна? На основании чего вы об этом судите?

Задача № 4.

Каким способом и как изменяется внутренняя энергия продуктов, положенных в холодильник? Объясните это на основе МКТ.

Задача № 5.

Почему при обработке детали напильником деталь и напильник нагреваются?

5. Подведение итогов.

– Как изменяется внутренняя энергия тела, когда над ним совершают работу.
– Приведите примеры увеличения внутренней энергии тела способом теплопередачи.
– Что такое теплопередача?
– Объясните на основе молекулярного строения вещества нагревание ложки, опущенной в горячую воду.
– Какими двумя способами можно изменить внутреннюю энергию тела?

6. Домашнее задание. § 3, задание № 1 с.10, рабочая тетрадь: урок № 2 (2 часть).