Цели.
Коррекционно-образовательные: закрепление представлений о зиме и её приметах, уточнение, совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие: развитие фонематического восприятия, развитие зрительного и слухового внимания, мышления; мелкой и крупной моторики, координации речи с движением, развитие лексического словаря по теме “Зима”, “Деревья”, “Виды спорта”.
Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Воспитание любви к спорту. Создание эмоционально-позитивного настроя, духа соревнования, привитие стремления познать новое.
Оборудование: презентация, запись музыки Чайковского “Времена года”. Интерактивная доска.
Место проведения: класс
Ход мероприятия
1. Орг.момент. Введение в тему.
Загадка.
Логопед: Ребята, сегодня у нас викторина. Мы с вами немного поиграем. Чтобы узнать тему нашей викторины, нужно угадать загадку.
Наступили холода
Обернулась в лёд вода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?
Дети: зимой
Слайд 1
2. Подбор сравнений.
Звучит музыка Чайковского “Времена года. Ноябрь”.
Логопед: Посмотрите в окно, у нас на самом деле зима. Когда я смотрю в зимнее окно на метель, кружение снежных вихрей, их чарующий танец, я представляю театр и вижу танцующую балерину. Давайте вместе придумаем такие красивые сравнения: Я вам буду называть какое-либо действие, а вы будете называть похожее действие, происходящее в природе зимой: например: кружится балерина - кружатся снежинки
Слайд 2
Летит птица – летит … снег
Слайд 3
Дует человек – дует … Ветер
Слайд 4
Кружится балерина – кружится … снежинка
Слайд 5
Завывает волк – завывает … вьюга
Слайд 6
Злится человек – злится … мороз
Конкурс “Растения и животные зимой”
Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у неё прибрано, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят они в одинаковых нарядах. Сейчас проверим, как вы знаете название деревьев. Вам нужно по зимней ветке узнать дерево.
Слайд 7 - ветка сосны – дерево сосна;
Слайд 8 - ветка ели – дерево ель;
Слайд 9 - ветка рябины – дерево рябина;
Слайд 10 - ветка дуба – дерево дуб.
Логопед:
Наша зима, очень разная. На первый взгляд, каждый год одно и то же: снег да мороз. А на самом деле, если присмотреться, она и студеная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, и с солнцем. И день зимой разный! Утро раннее – тихое, не слышное, и снегом хрустящим. А вечер – длинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки.
Зима – волшебница. Она околдовывает всех, кто подвластен её чарам. Зима одевает природу в невиданные наряды.
Логопед: А теперь “Конкурс чтецов”.
Вам, ребята, было дано задание: выучить стихи по теме “Зима”. Дети читают стихи.
Логопед: гуляя зимой, можно легко заболеть. Но нам простуда не страшна. Почему? (Мы делаем дыхательную гимнастику, принимаем витамины, едим чеснок, лук, обливаем руки прохладной водой). А ещё мы делаем массаж “Неболейка”.
Массаж биологически активных точек “Неболейка”.
Звучит музыка Чайковского “Времена года. Ноябрь”.
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание ладонями шеи сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем ко лбу ладони и растираем)
“Вилку” пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (растираем точки впереди и сзади ушей и шею)
Знаем, знаем, да – да – да, нам простуда не страшна (потираем обе ладони).
Конкурс “Зимние виды спорта”
Слайды с 11 по 15
Логопед: Зима лучшее время для закаливания. Свежий, морозный воздух благоприятно действует на организм человека. Сейчас проверим, как вы знаете зимние виды спорта?
Как называется вид спорта? – Лыжные гонки. (Лыжные гонки, конькобежный спорт, фигурное катание, сноубординг, прыжки с трамплина, биатлон).
Физкультминутка “Зима”.
Логопед: Ребята, вы, наверное, устали. Давайте немного отдохнём.
Наконец пришла зима, встать, руки в стороны
Стали белыми дома, руки над головой, ладони
вместе
Снег на улице метёт, встать, движения руками
сверху вниз
Дворник улицу метёт, изобразить
Мы катаемся на санках, изобразить
Пишем на катке круги, руки за спину, повороты
кругом
Ловко бегаем на лыжах, изобразить
И играем все в снежки! наклон, присесть, встать,
изобразить бросок вдаль
Логопед:
Наша зима, очень разная. На первый взгляд, каждый год одно и то же: снег да мороз. А на самом деле, если присмотреться, она и студеная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, и с солнцем. И день зимой разный! Утро раннее – тихое, не слышное, и снегом хрустящим. А вечер – длинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки.
Зима – волшебница. Она околдовывает всех, кто подвластен её чарам. Зима одевает природу в невиданные наряды.
Логопед:
Зимушка-зима хочет, чтобы вы отгадали загадки. Презентация. Слайды с 16 по 24
Логопед: на этом наша викторина завершается. Мы попросим наше жюри подвести итоги. А в это время, чтобы ребятам не было скучно, мы нарисуем зимнюю картину. (Дети на интерактивной доске рисуют: ёлочка, солнышко, снежинки).
Подводятся итоги. Награждение.
Используемая литература
1. Волкова Л.С. Логопедия. – Москва, Просвещение,1989.
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2004.
3. Ткаченко Т.А. Речь и моторика.- Москва,ЭКСМО, 2007.
4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков. – Москва, ВЛАДОС, 2002.