Базовый учебник: Семакин, И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс : Учебник для 8 класса [Текст] / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – с.17-22
Цель урока: познакомить обучающихся с основными информационными процессами: хранение, передача и обработка информации.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с понятием информационного процесса;
- расширить представления обучающихся об информационных процессах;
- систематизировать представления обучающихся о носителях информации;
- рассмотреть примеры сбора информации;
- рассмотреть разные типы и способы обработки информации; рассмотреть примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- рассмотреть схему передачи информации
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире;
- умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека,
- умение приводить примеры хранения м передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе и технике.
Метапредметные:
- навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделение в них информационной составляющей;
- общепредметные навыки обработки, хранения и передачи информации;
- навыки классификации информационных процессов по принятому основанию.
Личностные:
- понимание значимости информационной деятельности для современного человека.
Тип урока изучение нового материала.
Формы работы учащихся фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, экран, мультимедийный проектор, колонки, компьютерный класс.
Таблица 1. Структура и ход урока
Этап урока |
Название используемых
ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
1. Организационный момент | Учитель здоровается с классом. Отмечает отсутствующих. Объявляет план урока. | Обучающиеся приветствуют учителя. | 2 мин | |
2. Актуализация знаний (Интерактивное задание на повторение способов восприятия информации) | 1. Вопрос 1 "Восприятие информации.
Органы чувств» 2. Вопрос 10 "Восприятие информации. Органы чувств" 3. Вопрос 2 – "Восприятие информации. Органы чувств" 4. Вопрос 3 – "Восприятие информации. Органы чувств" 5. Вопрос 4 – "Восприятие информации. Органы чувств" 6. Вопрос 5 – "Восприятие информации. Органы чувств" 7. Вопрос 6 – "Восприятие информации. Органы чувств" 8. Вопрос 7 – "Восприятие информации. Органы чувств" 9. Вопрос 8 – "Восприятие информации. Органы чувств" 10. Вопрос 9 – "Восприятие информации. Органы чувств" |
Учитель объясняет правила выполнения
задания. Вопросы для актуализации знаний демонстрируются через проектор. Вызывает учеников для ответа на вопросы. При необходимости комментирует ответы учеников, задает наводящие вопросы. |
Вызванный ученик отвечает на вопрос за компьютером учителя. Остальные – слушают, анализируют ответы одноклассников, задают вопросы. | 13 мин |
3. Актуализация знаний (обсуждение понятия «процесс») | Учитель задает вопрос: «Что делает человек с полученной информацией?» | Учащиеся устно отвечают на вопрос учителя. Возможные варианты ответа: записать, сохранить, рассказать другу, уничтожить, зашифровать и т.п. | 4 мин | |
Учитель сообщает тему урока и домашнее задание. | Обучающиеся записывают тему урока, домашнее задание. | |||
Учитель спрашивает определения понятия «процесс». | Учащиеся зачитывают определение понятия «процесс». | |||
Учитель просит привести примеры процессов, с которыми учащиеся встречаются в жизни и рассматривают на уроках. | Приводят примеры различных процессов (процесс горения, пищеварения, разложения, образования и т.д.) | |||
Учитель делает общий и дает определение слову «процесс». | Учащиеся записывают определение. | |||
4. Введение нового материала | Учитель дает определение понятию
«Информационный процесс». Основываясь на приведенных примерах, учитель сообщает о том, что любая информационная деятельность людей сводиться к осуществлению трех информационных процессов: хранению, передаче и обработке. Переходит к рассмотрению каждого информационного процесса. |
Учащиеся записывают определение. Учащиеся слушают. |
18 мин | |
11. Хранение информации. Память | Учитель демонстрирует ЭОР. Учитель
задает вопросы: 1. Назовите виды памяти человека. 2. Какая память является более быстрой и почему? 3. Приведите примеры носителей информации (обратить внимание, что носители информации бывают компьютерные и нет. Ученики как правило называют только компьютерные). 4. Зачем человек записывает информацию на различные носители? Учитель диктует определения: носитель информации, внутренняя и внешняя память. Учитель делает вывод о том, что процесс распространения информации называется хранением информации. Учитель диктует определение «хранение информации» |
Обучающиеся смотрят ЭОР. Учащиеся отвечают на вопросы.
Записывают определения в тетрадь.
Записывают определение в тетрадь. |
||
Предлагает учащимся рассмотреть несколько конкретных примеров (разговор по телефону, передача записки) передачи информации и на их примере выделить общую схему этого процесса. | Учащиеся слушают, включаются в беседу по обсуждению примеров. | |||
Диктует определения передача информации, информационного канала связи. | Записывают определения в тетрадь. | |||
12. Помехи при передаче информации | Учитель просит вспомнить, что иногда при телефоном разговоре информация может теряться или искажаться. | Учащиеся приводят личные примеры. | ||
Пример искажения информации демонстрируется с помощью ЭОР. | Смотрят ЭОР. | |||
На примере решения математической задачи рассказывает о процессе обработке информации. Делает акцент, что обработке информации есть входные данные, правила их обработки и выходная информация, т.е. результат. Просит учащихся привести свои примеры по обработке информации. | Учащиеся слушают и приводят личные примеры. | |||
Диктует определение понятию обработка информации. | Записывают определение. | |||
13. Обработка информации | Учитель демонстрирует ЦОР, где показаны различные виды обработки информации. | Учащиеся смотрят. | ||
5. Выполнение заданий учащимися по закреплению нового материала | Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися. (Приложение 1) | Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию. Устно выполнят задание. | 4 мин | |
6. Формулирование выводов урока | 14. Вопрос 1 – Тема "Информационные процессы" | Демонстрирует ЭОР. Комментирует ответы
или задает наводящие вопросы по необходимости Учитель напоминает домашнее задание, делая акцент на компьютерную его часть. |
Обучающиеся отвечают на вопросы тесты. | 4 мин |