В эпоху глобальных изменений климата, небесных явлений, развития науки и техники, интерес учащихся к изменениям велик, потому отсутствие уроков астрономии не самым лучшим образом сказывается на развитии учащихся.Интересным является и тот факт, что при отсутствии уроков, олимпиады по астрономии в масштабах города и региона проводятся. Участие в этих олимпиадах для учащихся не везде является обязательным, но для учителя – желательно.
В школах, где мне приходилось до недавнего времени работать, четко продумана система подготовки к олимпиадам по физике и астрономии. Выделяются часы в рамках факультативов или спецкурсы, которые учитель может использовать как часы для работы с одаренными детьми. Городское управление образования и методический центр оказывает мощную методическую поддержку, как молодым, так и учителям со стажем.
Подготовку учителя начинают в 8 классе, так как на олимпиаду по астрономии приглашают учащихся с 8класса. При подготовке учащихся я использую такие пособия:
- «Астрономия. Книга для учащихся» автор Дина Моше, перевод с англ.Н.В. Мамуны и М.Ю. Шевченко, М Просвещение
- «Книга для чтения по астрономии», автор М.М. Дагаев, М. Просвещение.
- «Астрономический калейдоскоп: Вопросы и ответы», Б.И. Фесенко, М, Просвещение, 1992.
- «Астрономия» Е.П. Левитан, «Высшая школа» 1988 и далее,
- «Сборник вопросов и качественных задач по астрономии» Е.Б. Гусев, М. Просвещение, 2002.
- «Для преподавателей. Задания для подготовки к олимпиадам. Физика и астрономия, 9-11 классы, автор-составитель В.Т. Оськина, Волгоград, «Учитель»
- «Основы обучения астрономии»,Ю Е.П. Левитан, М.Высшая школа,
- «Поурочные планы. Астрономия», по учебнику Е.П. Левитана, «Астрономия 11 класс», составитель Е.А. Демченко, Волгоград, Учитель, 2003,
- «Дидактический материал по астрономии» Г.И. Малахова, и Е.К. Страут, М. Просвещение 1989,
- «Дидактические материалы по астрономии, 11 класс» Е.К. Страут, Москва, Владос, 2000.
- «Сборник задач по астрономии», М.М. Дагаев, М, Просвещение»
Для подготовки к олимпиада более высокого уровня приходилось использовать следующие пособия:
- «Астрономические олимпиады. Задачи с решениями», В.Г. Сурдин, Москва, 1995, МГУ.
- «Звездный мир. Сборник задач по астрономии и космической физике. Олимпиады ННЦ», М.Г. Гаврилов, Москва, Черноголовка.
- «Общий курс астрономии» Э.В. Кононович, В.И. Мороз, УРСС, Москва, 2001,
- Методическое пособие «Подготовка к олимпиадам по астрономии и физике космоса», (2 части). Л.П. Бельская, Набережные Челны, 2006.
В этом учебном году приходится работать совершенно в другом регионе, где стартовые условия иные, никто с учениками не готовился и никогда не принимал участия в городских олимпиадах по астрономии, тем не менее, нашлись желающие принять участие в подготовке. На весь курс подготовки я выделила 7 занятий внеурочных по 1.5 часа, неоценимую помощь при подготовке кроме выше перечисленных пособий мне оказало : «Методическое пособие «Подготовка к олимпиадам по астрономии и физике космоса», Л.П. Бельская, Набережные Челны, 2006.
Это пособие претерпело 3 издания с изменениями, состоит из 2 частей, само пособие с компактно изложенными темами по курсу астрономии, красочно иллюстрировано, к каждой теме составлены упражнения. Вторая часть «Приложение к методическому пособию «Подготовка к олимпиадам по астрономии и физике космоса» Л.П. Бельская Набережные Челны, 2010, где ко всем заданиям упражнений даны ответы рекомендации.
На первом занятии всего курса подготовки мы с учениками изучили целый раздел учебника «астрономии» 11 класс, благодаря этому пособию.
Занятие 1
Тема: Практические основы астрономии. Небесные координаты. Законы Кеплера.
Цели:
- сформировать представление учащихся о небесных координатах и движении Солнца,
- изучить Законы Кеплера,
- закрепить приобретенные знания учащихся решениями задач,
- способствовать самостоятельному труду учащихся при объяснении конкретных задач,
- развивать мыслительную деятельность , умение анализировать, сравнивать, обобщать, умения работать с таблицами, подвижной картой звездного неба (ПКЗН), изучить армиллярную сферу.
Приборы и пособия:
- Армилярная сфера, подвижная карта звездного неба, (ПКЗН), «Пособие…» Л.П. Бельской.
- Учебник «Астрономии», Е.П. Левитан учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2000 год .
- «Астрономия» 11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений.
- Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. Москва Дрофа 2005.
Сообщаю учащимся тему занятия и знакомлю с учебными целями, затем знакомлю с двумя видами координат звездного неба: горизонтальной системой координат и экваториальной системой координат, объясняю связь между координатами небесных тел в 2 различных системах отсчета ними. Затем, совместно с учащимися изучаем краткое пособие и по ярким рисункам звездного неба еще раз закрепляем учебный материал, далее решаем задачи из пособия Бельской.
Второй урок посвящаем изучению законов Кеплера. Законы не вызывают затруднения. Решив задачи из пособия по 3 законам Кеплера, переходим к изучению движения Солнца, что для учеников оказывается наиболее сложным, так как необходимо мысленно перенести себя в другую систему отсчета, движение Солнца относительно Земли и движение Солнца относительно звезд. Рассмотрев все законы и примеры в пособии Бельской, изучив в учебнике «Астрономии» соответствующий материал, переходим к.решениям задач. Учащиеся быстро усваивают работу с картой звездного неба, решают задачи из «Дидактического материала…» Страут, за длительное время работы в школе накоплен огромный банк олимпиадных задач по астрономии и физике космоса.
Так за непродолжительный промежуток времени можно получить неплохие результаты на олимпиаде по астрономии и испытать удовольствие от общения с мотивированными на успех детьми.