Потенциал международных экзаменов по английскому языку для младших школьников в формировании универсальных учебных умений

Разделы: Иностранные языки


Ускорение темпов развития общества и процессов информатизации влечет за собой изменение целей образования. Развивающемуся обществу необходимы образованные, предприимчивые люди, которые могут контролировать свои действия, принимать взвешенные решения, прогнозировать возможные последствия принятых решений. Данный социальный заказ находит свое отражение в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», где отмечается, что развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения [3]. Это положение реализуется в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где подчеркиваются такие личностные характеристики ученика, как овладение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом и т.д. [5].

Основой для достижения поставленной цели является формирование «универсальных учебных умений» или «универсальных учебных действий», особенности формирования которых отражены в концепции развития универсальных учебных действий, разработанной на основе системно-деятельностного подхода группой авторов: А.Г.Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой и С.В.Молчановым под руководством А.Г.Асмолова.

Данная концепция конкретизирует требования к результатам начального общего образования и необходима для планирования образовательного процесса в начальной школе. Она служит основой для разработки учебных планов, программ и учебно-методических материалов в системе начального образования.

Согласно вышеназванной концепции универсальные учебные умения можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Овладение учащимися универсальными учебными умениями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные умения – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению [2].

Одним из способов формирования универсальных учебных умений в процессе изучения английского языка могут стать международные экзамены по английскому языку для младших школьников, такие как Cambridge Young Learners Exams и Pearson Tests of English Young Learners.

Разумеется, подготовка учащихся к международным экзаменам по английскому языку для младших школьников  состоит, в первую очередь, в развитии общеязыковых знаний и коммуникативных умений, а уже затем в отработке навыков работы с заданиями определенного типа, отражающими форматы экзамена, т.е. в формировании тестовой компетенции, но именно эта работа способствует овладению учащимися универсальными учебными умениями.

Cambridge Young Learners Exams (YLE), состоящие из трех уровней (Starters, Movers, Flyers), появились в 1997 году. Несмотря на относительную молодость, популярными данные экзамены стали очень быстро: ежегодно их сдают приблизительно 295000 детей в возрасте от 9 до 12 лет в 55 странах мира. Возрастных ограничений нет, поэтому при желании и готовности ребенка его можно сдавать и раньше [1].

Главная цель сдачи данного экзамена – получить независимую оценку экспертами знаний учащегося. Немаловажно и то, что учащиеся получают опыт сдачи экзаменов вообще, что в свою очередь способствует формированию следующих личностных и регулятивных универсальных учебных умений:

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на понимание оценок учителей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– осуществление итогового и пошагового контроля [4, с. 12-13].

Система оценок на всех трех уровнях данного экзамена отличается от традиционной: нет плохой оценки, есть определенное количество маленьких щитов на сертификате, которые закрашиваются в зависимости от количества набранных баллов. Все три уровня экзамена для самых маленьких соответствуют программе обучения в начальной школе и составлены с учетом возрастных особенностей детей, что способствует формированию личностных универсальных учебных умений:

– как формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный  интерес к новому учебному материалуи способам решения новой задачи [4, с. 12].

Мы предлагаем более подробно рассмотреть потенциал международных экзаменов для младших школьников в формировании универсальных учебных умений учащихся на примере экзамена уровня Starters.

Starters – самый низкий уровень в системе международных экзаменов по английскому языку для младших школьников. Инструкции к заданиям, предлагаемым в тесте, чрезвычайно просты и состоят из слов и структур, изучаемых в программе курса подготовки. Весь тест длится 45 минут и включает в себя задания на проверку уровня сформированности навыков по следующим видам речевой деятельности: аудирование,  чтение, письмо и устная речь [1].

Аудирование длится приблизительно 20 минут, состоит из 4-х частей и 20 вопросов. Типы тестовых заданий представляют собой задания на  множественный выбор и вопросы, требующие односложных ответов. Помимо перечисленных выше личностных и регулятивных учебных умений, задания на аудирование способствуют формированию познавательных универсальных учебных умений. Так в процессе выполнения заданий на аудирование учащиеся научатся:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
–  проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
–  устанавливать аналогии [4, с. 14].

Задания на чтение и письмо длятся 20 минут, состоят из 5 частей и 25 вопросов. Каждая из 5 частей сопровождается примером.

В первом задании требуется прочесть предложение и отметить галочкой, если оно соответствует тому, что изображено на картинке, и крестиком, если на картинке нет того, что упоминается в предложении. Второе задание похоже на первое, но предложения длинные, лексика разнообразнее и ответ должен состоять из слов «да» или «нет». Третье задание заключается в том, что ребенок составляет слово из набора букв, соответствующее изображению предмета. В задании орфография должна быть правильной. Задание четвертое – это заполнение пропусков в тексте. Слова для выполнения задания даны после текста и, дабы избежать ошибок, сопровождаются картинками. Задание пятое состоит из вопросов к картинкам [1].

Таким образом, задания на чтение и письмо способствуют развитию следующих познавательных универсальных учебных умений:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире;
– использовать знаково-символические средства;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– выделять существенную информацию из текстов;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приёмов решения задач [4, с. 14].

Задания на говорение длятся 4 минуты. Ребенок общается с одним из экзаменаторов. Говорение оценивается исходя из нескольких критериев, включая восприятие, способность дать адекватный ответ и произношение. Данная часть экзамена состоит из 5 заданий, выполняемых со зрительной опорой и без нее. Данные задания способствуют развитию следующих познавательных и коммуникативных универсальных учебных умений:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнёра;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи [4, с.15-16].

В заключение, мы хотели бы еще раз подчеркнуть, что результаты любого экзамена зависят не только от знаний учащихся, но и от умения применять эти знания и от умения учиться, т.е. от уровня сформированности универсальных учебных умений у учащихся. Мы доказали, что экзамены по английскому языку для младших школьников способствуют раннему формированию у учащихся всех четырех видов универсальных учебных умений и следовательно могут рассматриваться как один из способов их формирования.

Использованная литература:

1. Городецкая Л. М., Гуляева Г. В. Подготовка к Кембриджским экзаменам по английскому языку. Лекция 3 [Электрон. ресурс] / Л. М. Городецкая,  Г. В. Гуляева. – Режим доступа: https://eng.1sept.ru/view_article.php?ID=200801907 –   31.03.2013.
2. Карабанова О.А. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны [Электрон. ресурс] / О. А. Карабанова. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250 – 31.03.2013.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электрон. ресурс]. –  Режим доступа: http:// smolin.ru/odv/reference-source/2008-03.htm – 31.03.2013.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. / [Сост. Е. С. Савинов]. –  4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2013. — 223 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электрон. ресурс]. –  Режим доступа: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=321 – 31.03.2013.