Профилактика и коррекция вербальной агрессии (сквернословия) подростков в условиях школ открытого типа

Разделы: Школьная психологическая служба


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, страх и озлобленность, жестокость и насилие. Последствием духовно-культурной катастрофы в наше время, стало повсеместное употребление ненормативной, бранной лексики, сквернословия. Если раньше «матерщина» была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат все глубже и глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества.

Очень часто, нецензурная брань представляет собой оскорбления, проявляющиеся в форме вербальной активной прямой агрессии. А вербальная агрессия в свою очередь провоцирует невербальные действия. Взаимные оскорбления, сквернословие, ругань, угрозы часто приводят к проявлению асоциального агрессивного поведения. Применение силы, драки – это только одна сторона физического вреда нецензурной брани на здоровье человека.

Под воздействием сквернословия происходят изменения в генетическом коде человека, изменяются структуры ДНК, приводящие к быстрому старению и сокращению срока жизни человека, появляются возрастные изменения на клеточном уровне, которые ведут к всевозможным болезням.

Вербальная агрессия, (сквернословие) становится нормой общения, а это в свою очередь ведет к моральному, физическому и духовному разложению и человека, и общества. Мат приведет к ухудшению психофизического состояния в целом. На данный момент проблема сквернословия требует немедленного разрешения.
Сквернословие, как форма вербальной агрессии формируется преимущественно в процессе социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для ее профилактики и коррекции.

Данная программа разработана для школ открытого типа. Для учащихся и подростков, имеющих трудности не только в обучении, но в формировании социальной адаптации. Имеющие трудности и конфликты в межличностных, групповых отношениях. Подростки с психолого-педагогической запущенностью, подростки группы риска.

В программу включена своевременная диагностика неконструктивного поведения подростков и формирование дифференцированного подхода в выборе профилактических средств и психолого-педагогической коррекции употребления ненормативной лексики подростками.

Цель программы: психопрофилактика и психокоррекция вербальной агрессии подростков.

Задачи:

  • Изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения подростков с людьми.
  • Обучение подростков способам выражения гнева, агрессии в приемлемой форме.
  • Формирование мотивации к снижению потребления нецензурной  брани в лексиконе подростков.
  • Обучение подростков приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Научить снижать уровень  напряжения, агрессии и гнева через приемы релаксации.
  • Обучение подростков навыкам общения в возможных конфликтных ситуациях, и обучение моделям эффективной  коммуникации.
  • Формирование у подростков  потребности в духовно-нравственном росте,  эмпатии,  доверие к людям, Умение предъявлять свои чувства, эмоции через их проигрывание и приглашения к  сотрудничеству.
  • Стимулирование рефлексии участников.
  • Развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе личностных изменений и  изменений в поведении.
  • Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья. Формирование здорового образа жизни, без употребления нецензурной лексики.

Формы работы используемые в  коррекционно-профилактический программе: групповое обсуждение, групповая дискуссия, психодиагностика, разбор и проигрывание проблемных ситуаций, информирование, психогимнастика, мозговой штурм, основы техники саморегуляции, медитации, проективные методики, арт-терапия и т.д.

Возраст подростков, участвующих в программе от 14 до 16 лет.  Колличество детей в группе не более 10 подростков.

Программа предусматривает 21 занятие по 1,5 часа, с периодичностью 1 раза в 2 недели в течение учебного года.

Пространственно-временная ориентация: время  начала  и окончания   занятий  должны быть четко  регламентированы, после уроков,  желательно в одно и тоже время. 
Наличие отдельного, изолированного, тихого помещения, куда нет доступа посторонним  лицам во время проведения занятий. Кабинет должен быть светлым, проветриваемым, соответствовать санитарно эпидемиологическим и противопожарным нормам.  Мягкое освещение,  удобная мебель, разнообразные  декоративные  произведения (картины), часы. В кабинете должны быть стулья – до 14шт., столы 6, школьная  доска (по возможности).

Материал и оборудование: аудио магнитофон, кассеты и диски,  ватман, бумага белая формат А4, бумага цветная, клей, краски, карандаши, цветной мел, ткань (зеленая, 1*1метр), цветная материя, мяч и т.д.

Психологическая диагностика: методика диагностики и показателей форм агрессии А.Басса и А.Дарки

Ожидаемый результат:

  • Формирование позитивного отношения к себе, к окружающим, развитие эмпатии.
  • Повышение сопротивляемости к стрессовым и конфликтным ситуациям.
  • Снижения уровня  употребления нецензурной речи в  лексиконе подростков.
  • Освоение техник саморегуляции  и релаксации.
  • Развитие навыков самоконтроля.
  • Формирование здорового образа жизни.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№,  название блока

Тема

Всего часов Теория Практика
I. Знакомство 1 Знакомство. 1,5 ч. 0,0 1,5
II. Общение 2 Понятие, виды  и функции общения. 1,5 0,5 1,0
  3 Приятно ли с вами общаться? 1,5 0,5 1,5
  4 Барьеры общения. 1,5 0,5 1,0
III. Агрессия 5 Понятие, теории и виды агрессии. 1,5 0,5 1,0
  6 Причины агрессии. 1,5 0,5 1,0
  7 Последствия  вербальной агрессии (сквернословия). 1,5 0,5 1.0
IV. Сквернословие 8 Понятие и причины причины сквернословия. 1,5 0,5 1,0
  9 Функции сквернословия. 1,5 0,5 1.0
V. Семья и Я 10 Семья 1,5 0,5 1,0
  11 Любовь. Близость 1,5 0,5 1.0
  12 Счастье. 1,5 0,0 1,5
  13 Семья, трудности и сквернословие. 1,5 0,5 1.0
  14 Доверие 1,5 0,0 1.5
VI. Конфликт 15 Понятие конфликта. 1,5 0,5 1.0
  16 Структура и функции конфликта 1,5 0,5 1.0
  17 Профилактика конфликта 1,5 0,5 1.0
VII. Личность 18 Самоконтроль 1,5 0,0 1.5
  19 Чувства 1,5 0,5 1,0
  20 Я – Личность 1,5 0,5 1.0
VIII.Заключение 21 Заключение 1,5 0,5 1.0

III. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Приложение 1

Приложение 2