I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, страх и озлобленность, жестокость и насилие. Последствием духовно-культурной катастрофы в наше время, стало повсеместное употребление ненормативной, бранной лексики, сквернословия. Если раньше «матерщина» была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат все глубже и глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества.
Очень часто, нецензурная брань представляет собой оскорбления, проявляющиеся в форме вербальной активной прямой агрессии. А вербальная агрессия в свою очередь провоцирует невербальные действия. Взаимные оскорбления, сквернословие, ругань, угрозы часто приводят к проявлению асоциального агрессивного поведения. Применение силы, драки – это только одна сторона физического вреда нецензурной брани на здоровье человека.
Под воздействием сквернословия происходят изменения в генетическом коде человека, изменяются структуры ДНК, приводящие к быстрому старению и сокращению срока жизни человека, появляются возрастные изменения на клеточном уровне, которые ведут к всевозможным болезням.
Вербальная агрессия, (сквернословие)
становится нормой общения, а это в свою очередь
ведет к моральному, физическому и духовному
разложению и человека, и общества. Мат
приведет к ухудшению психофизического состояния
в целом. На данный момент проблема сквернословия
требует немедленного разрешения.
Сквернословие, как форма вербальной агрессии
формируется преимущественно в процессе
социализации в детском и подростковом возрасте,
и именно этот возраст наиболее благоприятен для
ее профилактики и коррекции.
Данная программа разработана для школ открытого типа. Для учащихся и подростков, имеющих трудности не только в обучении, но в формировании социальной адаптации. Имеющие трудности и конфликты в межличностных, групповых отношениях. Подростки с психолого-педагогической запущенностью, подростки группы риска.
В программу включена своевременная диагностика неконструктивного поведения подростков и формирование дифференцированного подхода в выборе профилактических средств и психолого-педагогической коррекции употребления ненормативной лексики подростками.
Цель программы: психопрофилактика и психокоррекция вербальной агрессии подростков.
Задачи:
- Изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения подростков с людьми.
- Обучение подростков способам выражения гнева, агрессии в приемлемой форме.
- Формирование мотивации к снижению потребления нецензурной брани в лексиконе подростков.
- Обучение подростков приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Научить снижать уровень напряжения, агрессии и гнева через приемы релаксации.
- Обучение подростков навыкам общения в возможных конфликтных ситуациях, и обучение моделям эффективной коммуникации.
- Формирование у подростков потребности в духовно-нравственном росте, эмпатии, доверие к людям, Умение предъявлять свои чувства, эмоции через их проигрывание и приглашения к сотрудничеству.
- Стимулирование рефлексии участников.
- Развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе личностных изменений и изменений в поведении.
- Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья. Формирование здорового образа жизни, без употребления нецензурной лексики.
Формы работы используемые в коррекционно-профилактический программе: групповое обсуждение, групповая дискуссия, психодиагностика, разбор и проигрывание проблемных ситуаций, информирование, психогимнастика, мозговой штурм, основы техники саморегуляции, медитации, проективные методики, арт-терапия и т.д.
Возраст подростков, участвующих в программе от 14 до 16 лет. Колличество детей в группе не более 10 подростков.
Программа предусматривает 21 занятие по 1,5 часа, с периодичностью 1 раза в 2 недели в течение учебного года.
Пространственно-временная ориентация:
время начала и окончания занятий
должны быть четко регламентированы, после
уроков, желательно в одно и тоже время.
Наличие отдельного, изолированного, тихого
помещения, куда нет доступа посторонним лицам
во время проведения занятий. Кабинет должен быть
светлым, проветриваемым, соответствовать
санитарно эпидемиологическим и противопожарным
нормам. Мягкое освещение, удобная мебель,
разнообразные декоративные произведения
(картины), часы. В кабинете должны быть стулья –
до 14шт., столы 6, школьная доска (по
возможности).
Материал и оборудование: аудио магнитофон, кассеты и диски, ватман, бумага белая формат А4, бумага цветная, клей, краски, карандаши, цветной мел, ткань (зеленая, 1*1метр), цветная материя, мяч и т.д.
Психологическая диагностика: методика диагностики и показателей форм агрессии А.Басса и А.Дарки
Ожидаемый результат:
- Формирование позитивного отношения к себе, к окружающим, развитие эмпатии.
- Повышение сопротивляемости к стрессовым и конфликтным ситуациям.
- Снижения уровня употребления нецензурной речи в лексиконе подростков.
- Освоение техник саморегуляции и релаксации.
- Развитие навыков самоконтроля.
- Формирование здорового образа жизни.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№, название блока |
№ | Тема |
Всего часов | Теория | Практика |
I. Знакомство | 1 | Знакомство. | 1,5 ч. | 0,0 | 1,5 |
II. Общение | 2 | Понятие, виды и функции общения. | 1,5 | 0,5 | 1,0 |
3 | Приятно ли с вами общаться? | 1,5 | 0,5 | 1,5 | |
4 | Барьеры общения. | 1,5 | 0,5 | 1,0 | |
III. Агрессия | 5 | Понятие, теории и виды агрессии. | 1,5 | 0,5 | 1,0 |
6 | Причины агрессии. | 1,5 | 0,5 | 1,0 | |
7 | Последствия вербальной агрессии (сквернословия). | 1,5 | 0,5 | 1.0 | |
IV. Сквернословие | 8 | Понятие и причины причины сквернословия. | 1,5 | 0,5 | 1,0 |
9 | Функции сквернословия. | 1,5 | 0,5 | 1.0 | |
V. Семья и Я | 10 | Семья | 1,5 | 0,5 | 1,0 |
11 | Любовь. Близость | 1,5 | 0,5 | 1.0 | |
12 | Счастье. | 1,5 | 0,0 | 1,5 | |
13 | Семья, трудности и сквернословие. | 1,5 | 0,5 | 1.0 | |
14 | Доверие | 1,5 | 0,0 | 1.5 | |
VI. Конфликт | 15 | Понятие конфликта. | 1,5 | 0,5 | 1.0 |
16 | Структура и функции конфликта | 1,5 | 0,5 | 1.0 | |
17 | Профилактика конфликта | 1,5 | 0,5 | 1.0 | |
VII. Личность | 18 | Самоконтроль | 1,5 | 0,0 | 1.5 |
19 | Чувства | 1,5 | 0,5 | 1,0 | |
20 | Я – Личность | 1,5 | 0,5 | 1.0 | |
VIII.Заключение | 21 | Заключение | 1,5 | 0,5 | 1.0 |